Защита цвета в товарных знаках. методы противодействия контрафакту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 12:01, реферат

Описание работы

Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием или марочным знаком (эмблемой). Товарные знаки выступают в роли своеобразных указателей, помогающих потребителям (покупателям) выбирать те или иные товары и пользоваться услугами тех или иных торговых фирм. Товарный знак является лицом фирмы, способствует ее узнаваемости.

Файлы: 1 файл

дом.з. интел.собсть.docx

— 44.70 Кб (Скачать файл)

·    договоров и иных сделок, не соответствующих антимонопольному законодательству;

·    требований об обязательном заключении договора с хозяйствующим субъектом;

·    требований о ликвидации коммерческих организаций и некоммерческих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы противодействия контрафактной продукции

 

Понятие контрафактной продукции  впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров», согласно которому контрафактными являются товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним  до степени смешения обозначение.

Контрафакция:

    1. Нарушения авторского права или смежных прав
    2.  Использование отдельными фирмами на своих товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и обмана покупателя.

С проблемой контрафактной  и фальсифицированной продукции  Россия столкнулась еще в начале 90-х годов, когда вместе с пришедшим  товарным изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных подделок. Наблюдается устойчивая тенденция  роста количества правонарушений в  сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и  распространением контрафактной и  фальсифицированной продукции. Проблема фальсификации и контрафакта приобрела национальные масштабы, и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. Поэтому в российском законодательстве существуют различные методы борьбы с контрафактной продукцией:

    1. Гражданско-правовой метод
    2. Административно-правовой метод
    3. Уголовно-правовой метод
Гражданско-правовой метод.

Суть этого метода заключается  в обращении с гражданским  иском в арбитражный суд. Иск  может быть заявлен как к производителю  товара, так и к его распространителям (оптовым и розничным продавцам).

Плюсом данного метода является его универсальность. Подобные иски можно предъявить практически к  любой из указанных групп нарушителей  и по любому виду нарушения. Более  того, только данный метод позволяет  компенсировать убытки, причиненные  в результате противоправных действий.

Предметом иска чаще всего являются требования:

• о прекращении нарушения прав владельца товарного знака в  виде запрета производить, распространять и рекламировать контрафактный  товар;

• о взыскании убытков либо выплате  компенсации в размере от 
1 тысячи до 50 тысяч МРОТ;

• об удалении обозначений, нарушающих права на товарный знак, с упаковки или этикеток товара или, если это  невозможно, об уничтожении товара;

• о публикации судебного решения, вынесенного по иску правообладателя  товарного знака.

Административно-правовой метод.

Этот метод представляет собой обращения различные органы с целью защиты прав собственности.

  1. Обращение в правоохранительные органы с заявлением о нарушении ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное использование товарного знака». В результате обращения возможно проведение рейда против нарушителей с изъятием контрафактных товаров и последующим наложением штрафов как на юридических лиц (от 300 до 400 МРОТ), так и на должностных лиц (от 30 до 40 МРОТ). 
    Указанный метод позволяет эффективно бороться с подделками, распространяемыми мелкими розничными торговцами. Его преимущество заключается в скорости реагирования и возможности снизить экономическую эффективность производства контрафакта за счет отсечения каналов его сбыта в розницу.
  2. Обращение с таможенные органы. В случае импорта контрафактной продукции на территории России достаточно действенным средством, позволяющим сократить потоки такого импорта, является регистрация товарных знаков правообладателя в Федеральной таможенной службе (ФТС). В реестр ФТС вносятся товарные знаки правообладателя и наименования официальных дистрибьюторов, имеющих право ввозить товары под данными знаками. В процессе таможенного контроля таможенники вправе задержать товар, ввозимый незарегистрированными лицами, при наличии на нем товарных знаков, зарегистрированных в реестре ФТС. После задержания таможенники уведомляют правообладателя о том, чтобы он санкционировал ввоз товара или, наоборот, заявил о его незаконности. В последнем случае таможенники возбуждают административное дело по факту ввоза контрафактной продукции.
  3. Обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Основной задачей ФАС  является противодействие недобросовестной конкуренции, которая может выражаться также и в обороте товара с  незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности. Таким  образом, предприниматель вправе обратиться в ФАС с заявлением о нарушении  его прав лицами, распространяющими  продукцию с незаконно нанесенным товарным знаком заявителя. В этом случае ФАС возбуждает административное расследование, в результате которого нарушителю может  быть вынесено предписание прекратить распространение и рекламу товара и наложен штраф. 
Как показывает практика, обращение в ФАС наиболее эффективно в случае борьбы со сходными брендами и дизайнами, так как зачастую конкурентам удается зарегистрировать свои обозначения, и в этом случае их использование формально не будет являться нарушением прав на товарный знак.

