Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль, а также оценка его эффективности в коммерческой деятельности.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
изучить управление торгово-технологическим процессом;
проанализировать материально-техническую базу предприятия;
отразить хранение товаров в магазине, изучить цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров;
охарактеризовать способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров;
охарактеризовать технологию подготовки и выкладки товаров в торговом зале;
охарактеризовать технологическую планировку его помещений;
выявить требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине;
описать экстерьер и интерьер магазина;
изучить оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия.
Введение стр.4
Управление торгово-технологическим процессом стр.6
1.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине и его значение
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров
1.3 Организация приемки товаров по количеству
1.4 Организация приемки товаров по качеству
1.5 Организация и технология розничной продажи товаров
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия стр.15
2.1. Организационно – правовая характеристика магазина розничной торговли «SPAR»
2.2 Анализ материально-технической базы предприятия
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса стр.23
Цель и задачи хранения товаров, факторы, влияющие на хранение товаров
3.2 Способы хранения продовольственных и непродовольственных товаров
3.3 Технология подготовки и выкладки товаров в торговом зале
3.3.1 Технология подготовки товаров к продаже
3.3.2 Технология выкладки товаров в торговом зале
4. Показатели эффективности работы исследуемого предприятия стр.35
4.1 Технологическая планировка его помещений
4.2 Требования и принципы торгово-технологического процесса, схемы торгово-технологического процесса в магазине
4.3 Экстерьер и интерьер магазина
4.4 Оптимальность использования площадей и числа узлов в торговом зале предприятия
Выводы и предложения стр.46
Список литературы стр.49
В большинстве отделов магазина «SPAR» на пристенных стеллажах применяется комбинация горизонтальной и вертикальной выкладки.
На стеллажах недопустимо
Рисунок 4. Выкладка молочных продуктов в магазине ООО «SPAR».
При всей серьезности, с которой подходят к вопросам выкладки товаров в магазине «SPAR», имеется существенный недостаток. В магазине недостаточно уделяется внимания эффективной презентации товара внутри магазина. Основными средствами внутренней рекламы в магазинах являются POS-материалы (плакаты, дисплеи, листовки, полочные наклейки, воблеры, желтые ценники, красные ценники). Анализ покупательского спроса показывает, что решения о совершении покупок зависят от сочетания информации, которую покупатели могут вспомнить, и внешней информации, доступной в момент совершения покупок в торговом зале. Причем потребители чаще выбирают товар, информация о котором доступна извне, нежели тот, о котором приходится вспоминать.
Деятельность магазина «SPAR» ориентирована на торгово-закупочные операции.
Магазин расположен в кирпичном пятиэтажном жилом доме и занимает почти весь первый этаж.
Магазин располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Все помещения магазина расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений отвечают основным требованиям:
В свою очередь, между помещениями этой группы обеспечена должная взаимосвязь. Размещение помещений и их планировка направлены на обеспечение максимальных удобств для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина обеспечивает нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговом предприятии.
Основным торговым помещением является
торговый зал. Торговый зал имеет
большой периметр глухих стен и перегородок,
что очень важно для расширения
возможности установки
В магазине «SPAR» между отделами использовалась концепция «сбалансированного магазина», основывающаяся на том, что площади, отводимые под каждый отдел, должны быть пропорциональны объемам продаж, и соответствовать потребностям в торговом пространстве.
Торговые помещения, холодильная установка и склад расположены на одном уровне, они связаны между собой небольшим коридором, что позволяет оперативно пополнять товарные запасы. Помещение для приемки товаров расположено в непосредственной близости от торгового зала.
Совокупность помещений
Рисунок 5. Технологическая планировка помещений
Торгово-технологический
Основными принципами организации технологических процессов в магазинах являются:
В магазинах, торгующих продовольственными и непродовольственными товарами, различают три основные схемы технологического процесса продажи.
Первая включает приемку товаров и подачу их непосредственно с приемной площадки в торговый зал для продажи. Такая схема может быть использована при применении в торгово-технологическом процессе тары-оборудования. Применение этой схемы технологического процесса обуславливает необходимость выделять для ее осуществления два функциональных помещения: для приёмки товаров и для их продажи.
Во второй схеме технологический процесс состоит из трех операций: приемки, хранения товаров и их продажи. Именно эта схема используется в ООО «SPAR».
Наиболее сложной является третья схема технологического процесса. Её применение требует наличие еще одного функционального помещения-помещения для подготовки товаров к продаже. В большинстве случаев в продовольственных магазинах применяются все три схемы технологического процесса.
В магазине ООО «SPAR» для различных групп товаров, а также в разных отделах применяется соответствующие схемы торгово-технологического процесса. Обобщенная схема торгово-технологического процесса магазина представлена на рисунке 6.
