Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение видов услуг и условий их предоставления. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику видов услуг;
- рассмотреть производственный сервис, сервис сферы общественного устройства (назначения), интеллектуальный сервис, сервис в сфере обращения товаров и услуг, хозяйственный сервис.
Введение
1. Состав и структура сферы услуг
2. Комплексная классификация услуг
2.1 Производственный сервис
2.2 Сервис сферы общественного устройства (назначения)
2.3 Интеллектуальный сервис
2.4 Сервис в сфере обращения товаров и услуг
2.5 Хозяйственный сервис
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. Эпоха постиндустриального общества, которую сегодня переживает весь мир предполагает широкое развитие сервисной деятельности, сферы услуг. Сервисная деятельность -- это область человеческих взаимоотношений, где формируются и совершенствуются специфические технологии по удовлетворению человеческих потребностей.
В сферу сервиса включаются разнообразные виды деятельности, которые в целом определяют качество жизни и уровень духовных ценностей общества. Общепринято определять сферу сервиса в широком смысле этого понятия, относя к ней виды деятельности по оказанию услуг, направленных как на обеспечение функционирования производственной и социальной сферы в целом, так и непосредственно на нужды домашнего хозяйства, семьи и личности.
Важной теоретической и практической проблемой анализа сервисной деятельности является вопрос о структурировании сферы услуг, а также о классификации услуг и сервисной деятельности.
Объектом исследования в данной работе является сервисная деятельность. Предметом - услуги для населения: виды и правила оказания.
Целью данной работы является изучение видов услуг и условий их предоставления. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику видов услуг;
- рассмотреть производственный
сервис, сервис сферы общественного
устройства (назначения), интеллектуальный
сервис, сервис в сфере обращения
товаров и услуг,
1. Состав и структура сферы услуг
Основное и принципиальное
отличие услуги от товара заключается
в следующем. Товар есть материализованный,
объективированный, овеществленный и
отчужденный от производителя результат
труда. Процесс доведения товара
до потребителя осуществляется посредством
стандартного набора процедур в институционально
зафиксированном режиме (передача продукта
в оптовую и розничную торговлю
и последующая его обезличенная
продажа). Обезличенная форма взаимодействия
производителя (продавца) товара и его
потребителя в краткосрочной
перспективе незначительно
Услуга в качестве основополагающего признака и неотъемлемого своего атрибута содержит единый процесс производства и персонального субъективного потребления. Специализированный процесс соединения производителя услуг с индивидуально конкретным потребителем, целеполагающее доведение до потребителя самого труда и его результатов носит название «сервис» или «обслуживание». Осязаемого, овеществленного продукта производства потребителю не предоставляется.
Процесс обслуживания, как правило, индивидуален, поливариантен, в своей конструкции носит творческий характер, дифференцирован по времени, месту, срокам и способам предоставления услуг и т. д. Сложность конструкции обслуживания обусловливается неопределенной множественностью и разнообразием субъектов потребления и стремлением производителей услуг удовлетворить по условиям, ассортименту и качеству еще большее множество заявленных в сфере их деятельности потребностей.
Субъекты сервисной
1) труд всех субъектов
сервисной деятельности, причастных
к генерации данной
2) функционирование
3) используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары [2, С. 54].
В целом сервисный продукт отображает комплексную природу сервисной деятельности, а также взаимодополнительный характер разных ее направлений и видов.
Разработка критериев
классификации направлена на определение
и отбор важнейших
Разнообразие характеристик
сферы сервиса, смещение функциональных
акцентов в ту или иную отрасль
обслуживания в конечном итоге привели
к появлению различных
Сфера услуг достаточно многообразна. Классификация услуг способствует пониманию изучаемого явления, позволяет выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления.
К сфере услуг (отраслевой подход) принято относить:
-- торговлю (оптовую и розничную);
-- услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, рестораны и т. д.);
-- транспорт;
-- связь и информационное обслуживание;
-- услуги по снабжению,
заготовкам и хранению
-- кредит, финансы и страхование,
сделки с недвижимостью и
-- образование, культуру и искусство;
-- науку и научное обслуживание;
-- здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;
-- услуги по обслуживанию
домашнего хозяйства (услуги
-- услуги личного характера (непроизводственные, бытовые услуги, парикмахерские, услуги фотоателье, чистка обуви и т. д.);
-- услуги государственного управления [2, С. 55].
