Перечисленные обстоятельства
привели к тому, что в России
до настоящего времени не завершился
период окончательного формирования
системы специального образования
. До сегодняшнего дня не принят
закон о специальном образовании
, гарантирующий его всем категориям
нуждающихся детей ; не укомплектованы
специальные (коррекционные) образовательные
учреждения педагогическими кадрами
соответствующей квалификации; далеко
не все охвачены специальным
образованием ; крайне неравномерно
распространены по территории
страны специальные школы, дефектологические
кадры, центры их подготовки
и др. (Малофеев Н.Н.,2001, 2003;Волосовец
Т.В.,2003;Чепурных Е.Е.,2003)
Характерной особенностью
современного периода развития
специального образования в России
является то, что сегодня одновременно
решаются две крупные задачи:
достраивания системы специального
образования и внедрение интеграционных
подходов к обучению детей
с особыми проблемами, потребностями.
Однако все это осуществляется
в России по сравнению с
Западом в более сложных социальных,
экономических, политических условиях.
Поэтому прямой перенос западных
интегративных моделей 90-х годов
в систему специального образования
в России следует квалифицировать
как грубую методологическую
ошибку, носящую глобально деструктивный
характер (Малофеев Н.Н.,2003).
На основе результатов
научных исследований институт
коррекционной педагогики Российской
академии образования предложил
в 1997 году.
Программу мер, определяющих
стратегию и тактику перехода
отечественной системы специального
образования на качественно новый
этап развития - этап интеграции.
Эта программа после
широкого легла в основу разработанной
под руководством Министерства
образования Российской Федерации
и утвержденной решением его
коллегии от 09.02.1999г. № 3/1 Концепции
реформирования системы специального
образования.
В данной концепции
выделены следующие основные
направления реформирования системы
специального образования, касающиеся
прежде всего его структурной
перестройки:
- опережающее расширенное
развитие целостной системы обязательной
дошкольной коррекционной психолого-педагогической
помощи детям с ограниченными
возможностями (создание на основе
учреждений детского здравоохранения
и психолого-медико-педагогических
комиссий (консультации) диагностических
и реабилитационных центров системы
образования единой государственной
системы раннего выявления отклонений
в развитии, раннего вмешательства
и консультирования семей, воспитывающих
детей с отклонениями в развитии;
научно-теоретическая разработка
основ дошкольной коррекционно-педагогической
работы с детьми );
- создание системы психолого-педагогической
поддержки лиц, не охваченных
специальным образованием;
- создание и развитие
специальных образовательных условий
для лиц с ограниченными возможностями
в системе образования общего
назначения, на всех ее ступенях,
во всех типах и видах образовательных
учреждений (содействие развитию
интеграционных процессов), а так
же обеспечение условий для
коррекционно-развивающего обучения
детей в семье;
- стабилизацию деятельности
существующих и развитие инновационных
видов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений, условий
их функционирования (материальных,
учебно-методических, кадровых и
др.);
- создание там, где
это целесообразно, достаточного
числа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений по
месту жительства детей с целью
максимального возвращения детей
с ограниченными возможностями
в
семью и обеспечения семейного
воспитания и внешкольного интеграционного
процесса;
- создание службы специальной
психологии в системе специального
образования и постоянно действующей
системы психолого-медико-педагогического
соправождения.
Таким образом, важнейшей
содержательной линией модернизации
специального образования является
создание нового механизма взаимодействия
специальных и общеобразовательных
учреждений, переход от их автономии
к единой образовательной системе.
Для этого требуется
создание новых образовательных
учреждений нового, комбинированного
типа, где наравне с нормально
развивающимися детьми смогут
обучаться дети с отклонениями
в развитии, а также расширение
функции уже существующих специальных
образовательных учреждений за
счет оказания консультативной
помощи детям, интегрированным
в близлежащие общеобразовательные
учреждения , консультирование педагогов
этих учреждений и родителей
детей (Малофеев Н.Н., 2003).
