Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа
Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в своей курсовой работе я поставила для себя следующие задачи:
Дать правильное понятие розничной торговле, охарактеризовать ее,
Дать правильное понятие оптовой торговле, охарактеризовать ее;
Дать правильное понятие устройству и основе технологических планировок магазина;
Раскрыть классификацию, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли;
Охарактеризовать торгово-технологическое оборудование магазинов;
Введение …………………………………………………………….............. 4
1. Торговая организация, ее задачи и функции…………………………….6
Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных
отношений………………………………………………………….….... 6
1.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения…………………………………………………..………7
2. Товарные склады, их устройство и планировка
2.1.Назначение и функции складов, их классификация……………………10
2.2.Технологические и общетехнические требования к устройству
складов………………………………………………………………..… ..14
2.3. Виды складских помещений и их планировка………………………... 16
3. Классификация, функции и принципы размещения предприятия
розничной торговли
3.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий…….... 18
3.2. Специализация и типизация магазинов…………………………… ..… .20
3.3. Основные принципы размещения розничной торговой сети………. .. 25
4. Устройство и основы технологических планировок магазинов
4.1. Требования к устройству магазинов…………………………………… 30
4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина………………………….…33
4.3. Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки,
хранения и подготовки товаров к продаже…………………………… 35
4.4. Санитарно-технические устройства магазина……………..………...... 42
5. Торгово-технологическое оборудование магазинов
5.1.Мебель для торговых залов магазинов………………………..……….. 46
5.2. Торговый инвентарь……………………………………….….…..……. 51
5.3. Торговое холодильное оборудование………………………..………… 54
5.4. Торговое измерительное оборудование…………………….…………. 57
5.5. Контрольно-кассовое оборудование…………………………….………62
5.6. Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов…….…….. 65
6. Торговля, как отрасль понятие функции…………………………..…… .. 68
Заключение……………………………………………………………... ….. .. 69
Список использованной литературы ……………………………….…….. .. 7
При разработке схемы технологической планировки для конкретного магазина следует учитывать его тип, размер торговой площади, конфигурацию торгового зала и т. д. Технологическая схема должна отвечать следующим основным требованиям:
Важную роль в организации
бесперебойного торгово-технологического
процесса магазина играют помещения
для приемки, хранения и подготовки
товаров к продаже. Состав и размеры
этой группы помещений зависят от
типа и размера магазина, характера
выполняемых технологических
Для разгрузки транспортных средств в магазинах должны быть оборудованы специальные места. В крупных магазинах для этих целей устраиваются рампы или дебаркадеры.
Помещение (зоны) для приемки товаров по количеству и качеству должно примыкать к месту разгрузки. В магазине может быть также выделена специальная зона для товаров, прибывших во внерабочее время. Зона для приемки товаров должна быть связана с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже. Кроме того, помещения для приемки товаров должны иметь по возможности кратчайшую связь с торговым залом для доставки товаров, поступивших в таре-оборудовании, непосредственно в зал.
Помещения для хранения товаров по своему устройству должны отвечать требованиям рационального хранения необходимых запасов товаров. Размер площади этих помещений, их состав (для охлаждаемых и неохлаждаемых товаров) зависят от ассортимента реализуемых товаров и устанавливаются по Строительным нормам и правилам. Охлаждаемые камеры должны устраиваться в виде единого блока. Зоны хранения товаров могут размещаться в подвальных помещениях или в помещениях, находящихся на уровне торгового зала. Реже такие помещения располагаются над торговым залом (на верхних этажах здания). Помещения для хранения оснащаются соответствующим технологическим оборудованием - стеллажами, подтоварниками и т. д.
Размеры помещений для
подготовки товаров к продаже
также устанавливаются в
4.4. Санитарно-технические устройства магазина
В качестве источников теплоснабжения зданий магазинов могут быть использованы городские теплофикационные сети от ТЭЦ или районных котельных, пар низкого или среднего давления, местные котельные или квартальные сети. Теплофикационная вода обычно принимается с параметрами 150-700С, горячая вода для систем горячего водоснабжения - с температурой 650С.
В зданиях магазинов могут применяться различные системы отопления: водяное; воздушное, совмещенное с приточной . вентиляцией; электрическое; комбинированное - водяное и воздушное; паровое низкого давления.
Не допускается применение
систем с инфракрасными и
По действующим Строительным нормам и правилам принимаются расчетные внутренние температуры и кратность обмена воздуха в помещениях магазина.
В магазинах, размещаемых
в жилых или общественных зданиях,
системы отопления
Для магазинов с общей площадью от 40 до 250 кв. м могут применяться системы электрического отопления с использованием нагревательных приборов в виде электрорадиаторов.
В случае устройства в здании
магазина воздушного отопления, совмещенного
с приточной вентиляцией, необходимо
предусматривать специальное
В мелких магазинах в исключительных случаях может быть использовано печное отопление.
В магазинах может применяться естественная и механическая вентиляция.
Естественная вентиляция предусматривается в магазинах с торговой площадью не более 150 кв. м. Она обеспечивает воздухообмен в помещениях в результате действия ветрового и теплового напоров, получаемых вследствие разной плотности воздуха снаружи и внутри помещений.
Механическая вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов или эжекторов. Она может быть приточной, вытяжной и приточно-вытяжной.
Различают общеобменную (для всего помещения) и местную (для отдельных рабочих мест) вентиляцию.
При размещении магазинов в первых этажах жилых домов или общественных зданий системы вентиляции магазинов должны устраиваться раздельно от вентиляции зданий, а приточные камеры, как правило, необходимо размещать в помещениях, находящихся ниже магазина или на одном уровне с ним.
