Введение:
Адаптивная физическая
культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного
характера, направленных на реабилитацию,
и адаптацию к нормальной социальной
среде людей с ограниченными
возможностями, преодоление психологических
барьеров, препятствующих ощущению
полноценной жизни, а также
сознанию необходимости своего
личного вклада в социальное
развитие общества.
В системе мер социальной
защиты инвалидов все большее
значение приобретают ее активные
формы, наиболее эффективной из
которых является реабилитация
и социальная адаптация средствами
физической культуры и спорта.
Интеграция в жизнь общества
лиц с ограниченными возможностями
сегодня немыслима без их физической
реабилитации. Последняя является
не только составной частью
профессиональной и социальной
реабилитации инвалидов, но и
лежит в их основе.
§1. Предпосылки
адаптивной физической культуры
Закон РФ «Об образовании»
(1996) выдвинул на первый план
проблему внедрения в практику
работы образовательных учреждений
комплекса мер, направленных на
своевременное обеспечение каждому
ребенку адекватных возрасту
условий для развития и формирования
полноценной личности, включая физкультурное
воспитание. Решение этой проблемы
приобретает особую социальную
и педагогическую значимость
в работе с детьми, имеющими
нарушения в развитии. Методика
адаптивной физической культуры
имеет существенные отличия, обусловленные
аномальным развитием физической
и психической сферы ребенка.
Именно эти базовые положения,
касающиеся медико-физиологических
и психологических особенностей
детей разных нозологических
групп, типичных и специфических
нарушений двигательной сферы,
специально-методические принципы
работы с данной категорией
детей, коррекционная направленность
педагогического процесса определяют
концептуальные подходы к построению
и содержанию частных методик
адаптивной физической культуры.
В 1997 году был утвержден госстандарт
высшего профессионального образования
по специальности "адаптивная
физическая культура". Проект
госстандарта был разработан
на кафедре теории и методики
АФК СПБГУ физической культуры
им.П.Ф. Лесгафта.
§2. Организационно-
управленческая структура адаптивно
физической культуры в России и за
рубежом
Организационно-управленческая
структура адаптивной физической
культуры является частью государственной
социальной политики, которая возникает
и развивается как особая форма
отражения ценностных ориентации
государства и культурных норм
общества по отношению к лицам
с отклонениями в состоянии
здоровья, включая инвалидов. Это
отношение и определяет деятельность
всей системы социальных институтов,
включенных в решение проблем
данной категории населения: обслуживания,
образования, трудовой деятельности,
культуры, отдыха, спорта и др.
В настоящее время
в России и за рубежом действуют
принятые в 1993 году Организацией
Объединенных Нации «Стандартные
правила обеспечения равных возможностей
для инвалидов». Политической и
моральной основой «Стандартных
правил» являются: Международный
билль о правах, включающий Всеобщую
декларацию прав человека; Международный
пакт о гражданских и политических
правах; Конвенция о правах ребенка,
запрещающий дискриминацию по
признаку инвалидности и предусматривающая
принятие специальных норм для
обеспечения прав детей-инвалидов;
Всемирная программа действий
в отношении инвалидов; и ряд
других международных документов,
под которыми стоит подпись
России.
В этих документах
признается не только равенство
людей вне зависимости от состояния
здоровья и наличия особенностей
развития, но и их право на
самоопределения, выбор собственного
пути самоактуализации.
Применительно к системе
образования, в которой роль
и значение адаптивной физической
культуры наиболее велики, все
большее признание завоевывает
идея интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья в массовые школы
и другие образавательные учреждения.
В странах Западной
Европы идея интеграции детей
с отклонениями в развитии
в общеобразовательные учреждения
стала следствием окончательного
законодательного решения проблемы
неравенства лиц с ограниченными
возможностями здоровья, произошедшего
в 70-е годы ХХ века. Борьба
против дискриминации способствует
формированию новой культурной
нормы - плюрализма - уважения к
различным точка зрения на
природные и общественные явления,
а так же к различиям между
людьми по расовому, половому, национальному,
религиозному и другим признакам.
Именно в этом широком
антидискриминационном движении
специальные школы (тем более
интернаты, детские дома и другие
изолированные учреждения) признаются
сегрегационными, а вся система
специального (дифференцированного,
отдельного от массового) образования
- дискриминационной. И если на
предшествующих этапах общество
боролось за организацию специальных
учебных заведений, то теперь
оно стало рассматривать помещение
ребенка в специальную школу
как нарушение его прав и
«навешивание ярлыков»(Малофеев
Н.Н.,2001)
Поэтому в странах
Западной Европы, начиная с 70-х
годов, ведущей тенденцией развития
системы образования для детей
с особыми потребностями становится
«включения в общий поток»
интеграция. Подробные процессы
происходят и в других экономически
развитых странах мира (США, Канада,
Япония и др.)
Разумеется, такой сложный
социальный прогресс, как интеграция,
не может проходить гладко, безболезненно.
Постоянно проходят дискуссии
о полезности и целесообразности
интеграции для большого количества
детей, появляются противники
интеграции как среди родителей,
так и среди специалистов. Однако
необходимо иметь в виду, что
современный период эволюции
отношения общества и государства к
лицам с особыми потребностями начался
всего лишь около трех десятилетий назад
си является незавершенными, масштабная
реализация заявленных ценностей открытого
мира придется на ХХI век (Малофеев Н.Н.,2001.)
Что же касается
организационно-управленческой структуры
физической культуры для деятельностилиц
с отклонениями в состоянии
здоровья (адаптивной физической
культуры), то она строится за
рубежом в соответствии с общими
тенденциями отношения общества
с данной категории населения.