Уголовно-правовой метод.

Незаконное использование товарного  знака, совершенное неоднократно или  причинившее крупный ущерб, является преступлением, предусмотренным ст. 180 Уголовного кодекса. Таким образом, возможно обращение в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении  уголовного дела по данной статье. Этот метод позволяет, во-первых, осуществить  в отношении нарушителей такие  процессуальные действия как обыск  и выемка документов, в результате чего появляются доказательства объемов  оборота контрафакта.

Следует отметить, что в каждом методе наряду с их эффективностью, существую свои недостатки. Например, из-за неэффективности работы правоохранительных органов до обвинительных приговоров суда доводится довольно мало уголовных дел. Доказать неоднократность фактов использования товарных знаков и крупный размер причиненного ущерба достаточно сложно. Поэтому уголовные дела возбуждаются обычно против относительно крупных производителей или дистрибьюторов контрафактной продукции.

Недостатком гражданско-правового  метода является, во-первых, низкая эффективность  в случае борьбы с мелкими фирмами, которые зачастую исчезают к моменту  вынесения судебного решения  и вскоре опять возникают под  другими наименованиями. Во-вторых, затруднен сбор доказательств, позволяющих  установить объем оборота контрафактной  продукции и размер убытков правообладателя  товарного знака. Ведь правообладатель  не имеет эффективных средств принудительного сбора доказательств, которые есть у правоохранительных органов.

Обращение в правоохранительные органы не позволяет успешно работать с «умными подделками», если сходство не является явным и может быть оценено только при наличии экспертных познаний, которыми рядовой работник правоохранительных органов не располагает. Недостатком обращений в таможенные органы является их низкая эффективность в случае ввоза продукции с похожими (но не тождественными) товарными знаками, а также в случае ввоза товара, который декларируется как другой товар.

Поэтому как показывает практика, самым эффективным средством борьбы оказывается комбинация описанных выше методов противодействия контрафактной продукции. Например, если на рынке появляются прямые подделки продукции, возможно возбуждение административных дел против розничных торговцев, возбуждение уголовных дел в отношении оптовых распространителей и производителя продукции с одновременным предъявлением к ним исков. В ходе уголовного расследования можно собрать необходимые доказательства для гражданского дела в суде. В результате гражданского дела, возможно, наказать нарушителей путем запрета их деятельности и уничтожения контрафактной продукции, а также возместить убытки. Постоянные рейды и административные штрафы против розничных точек «отбивают» у них интерес к торговле этим товаром. Им дешевле переквалифицироваться на продажу легального товара или, в крайнем случае, на продажу того контрафакта, по которому не осуществляется должной правовой защиты. Ведь таких товаров, к сожалению, еще очень много.

 

  1. Особый режим правовой охраны в отношении секретных изобретений.

 

Секретное изобретение – изобретение, отнесенное компетентными органами к категории изобретений по степени секретности особой важности, изобретение, на которое распространяется гриф «совершенно секретно», а также относящееся к средствам вооружения и военной техники, к средствам и методам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которого установлена степень секретности «секретно».