§4. Концепции
На основании двух
концепции: реформирования системы
специального образования и развития
адаптивной физической культуры
С.П. Евсеевым разработаны основные
установочные положения концепции
дополнительного образования в
области адаптивной физической
культуры, которыми целесообразно
руководствоваться при дальнейшем
развитии организационно-управленческой
структуры этого вида социальной
практики.
К основным установочным
положениям этой концепции относятся:
1. Дополнительное образование
в области адаптивной физической
культуры должно составлять неотъемлемую
часть комплексной реабилитации
и социальной интеграции всех
категорий лиц с отклонениями
в состоянии здоровья, полноценного
развития у них реабилитационного
потенциала и повышения уровня
качества жизни.
2. Дополнительное образование
в области адаптивной физической
культуры должно охватывать индивидуумов
всех возрастов (от рождения
до старости), всех нозологических
групп (с сенсорными, интеллектуальными
поражениями, нарушениями опорно-двигательного
аппарата, речи, эмоционально-волевой
сферы и др.), не зависимо от
тяжести поражения (нарушения).
3. Дополнительное образование
в области адаптивной физической
культуры целесообразно включать
во все сферы социальной жизни:
· Образование - дошкольное,
общее (начальное, основное, среднее), профессиональное
(начальное, среднее, высшее, послевузовское),
специальное, дополнительное (для детей
и взрослых );
· Здравоохранение;
· Социальное обеспечение;
· Физическую культуру и спорт;
· Другие сферы.
4. Содержание дополнительного
образования в области адаптивной
физической культуры должно включать
в себя не только программы
по видам адаптивного спорта (паралимпийским,
сурдлимпийским, специальныиолимпийским
и др.), которые, безусловно, составляют
его основу (костяк), но и по
адаптивной двигательной реакции
(особенно по адаптивному туризму),
экстемальным и креативным (художественно-мызыкальным)
видам двигательной активности.
5. Дополнительное образование
в области адаптивной физической
культуры позволяет создать наиболее
благоприятные условия для целенаправленного
формирования жизненной концепции
лиц с отклонениями в состоянии
здоровья, включая инвалидов (навыков
пространственно-временной ориентировки,
социально-бытовой ориетнации, коммуникативной
деятельности, самосознания и сознательной
регуляции собственного поведения
в социуме, социальной мобильности,
навыков самообслуживания, жизненного
и профессионального самоопределения,
жизненного кругозора и др.).
6. Дополнительное образование
в области адаптивной физической
культуры позволяет построить
своеобразные мостики между массовым
и специальным образованием (по
всей «возрастной вертикали»
этих видов образования), в значительно
более короткие сроки по сравнению
с традиционным специальным образованием
добиться реальной интеграции
занимающихся в социум, что способствует
ускорению процесса модернизации
системы специального образования,
переводу его на новый качественны
уровень, получивший название
«включение в общий поток».
7. Дополнительное образование
в области адаптивной физической
культуры может быть реализовано
только в случае принятия определенной
частью общества (в первую очередь
специалистами социальной сферы)
личностно ориентированной гуманистической
концепции отношения к лицам
с ограниченными возможностями здоровья.
Функционирование же учреждений дополнительного
образования в области адаптивной физической
культуры является своеобразным ускорителем
формирования этой концепции у широких
слоев населения.
8.Подготовку специалистов
для системы дополнительного
образования в области адаптивной
физической культуры целесообразно
осуществлять по интегрированным
профессионально образовательным
программам. Например, по учебному
плану, интегрирующему требования
государственных стандартов по
направлению 032100 «физическая культура»
и специальности 032102 «Физическая
культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (адаптивная
физическая культура)» (как это
делается в Санкт-Петербург ГУФК
им.П.Ф. Легафта на факультете
адаптивной физической культуры)
(Евсеев С.П., 2002) или по специальностям
050716 «Специальная психология» и
032102 «Физическая культура для
лиц с отклонениями в состоянии
здоровья (адаптивная физическая
культура)» (как это делается
в институте специальной педагогики
и психологии Международного
университета семьи и ребенка
им. Р.Т. Валенберга).