В большинстве стран организация
адаптивной физической культуры
и управление ею осуществляются
в русле двух направлении: государственном
и общественном (в рамках филантропически-благотворительной
деятельности различных фондов,
ассоциаций, церкви и др.).
Безусловно, выделение
этих направлений весьма условно,
поскольку многие учреждения
и организации представляют собой
структуры взаимного пересечения
финансовых потоков, интересов
и влияний государства, общественных
организации, частных (физических)
лиц. Однако в таких сферах,
как образование, здравоохранение,
социальное обеспечение населения
в большинстве стран государственного
сектора наиболее выражено. Что
же касается таких направлений
социальной деятельности, как культура,
отдых, спорт и других, то здесь
чаще доминируют общественные
и частные организации.
Занятия адаптивной
физической культурой проводится
с лицами с отклонениями в
состоянии здоровья в учреждениях
общего (массового) и социального
образования, различных уровней,
здравоохранения и социального
обеспечения всех звеньев «возрастной
вертикали». В данных учреждениях
занятия проводится по авторским
программам и методикам, ориентированным
на максимальное использование
функциональных возможностей занимающихся.
В разных странах наблюдаются национальные
особенности содержания занятий адаптивной
физической культурой.
§3. Общие черты
направленности занятий адаптивно
физической культуры
Наиболее общими чертами
направленности занятий являются
следующие.
В учреждениях здравоохранения
доминирует так называемый лечебный
(реабилитационный) подход, основная
направленность которого заключается
в активизации деятельности различных
органов и систем и коррекции
имеющихся дефектов развития
занимающихся.
В учреждениях образования
как общего, так и социального,
превалируют образовательно-оздоровительные
задачи и задачи формирования
жизненной компетенции учащихся
и студентов (навыков самообслуживания,
пространственно-временной ориентировки,
коммуникативной деятельности, социально-бытовой
ориентации, социальной мобильности,
самосознания и сознательной
регуляции собственного поведения
в социуме и т.п.).
В учреждениях социального
обеспечения основная направленность
занятий сводится к формированию
доступной для воспитанников
жизненной компетенции
В качестве примера
положительной общественно-управленческой
структуры адаптивной физической
культуры можно привести систему
деятельности благотворительной
организации «Спешиал Олимпикс»,
которая занимается адаптивным
спортом с лицами, имеющими поражения
интеллекта. Самое активное участие
в финансировании этой организации
принимает «Фонд Кеннеди».
Международная организация
«Специальной Олимпиады» - «Special Olympics
International» - Объединяет 162 страны и
реализует самую большую международную
программу в мире по организации
круглогодичных тренировок и
соревнования для детей и взрослых
с нарушением интеллекта.
Из философии специального
олимпийского движения вытекает
основная направленность занятий
- формирование жизненной компетенции
занимающихся, их адаптация к
социуму с целью облегчения
процесса интеграции в общественные
процессы и повышения уровня
качества жизни. Эта благотворительная
организация имеет достаточно
сложную организационно-управленческую
структуру, не зависимую от
государства.
В Российской Федерации
организационно-управленческая структура
адаптивной физической культуры
в настоящее время переживает
период активного развития.
Чтобы понять особенности
этого периода, принять деятельное
участие в формировании современной
структуры организации и управления
адаптивной физической культурой,
будущим специалистам этой сферы
социальной практики необходимо
учитывать сложившуюся ситуацию
в стране, специфику эволюции
и происходящей сейчас модернизации
специального образования, осуществляемой
в контексте либерально-демократических
реформ всего общества.
Для России период
зарождения специального образования
(образования для детей с отклонениями
в развитии) уникален тем, что
в это время произошли две
революции, коренным образом изменившие
устройство государства и общества.
Предпосылки формирования
национальной системы специального
образования начали складываться
в одном типе государства -
монархической России, а оформляется
она в государстве другого
типа - социалистическом. С этого
момента данная система коренным
образом отличается от западных,
так как строиться в логике
социалистического государства
на принципиально новых идеологических,
философских основаниях, ценностных
ориентациях, ином понимании прав
и свобод человека (Малофеев Н.Н.,2001).
На протяжении этого
периода в России, как в Европе,
развиваются три основных направления
помощи детям с отклонениями
в развитии: христианско-благотворительное,
лечебное, или лечебно-педагогическое,
и педагогическое.
После Революции 1917
года система специального образования
строится «в борьбе с филантропическими
принципами воспитания и обучения
аномальных детей» и ставит
перед собой следующие цели: «подготовка
через школу и труд к общественно
полезной трудовой деятельности».
Исходя из концепции
«социальной полезности» людей
с отклонениями в состоянии
здоровья, в России оформление
системы специального образования
осуществляется в соответствии
с идеологией государства диктатуры
пролетариата, при отсутствии закона
о специальном образовании, вне
диалога с общественными движениями,
при запрете филантропически-благотворительной
деятельности и единственном
источнике финансирования - государственном
бюджете. А отсюда вполне логичное
заключение - государства и только
оно должно решать судьбы аномальных
детей, исключая реальное взаимодействие
с обществом.
При этом очень
важно, что на развитии системы
специального образования, ровно
как и на формирования отношения
общества к инвалидам вообще,
его ценностных ориентации относительно
данной категории, государство
ставило задачу сформировать
из аномальных детей «вполне
самостоятельных людей, полезных
членов общества», оказывать всяческую
поддержку инвалидам, осуществлять
их комплексную реабилитацию. С
другой стороны, официальная установка
на снижение по мере построения
социализма и коммунизма - самых,
как считается, прогрессивных
форм общественного устройства
всяких показателей неблагополучия,
пережитков «загнивающего капитализма»
заставлял говорить о сокращении
числа нуждающихся в специальном
образовании, количества инвалидов,
затушевать их проблемы, скрывать
объективную информацию о реальном положении
дел, особенно в средствах массовой информации.