Торгово-технологическое оборудование магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Однако перечисленные торгово-технологические операции, несмотря на их общность, во многом различны в зависимости от того, в каком из звеньев торговли они выполняются. В связи с этим в своей курсовой работе я поставила для себя следующие задачи:
Дать правильное понятие розничной торговле, охарактеризовать ее,
Дать правильное понятие оптовой торговле, охарактеризовать ее;
Дать правильное понятие устройству и основе технологических планировок магазина;
Раскрыть классификацию, функции и принципы размещения предприятий розничной торговли;
Охарактеризовать торгово-технологическое оборудование магазинов;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….............. 4
1. Торговая организация, ее задачи и функции…………………………….6
Роль и функции оптовой торговли в системе хозяйственных
отношений………………………………………………………….….... 6
1.2. Типы и виды оптовых предприятий и их роль в процессе товародвижения…………………………………………………..………7
2. Товарные склады, их устройство и планировка
2.1.Назначение и функции складов, их классификация……………………10
2.2.Технологические и общетехнические требования к устройству
складов………………………………………………………………..… ..14
2.3. Виды складских помещений и их планировка………………………... 16
3. Классификация, функции и принципы размещения предприятия
розничной торговли
3.1. Классификация и функции розничных торговых предприятий…….... 18
3.2. Специализация и типизация магазинов…………………………… ..… .20
3.3. Основные принципы размещения розничной торговой сети………. .. 25
4. Устройство и основы технологических планировок магазинов
4.1. Требования к устройству магазинов…………………………………… 30
4.2. Состав и взаимосвязь помещений магазина………………………….…33
4.3. Устройство и планировка торгового зала и помещений для приемки,
хранения и подготовки товаров к продаже…………………………… 35
4.4. Санитарно-технические устройства магазина……………..………...... 42
5. Торгово-технологическое оборудование магазинов
5.1.Мебель для торговых залов магазинов………………………..……….. 46
5.2. Торговый инвентарь……………………………………….….…..……. 51
5.3. Торговое холодильное оборудование………………………..………… 54
5.4. Торговое измерительное оборудование…………………….…………. 57
5.5. Контрольно-кассовое оборудование…………………………….………62
5.6. Выбор торгового оборудования для оснащения магазинов…….…….. 65
6. Торговля, как отрасль понятие функции…………………………..…… .. 68
Заключение……………………………………………………………... ….. .. 69
Список использованной литературы ……………………………….…….. .. 7

Файлы: 1 файл

курсовая по ОКД.docx

— 123.37 Кб (Скачать файл)

Эксплуатационно-технические требования. Они, прежде всего предусматривают, чтобы торговая мебель имела стандартные размеры, что позволяет производить ее сборку из отдельных элементов методом агрегатирования. Длина, высота и ширина изделий должны отвечать параметрам помещений магазина и соответствовать различным свойствам товаров и стандартизированным размерам упаковки.

Важным эксплуатационно-техническим  требованием торговой мебели является ее прочность и устойчивость, а  также надежность соединений отдельных  деталей.

Экономические требования. При проектировании мебели для торговых залов магазинов стремятся к тому, чтобы она была недорогой и экономичной в эксплуатации. Важными условиями снижения стоимости торговой мебели и повышения ее экономичности является организация массового индустриального производства, простота технологического процесса, возможность замены отдельных деталей и узлов в процессе ее ремонта, а также реконструкции и перепланировки магазина.

Эргономические  требования. Они предусматривают, что основные размерные соотношения мебели, т. е. ее высота, ширина и длина, высота расположения полок и других элементов для выкладки товаров, должны устанавливаться с учетом роста и пропорций фигуры человека и обеспечивать минимальную утомляемость обслуживающего персонала, а также хорошую обозримость товаров и свободный доступ к ним покупателей.

Эстетические  требования. Форма, пропорции и цвет торговой мебели должны соответствовать ее функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала магазина. Она должна подчеркивать единство ансамбля интерьера магазина. Иначе говоря, устройство торговой мебели не должно играть самостоятельной роли.

Цвет мебели должен подбираться с учетом некоторых особенностей композиции ее формы. Нецелесообразным считается введение в отделку многоцветной окраски, что может нарушить целостность формы мебели. На цветовую схему существенное влияние оказывает фактура поверхности мебели. Так, матовая фактура наиболее приемлема для спокойных приглушенных цветов, глянцевые поверхности - для интенсивных цветов.

Кроме перечисленных, к мебели торговых залов магазинов предъявляются  и другие эстетические требования, основные из которых сводятся к следующему:

  • при конструировании торговой мебели должны быть учтены возможности широкого применения современных материалов и отделки;
  • при монтаже пристенных и островных горок в линию не должно возникать зрительного впечатления провисания полок. При этом все вертикальные членения мебели должны быть малозаметны, а горизонтальные - подчеркнуты;
  • для придания торговой мебели композиционной законченности необходимо, чтобы ее собранные секции имели декоративное оформление. С этой целью устраиваются боковые стенки, карнизы для подсвета, плинтуса в основании горок.