Исходя из рассмотренной
концепции современной системы
дополнительного образования в
области адаптивной физической
культуры, концепции реформирования
системы специального образования
(Малофеев Н.Н., 2001, 2003), можно констатировать,
что в настоящее время в
Российской Федерации система
дополнительного образования детей-инвалидов
в области физической культуры
и спорта лишь только начинает
формироваться. Поэтому будущим
специалистам по адаптивной физической
культуре необходимо не только
знать существующее положение
дел, но и представлять его
перспективы, так же быть готовым
к воплощению в жизнь рассмотренных
положений концепции дополнительного
образования в этой сфере социальной
практики.
§5. Структура организации
и управления адаптивной физической
культурой в России
В настоящее время
в России функционирует следующая
структура организации и управления
адаптивной физической культурой.
Прежде всего необходимо
выделить органы исполнительной
власти в областях физической
культуры и спорта, образования,
здравоохранения и специального
обеспечения всех уровней: федерального
субъектов Российской Федерации,
местного самоуправления. Именно
они и осуществляют управление
всей системой адаптивной физической
культуры в стране. Например, в
федеральном органе исполнительной
власти в области физической
культуре и спорта (ныне Федеральное
Агенство по физической культуре
и спорту) существует специальный
отдел рекреации и спорта инвалидов
(раннее-отдел рекреации и физической
реабилитации), который и управляет
развитием адаптивной физической
культуры. В органах исполнительной
власти в области физической
культуры и спорта субъектов
Российской федерации так же
выделяются специальные структуры
подразделения «отделы, сектора,
группы», выполняющие аналогичные
функции, или называются специалисты,
курирующие данную работу структурных
подразделениях, занимающихся развитием
массовых форм физической культуры.
В федеральном органе
исполнительной власти в области
образования функционирует Управление
специального образования, на
уровне субъектов Российской
Федерации в органах исполнительной
власти в области образования
тоже имеются отделы (управления,
сектора и т.п.), управляющее специальным
образованием в регионе.
Органы местного самоуправления
осуществляет планирование, организацию,
регулирование и контроль деятельности
местных (муниципальных) органов
управления физической культурой и спортом,
образование, здравоохранением, специальным
обеспечением и учреждений и организации
в целях осуществления государственной
политики в перечисленных областях социальной
сферы.
Помимо государственных
органов исполнительной власти
значительную роль в развитии
адаптивной физической культуры,
особенно адаптивного спорта, в
управлении этими процессами
играют общественные организации,
занимающиеся проблемами инвалидов:
Всероссийское общество слепых
и региональные представительства.
При них созданы федерации,
ассоциации, союзы, управляющие адаптивным
спортом в работе с инвалидами
соответствующих нозологических
групп.
Организация и непосредственное
проведение занятий по адаптивной
физической культуре осуществляются
в государственных и учреждениях
и организациях, относящихся к
перечисленным областям социальной
сферы и в которых обучаются,
воспитываются, лечатся, проживают
лица с ограниченными возможностями,
включая инвалидов. К таким
учреждениям и организациям относятся:
общеобразовательные учреждения, в
том числе дополнительного образования;
специальные (коррекционные) общеобразовательные
учреждения для обучающихся, воспитанников
с отклонениями в развитии; детские
дома и интернаты, реабилитационные
центры и др.
Помимо государственных
учреждений и организации большую
практическую работу по организации
адаптивной физической культуре,
проведению заданий в этой
области осуществляют общественные
объединения инвалидов: фузкультурно-спортивные
клубы инвалидов, физкультурно-спортивные
организации, физкультурно- спортивные
федерации, союзы, ассоциации
и т.п. Так, за последние пять
лет количество физкультурно-спотривных
клубов инвалидов в России
увеличилось в два раза и
составляет в настоящее время
688 клубов, а численность занимающихся
адаптивной физической культурой
и спортом возросла в три раза и насчитывает
сегодня более 95,8 тысяч человек. При этом
очень важно то, что многие клубы получают
государственную поддержку в финансировании
своей деятельности.