Широко используется деление услуг на материальные и нематериальные. Для выполнения материальных услуг необходимы материальные ресурсы: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (запчасти).
Для выполнения нематериальных услуг, на первый взгляд, не требуется материальных ресурсов. Но это только на первый взгляд, ибо любая полезная деятельность для своего осуществления требует материальных ресурсов.
обслуживание сфера сервис
2. Комплексная классификация услуг
Комплексная классификация услуг включает шесть классов:
1. Производственный сервис.
2. Сервис сферы общественного устройства (назначения).
3. Социально-культурный сервис.
4. Интеллектуальный сервис
(экономический, юридический,
5. Сервис в сфере обращения.
6. Хозяйственный сервис [2, С. 63].
2.1 Производственный сервис
Сервис производственного
характера целесообразно
1. Услуги, непосредственно
входящие в производство
2. Услуги по ремонту
и содержанию в исправном
3. Услуги в виде технической
подготовки продукта к вводу
в эксплуатацию и поддержание
его технико-эксплуатационных
-- эти услуги выполняются
работниками предприятия-
-- субъектом услуги выступают
иные предприятия, не
4. Услуги на базе использования высоких технологий -- производство предприятием программных продуктов и телекоммуникационных услуг.
Независимо от уровня потребителя
(предприятие или
-- предпродажные услуги;
-- постпродажные услуги.
Предпродажный сервис включает в себя предпродажную подготовку и услуги непосредственно при продаже. Предпродажная подготовка -- это, по существу, технический сервис во всем его объеме, включая наладку, подстройку, при необходимости -- регулировку, устранение внешних и внутренних дефектов, появившихся в результате транспортировки с завода-изготовителя до места передачи продукта потребителю. Предпродажное обслуживание должно быть бесплатным.
Постпродажный сервис включает в себя все виды услуг, оказываемых потребителю с момента поступления продукции в его владение (аренду, лизинг) до ее утилизации. Здесь можно выделить два этапа: гарантийный сервис и послегарантийный сервис в границах цикла существования продукта как целостной системы.
Цель гарантийного сервиса -- обеспечение уровня технико-эксплуатационных характеристик продукта в границах запрограммированных параметров (в т. ч. по качеству и внешнему виду) на условиях, определяемых предприятием-изготовителем и за его счет.
Цель послегарантийного сервиса -- при участии потребителя и поставщика проведение комплекса мероприятий по обеспечению эффективности работы изделия до выработки им своего расчетного ресурса.
2.2 Сервис сферы общественного устройства (назначения)
Для анализа сферы общественного устройства, вероятно, правильнее было бы употребить категорию «услуга» вместо более широкого понятия «сервис». В этой отраслевой структуре определяющими выступают услуги государственных и социальных институтов, обеспечивающих функционирование и развитие, единство, стабильность и безопасность государства, общества и его граждан [4, С. 49].
В эту отрасль общественно
необходимых услуг следует
Основные субъекты этой
сферы осуществляют свою деятельность
преимущественно в виде чистых услуг,
полезный эффект которых чаще всего
определить крайне трудно. Ресурсные
финансовые потребности субъектов
услуг сегодня чрезвычайно
2.3 Интеллектуальный сервис
Услуги в сфере
Интеллектуальная сфера
пронизывает все уровни общества,
и сфера услуг здесь
С достаточным для того основанием здесь можно выделить следующие основные группы сервисной деятельности:
1. Экономический сервис,
охватывающий интеллектуальную
деятельность в области
2. Юридический сервис, область
распространения которого
3. Образовательный сервис,
который сопутствует человеку
на протяжении всей его
Образовательный сервис призван удовлетворить выступающие в диалектическом единстве и взаимосвязи интересы общества (макросреда), интересы классов и социальных групп (мезосреда) и интересы малой социальной группы (микросреда), часто проявляющиеся через деятельность отдельного индивида, реализующего сначала потребность этой малой группы (в раннем детском возрасте), а позднее и свою собственную. Разброс потребностей в сфере образовательного сервиса, обусловленный множественной индивидуальностью общества, обусловливает и множественность услуг в этой сфере сервисной деятельности, которая, будучи предназначенной для удовлетворения духовных потребностей, не ограничивается никакими социальными рамками.