Рисунок №6. Схема торгово-технологического процесса в магазине
В магазине «SPAR» разгрузка товара предшествует его непосредственной приемке. Основанием для приема товаров товароведом и его оприходования является накладная. При поступлении каждой партии товара в обязательном порядке проверяется наличие сертификатов (сертификат соответствия, гигиенический сертификат, сертификат качества, ветеринарный сертификат) и других документов в зависимости от особенностей реализуемого товара.
Если товар поступил в магазин ООО «SPAR» без каких-либо сопроводительных документов поставщика, то приемка производится комиссией по фактическому наличию товара с оформлением акта приемки. При этом в акте указывается, какие документы отсутствуют.
Следующий этап торгово-технологического процесса в магазине (проверка целостности контейнеров или упаковки) производят продавцы под руководством товароведа. Приемка товаров начинается с тщательного наружного осмотра груза. При обнаружении нарушения целостности упаковки товара проводят сплошную проверку по количеству и по качеству товаров и составляют акт, который является основой для предъявления претензий поставщикам. Далее следует распаковка товара, это первым делом упорядочивание складирования товаров и сокращение времени восполнения полочных запасов в торговом зале.
Доставляемые в зону приемки товары принимаются по количеству и по качеству. Приемку товаров по количеству производят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Приемку товаров по качеству производят параллельно приемке товаров по количеству, на данном этапе производится выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам. При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт по форме ТОРГ-2. При этом в сопроводительных документах делается отметка об актировании. Акт составляется только на те товары, по которым установлены расхождения. По поступившим товарам, количество, качество и комплектность которых полностью соответствует сопроводительным документам поставщика, делается отметка в конце акта: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет». Затем принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. При выборе места хранения товара учитывается, прежде всего, их количество и периодичность поступления.
В магазине ООО «SPAR» в связи с небольшими объемами поступления товаров окончательная приемка проводится путем сплошного вскрытия тары и полной проверки товаров по количеству и качеству. Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на накладной товаровед проставляет прямоугольный штамп магазина «Получено» с обязательным указанием даты приемки, что подтверждает факт приемки товаров и соответствие принятых товаров данным, приведенным в сопроводительных документах. Независимо от того, были ли в процессе приемки поступивших товаров выявлены отклонения по количеству, качеству или комплектности с составлением соответствующего акта, товаровед, принимающий товар на свою материальную ответственность, ставит подпись на накладных и заверяет ее круглой печатью предприятия.
Важную роль в формировании интерьера торгового зала играют строительные и отделочные материалы, которые являются основными средствами художественной выразительности композиции интерьера. Поэтому материалы, используемые для отделки помещений торговых залов, должны быть красивыми, прочными и дешевыми.
В магазинах, торгующих непродовольственными товарами, для стен может быть использована отделка с шероховатой матовой или блестящей поверхностью. Желательно, чтобы потолки в торговом зале были отделаны звукопоглощающими материалами.
Для покрытия полов должны использоваться
материалы, обладающие высокой прочностью,
большой сопротивляемостью
При строительстве магазинов из материалов с высокой степенью теплоизоляции стены имеют небольшую (до 20см) толщину и стекла оконных проемов составляют с ними единую поверхность, что создает ощущение легкости в интерьере торгового зала.
В зависимости от климатических условий применяется различная ориентация оконных проемов. В районах с жарким климатом в оконных проемах устраиваются специальные солнцезащитные элементы, в условиях холодного климата — двойное остекление.
При формировании интерьера торгового зала магазина следует учитывать требования эргономики. Это относится не только к выбору геометрических параметров помещений, но и к размерам торгового оборудования и мебели.
Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эстетическим и экономическим требованиям. Фактор эргономики должен учитываться при организации основных функциональных зон, при расстановке и конструировании основных элементов интерьера торгового зала.
Торговый зал можно разделить на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест продавцов и площадь зоны расчетного узла.
Форма, пропорции и цвет торговой мебели соответствует своему функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина, она подчеркивает единство ансамбля интерьера магазина.
В цветовой отделке максимально использовались декоративные свойства материалов (дерева, пластических масс и др.). Отделка торговой мебели увязана с общим решением оборудования, т. е. с ее формой, конструкцией. Окрашена мебель в нейтральные спокойные тона, в тона контрастные цвету товара, чтобы выявить и подчеркнуть его основные свойства. Цвет мебели гармонирует с интерьером магазина, и выявлять цветовые свойства экспонируемых товаров. При этом источники света располагаются так, чтобы выделить товар, обратить на него внимание покупателей.
Информация о работе Торгово-технологический процесс в магазине и его составные части