Санитарно – гигиенические требования. Устройство торговой мебели, а также материалы, используемые для изготовления этой мебели, не должны затруднять ее чистку в процессе эксплуатации и уборки помещений. В связи с этим мебель должна иметь доброкачественную отделку, с гладкой поверхностью без излишних углублений, зазоров и выступов.

Рабочие поверхности мебели, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, должны изготовляться из материалов, допущенных к применению в продовольственном машиностроении.

Поверхности, покрытые пластиком, протираются влажным тампоном. Мыть мебель обильно смоченным тампоном нельзя, так как жидкость, затекая  в щели между деталями, приводит к разбуханию деревянных и ржавлению  металлических частей.

Удаление загрязнений  с окрашенных поверхностей мебели рекомендуется  производить только путем сухой  уборки.

 

 

5.2. Торговый инвентарь

Важным дополнением торгово-технологического оборудования магазинов является торговый инвентарь, который представляет собой  приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки  товаров в процессе обслуживания покупателей, а также для различных  вспомогательных и хозяйственных  операций. По месту использования  различают инвентарь для складских и подсобных помещений, инвентарь торговых залов продовольственных магазинов и инвентарь для торговых залов магазинов, торгующих непродовольственными товарами, а также инвентарь общего пользования.

В зависимости  от назначения торговый инвентарь делится на следующие основные группы: для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями. Наряду с перечисленным, магазины должны оснащаться счетным, вспомогательным, санитарно-гигиеническим и противопожарным инвентарем.

Инвентарь для  вскрытия тары и упаковки. В эту группу входит инвентарь для вскрытия деревянной, металлической и мягкой тары (рис.4).

Инвентарь для проверки размеров и качества товаров. Сюда относятся шаблоны, пробоотборники, овоскопы, виноскопы.

Пробоотборники используются для взятия проб товаров.

Проверка качества яиц  и вин на просвет производится при помощи овоскопа-виноскопа, который состоит из корпуса полусферической формы и двух съемных крышек с отверстиями для просвета яиц и вина, расфасованного в бутылки. В нижней части прибора вмонтирован патрон с электролампой. Количество отверстий в крышках рассчитано на одновременный просвет 20 штук яиц или двух бутылок с вином. Корпус и крышки овоскопа- виноскопа изготовлены из листового алюминия толщиной 1,5 мм. Мощность электролампы составляет 40 Вт.

Для приемки некоторых  культтоваров, а также товаров  строительного и хозяйственного назначения используют мерительные инструменты. Это кронциркули для сравнительного измерения наружных размеров, нутромеры для определения внутренних размеров, штангенциркули для точных наружных и внутренних измерений, микрометры для определения толщины или диаметра некоторых предметов (листового железа, проволоки и т. п.).

Инвентарь для  подготовки товаров к продаже. К этой группе инвентаря относят приспособления для разруба, разделки и нарезки мяса, субпродуктов и рыбы, утюги и гладильные доски, щетки для чистки одежды и обуви, а также инвентарь для фасовки товаров (рис.5).

Инвентарь для фасовки  товаров включает кружку-дозатор  для сыпучих товаров, электроприспособление для фасовки гвоздей и шурупов, приспособление для сварки полиэтиленовой пленки.

Вспомогательный инвентарь. Сюда относят приспособления для точки, правки и хранения ножей, совки, воронки, насос для перекачки жидкостей, лестницы (стремянки), лопаты роликовые для картофеля.

Инвентарь торговых залов  продовольственных магазинов включает следующие группы: для проверки качества товаров, подготовки товаров к продаже и отпуска их покупателям, выкладки и рекламы товаров, отбора товаров покупателями.

Приспособлением для проверки качества продовольственных товаров, используемым не только в подсобном  помещении, но и в торговых залах  магазинов, является овоскоп-виноскоп.

Инвентарь для подготовки продовольственных товаров к  продаже и отпуска их покупателям. К этой группе инвентаря относят вилки, щипцы и лопатки торговые, ложки и ковши для солений, мутовки, посуду для продажи растительного масла, сачки для живой рыбы.

Инвентарь для выкладки и  рекламы продовольственных товаров. В продовольственных магазинах для этих целей используют лотки для полуфабрикатов и готовых продовольственных товаров, окорята витринные, подставки, кронштейны и корзинки для показа сыпучих бакалейных товаров, кондитерских изделий, консервов, фруктов, овощей и т. п.

Для показа сыпучих бакалейных товаров и кондитерских изделий  используют прозрачные подставки из органического или силикатного  стекла. Они могут быть одно- или  многосекционными различной формы.

Корзины или лотки из проволоки, лозы, пластмассы применяют для выкладки фруктов и овощей.