С помощью специальных технических средств в помещениях может осуществляться кондиционирование воздуха, которое является наиболее совершенным видом вентиляции и отопления помещений. Кондиционеры служат для приготовления, перемещения, распределения воздуха и автоматического регулирования его параметров. Их подразделяют на местные (для отдельных помещений) и центральные (для всех помещений магазина).
При расчете воздухообмена необходимо учитывать, что источниками тепловыделения являются покупатели (75 ккал/час от одного покупателя) и работающие (100 ккал/час). Кроме того, в среднем один покупатель выделяет 23 литра в час углекислоты, один продавец - 30 л/час. Допустимое содержание углекислоты - 2 л/м3.
В охлаждаемых камерах
для хранения овощей и фруктов
должна быть предусмотрена автономная,
не связанная с другими
Не допускается присоединять к общим вентиляционным системам помещения складов сгораемых материалов и изделий из несгораемых материалов в сгораемой упаковке.
Все приточные системы вентиляции должны быть автоматизированы. В случае возникновения пожара в зданиях магазинов должно сработать централизованное отключение систем механической вентиляции, кондиционирования и воздушного отопления.
Водоснабжение магазина должно обеспечивать его потребность в воде для хозяйственно-гигиенических и противопожарных целей, а также в питьевой воде, удовлетворяющей требованиям действующего стандарта.
В магазинах с объемом здания 5000 м3 и более обязательно должен быть внутренний противопожарный водопровод.
На одного работника магазина
принимается норма
Согласно Санитарным правилам и нормам все магазины должны иметь канализационные сооружения, предназначенные для отвода сточных вод. Канализационная сеть бывает внутренняя и наружная. Внутренняя канализация устраивается в виде трубопровода, идущего от санитарных приемников и других мест приема сточных вод до наружных каналов или коллекторов.
Объединение канализации магазинов с общедомовыми канализационными сетями не допускается. Нельзя прокладывать трубы канализации под потолками торговых помещений и помещений для приема, хранения и подготовки продовольственных и ценных непродовольственных товаров к продаже. Не допускается также установка санитарных приборов в подвальных помещениях, сообщающихся со складскими помещениями для хранения этих же товаров.
Магазины должны быть также оснащены противопожарными устройствами. К ним относят противопожарные водопроводы или специальные резервуары для воды, пожарные лестницы и спуски для перемещения грузов в многоэтажных зданиях, а также средства противопожарной автоматики и сигнализации.
5.1.Мебель для торговых залов магазинов
Мебель для торговых предприятий
играет важную роль в рациональной
организации торгово-
Мебель для торговых предприятий принято классифицировать по следующим наиболее важным признакам: месту применения; назначению; товарному профилю; конструкции.
По месту применения торговую мебель подразделяют: для торговых залов, подсобных помещений и мелкорозничных предприятий.
По назначению торговая мебель подразделяется на следующие виды:
По товарному профилю различают универсальную и специализированную торговую мебель.
По конструкции торговую мебель изготовляют неразборную и сборно-разборную. Магазины оснащаются преимущественно сборно-разборной торговой мебелью, что позволяет быстро и без дополнительных затрат изменять планировку магазина или отдельных его секций.
Размеры и конструкция
торговой мебели должны быть тесно
увязаны с параметрами
Мебель для торговых предприятий делится на следующие основные типы:
Для оснащения магазинов также применяются: примерочные кабины, банкетки и подставки для примерки обуви, столы для выписки чеков и упаковки товаров, столы для тканей и крупногабаритных товаров, столы передвижные для телевизоров, подиумы, столы-подиумы и т. д.
Наиболее распространенными типами торговой мебели являются пристенные и островные горки, которые могут устанавливаться в торговом зале отдельными секциями или сплошным фронтом (рис. 1 а,б,в,г,д,е,ж).
Различают универсальные, предназначенные
для выкладки и продажи различных
продовольственных и
Выложенные на привитринных горках товары можно осматривать как со стороны торгового зала, так и с улицы. Размещают их вдоль оконных витрин.
Прилавки используют для отпуска различных товаров, размещения отборочных корзин и сумок покупателей, а также для упаковки товаров (рис.2).
Прилавки - витрины, в отличие от прилавков, имеют частично или полностью застекленную верхнюю часть.
Вешала служат для показа и продажи готового платья. Они бывают одно- и двухъярусные, стационарные и передвижные (рис.3).
Кассовые кабины являются рабочим местом контролера - кассира. Они оснащаются вращающимся стулом с подъемным сиденьем и проволочной корзиной для мелких товаров.
Для оснащения подсобных помещений применяют стеллажи, подтоварники, поддоны, вешала для одежды, лари для хранения сыпучих товаров, а также оборудование для бракеража и подготовки товаров к продаже.
Унификация - приведение к единообразию форм, конструкций и размеров деталей, из которых производится сборка торговой мебели. В процессе унификации сокращается многообразие деталей, имеющих одинаковое функциональное назначение.
Мебель, изготовленная из унифицированных деталей, легко монтируется как в виде отдельных секций, так и сплошным фронтом, что приводит к экономии средств за счет сокращения числа стоек и других элементов.
Стандартизация торговой мебели предусматривает установление нормативных требований к размерам, материалам, качеству изготовления, правилам приемки, маркировки, упаковке, транспортировке и хранению торговой мебели.
Мебель для торговых помещений должна быть удобной в эксплуатации, обеспечивать широкий показ товаров и создавать максимум удобств при отборке товаров покупателями.
Она должна отвечать эксплуатационно-техническим,
экономическим, эргономическим, эстетическим
и санитарно-гигиеническим
Информация о работе Торгово-технологическое оборудование магазинов