Особенности правовой охраны секретных  изобретений  отражены в положениях  Патентного закона в разделе VI.1 (ст. ст. 30.2 - 30.6). Данный раздел в части, касающейся секретных изобретений, вступил в силу с 1 января 2004 г.

Секретное изобретение может содержать  в себе сведения, составляющие государственную тайну. Заявка на такие изобретения должна подаваться в соответствующие министерства и ведомства, которые должны получить соответствующие полномочия от Правительства РФ. В соответствии со ст. 30.2 Патентного закона заявки на выдачу патента на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно", подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти (далее - уполномоченные органы). Иные заявки на выдачу патента на секретные изобретения подаются в Роспатент.

В случае если при рассмотрении в  Роспатенте заявки на изобретение будет  установлено, что содержащиеся в  ней сведения составляют государственную  тайну, заявка на изобретение засекречивается  в порядке, установленном законодательством  о государственной тайне, и считается  заявкой на выдачу патента на секретное  изобретение. Засекречивание заявки, поданной иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, не допускается.

Регистрация секретного изобретения  в Государственном реестре изобретений  Российской Федерации и выдача патента  на него осуществляются Роспатентом  или, если решение о выдаче патента  на секретное изобретение принято  уполномоченным органом, этим органом. Уполномоченный орган, зарегистрировавший секретное изобретение и выдавший патент на него, уведомляет об этом Роспатент. 
Сведения о заявках и патентах на секретные изобретения, а также об относящихся к ним изменениях в реестрах не публикуются. Передача сведений о таких патентах осуществляется в соответствии с законодательством о государственной тайне.

Изменение степени секретности  и рассекречивание изобретений, а также изменение и снятие грифов секретности с документов заявки и с патента на секретное  изобретение осуществляются в порядке, установленном законодательством  о государственной тайне. Согласно п. 2 ст. 1403 ГК при повышении степени секретности изобретения Роспатент передает документы заявки на секретное изобретение в зависимости от их тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган. Дальнейшее рассмотрение заявки, делопроизводство по которой к моменту повышения степени секретности не завершено органом по интеллектуальной собственности, осуществляется уполномоченным органом. При понижении степени секретности изобретения дальнейшее рассмотрение заявки осуществляется тем же уполномоченным органом, который рассматривал заявку.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

а) взятие на себя РФ международных  обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную  тайну;

б) изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную  тайну, нецелесообразна.

При рассекречивании изобретения  уполномоченный орган передает имеющиеся  у него рассекреченные документы  заявки в орган по интеллектуальной собственности. Дальнейшее рассмотрение заявки, делопроизводство по которой  к моменту рассекречивания не завершено уполномоченным органом, осуществляется органом по интеллектуальной собственности.

По основаниям, предусмотренным  в п. 1 ст. 1398 ГК Патент на секретное изобретение может быть признан недействительным В частности, согласно указанному пункту патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец может быть в течение срока его действия признан недействительным полностью или частично в случаях:

  • несоответствия изобретения, полезной модели или промышленного образца условиям патентоспособности, установленным ГК РФ;
  • наличия в формуле изобретения или полезной модели либо в перечне существенных признаков промышленного образца, которые содержатся в решении о выдаче патента, признаков, отсутствовавших на дату подачи заявки в описании изобретения или полезной модели и в формуле изобретения или полезной модели (если заявка на изобретение или полезную модель на дату ее подачи содержала такую формулу) либо на изображениях изделия;
  • выдачи патента при наличии нескольких заявок на идентичные изобретения, полезные модели или промышленные образцы, имеющие одну и ту же дату приоритета, с нарушением условий, предусмотренных статьей 1383 ГК РФ;
  • выдачи патента с указанием в нем в качестве автора или патентообладателя лица, не являющегося таковым в соответствии с положениями ГК РФ, или без указания в патенте в качестве автора или патентообладателя лица, являющегося таковым в соответствии с положениями ГК РФ.

Информация о работе Защита цвета в товарных знаках. методы противодействия контрафакту