Товары, расфасованные в  бутылки, а также консервы выкладывают  на стационарных кассетных подставках или вращающихся многоярусных стендах.

Инвентарь для отбора товаров покупателями. Сюда относят корзины и тележки для отбора товаров покупателями в магазинах самообслуживания.

Инвентарь для проверки качества промышленных товаров. К инвентарю этого назначения относят приспособления для проверки электроприборов и электроламп, батареек, точности хода часов, антенные устройства для проверки работы телевизионных приемников, измерительные линейки.

Инвентарь для отпуска  товаров покупателям. Сюда относят инвентарь для примерки обуви, примерочные зеркала, кольца-измерители для головных уборов, метры и полуметры, приспособления для прокалывания отверстий в ремешках для часов, а также инвентарь для упаковки товаров.

Инвентарь для упаковки товаров объединяет приспособления для упаковки обоев и резки шпагата, склеивающую ленту с держателем.

Peкламно-выстовочный инвентарь для показа промышленных товаров. В промтоварных магазинах рекламно-выставочный инвентарь представлен манекенами и полуманекенами, динамическими рекламными установками, различного рода подставками, планшетами для образцов мелких товаров, держателями для одежды, декоративными элементами, а также приспособлениями для немой справки.

Maнекены служат для показа одежды, головных уборов, белья и тканей. В качестве материалов для изготовления манекенов служат папье-маше, полиэтилен, поролон, волокна силона и др.

Динамические-рекламные установки применяют для демонстрирования предметов одежды на манекенах в витринах, а также торговых залах магазинов.

Приспособления для немой  справки включает таблицы-информаторы, универсальные указатели цен, ценникодержатели.

Инвентарь для уборки и  санобработки помещений. Сюда входят окономойки, тележки с набором приспособлений для уборки помещений, щетки, совки и мусоросборники.

Противопожарный инвентарь  используется для тушения пожаров. Сюда относят пенные и углекислотные  ручные огнетушители, гидропульт-ведра, бочки с водой, ящики с песком, а также наборы противопожарных инструментов (багры, топоры, лопаты и т.п.), размещаемых щитах.

 

5.3. Торговое холодильное оборудование.

Торговое ходильное оборудование представляет собой охлаждаемые  устройства, предназначенные для  кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров  на предприятиях розничной торговли. Оно является одним из звеньев непрерывной холодильной цепи и представлено холодильными камерами, торговыми холодильными шкафами, охлождаемыми витринами, прилавками и прилавками-витринами.

Используемое для оснащения  магазинов торговое холодильное  оборудование делят на следующие  основные группы:

  • Для хранении товаров ( холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки);
  • Для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины и прилавки-витрины);
  • Демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).

По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой  емкости, холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -180С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре 0-20С.

Для торгового холодильного оборудования приняты условные буквенные  обозначения: К – камера; Ш – шкаф; П – прилавок; ПВ – прилавок-витрина; В – витрина; Х – холодильный; С – среднетемпературный; Н – низкотемпературный; Ю – в южном исполнении. Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.

Холодильные камеры имеют  сборно-разборную конструкцию. Устанавливают  их в складских помещениях магазинов  и хранят в них продукты в течении 3 – 5 суток. Выпускают холодильные камеры двух типов: КХС ( для охлажденных продуктов) и КХН (для замороженных продуктов) с охлаждаемым объемом 6, 12, и 18 м3. Для укладки продуктов используют полки, для подвешивания туш – крюки. Некоторые холодильные камеры рассчитаны на хранение товаров в таре – оборудовании.

Охлаждаемое отделение холодильной камеры собирается из унифицированных изолированных панелей, образующих стены, пол и потолок. Панели соединяются между собой на месте сборки специальными стяжками. Наружная облицовка панелей выполнена из листовой стали, внутренняя – из листового алюминия.  Пространство между облицовками заполнено пенополиуретаном. На потолочной панели камеры установлены одна или две (в зависимости от модели камеры) холодильные машины.

В охлаждаемых камерах  поддерживается температура от 0 до 80С, в низкотемпературных – до -180С.

Холодильные шкафы устанавливают  на рабочем месте продавца или  в складских помещениях небольших  магазинов (рис.6). Они имеют встроенные холодильное агрегаты. Выпускают двух типов: ШХ (среднетемпературные) и ШН (низкотемпературные). Могут иметь различные емкости охлаждаемых камер, разную хладопроизводительность машин и различное количество дверей. По этим признакам отличаются холодильные шкафы ШХ-О,40М; ШХ-О,80М; ШХ-О,80Ю; ШХ-О,71; ШХ-l,40 и др. Охлаждаемое отделение холодильных шкафов собирается из предварительно изготовленных панелей из двух металлических облицовок, пространство между которыми заполнено теплоизоляцией из пенополиуретана. Для укладки товаров служат съемные решетчатые полки.

Информация о работе Торгово-технологическое оборудование магазинов