Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 10:44, контрольная работа
Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние этого зрения характеризуется полем зрения. Сравнительно небольшое сужение границ поля зрения детьми не замечается. При более выраженных изменениях границ поля зрения дети испытывают трудности во время ориентации и зрительно-пространственного анализа. Наличие в поле зрения скотом ведет к возникновению темных пятен, теней, кругов и других видов нарушений поля зрения, осложняя восприятие предметов, действий, окружающей действительности.
ВВЕДЕНИЕ
Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. 85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функции вызывает отклонения в физическом и психическом развитии ребенка.
Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Различают 5 основных: 1) центрального зрения; 2) периферического зрения; 3) бинокулярного зрения; 4) светоощущения; 5) цветоощущения. Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением.
Бинокулярное
зрение – способность
Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние этого зрения характеризуется полем зрения. Сравнительно небольшое сужение границ поля зрения детьми не замечается. При более выраженных изменениях границ поля зрения дети испытывают трудности во время ориентации и зрительно-пространственного анализа. Наличие в поле зрения скотом ведет к возникновению темных пятен, теней, кругов и других видов нарушений поля зрения, осложняя восприятие предметов, действий, окружающей действительности.
1.МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1.Задачи и средства адаптивной физической культуры
К общим задачам в специальных (коррекционных) школах III – IV видов относятся:
- воспитание
гармонически развитого
- укрепление здоровья;
- воспитание волевых качеств;
- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;
- развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.
К специальным (коррекционным) задачам относятся:
- охрана и развитие остаточного зрения;
- развитие навыков пространственной ориентировки;
- развитие и использование сохранности анализаторов;
- укрепление мышечной системы глаза;
- коррекция
недостатков физического
- коррекция скованности и ограниченности движений;
улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
- активизация функций сердечно-сосудистой системы;
- развитие межпредметных знаний.
Физическая культура для решения задач имеет богатый арсенал физических упражнений.
- без предметов;
- с предметами (обручи, мячи, гантели, гимнастические палки и др.)
- на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно и т.д.)
3. Упражнения
на формирование навыка
4. Упражнения для укрепления сводов стоп.
5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата.
6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (тренировка вестибулярного аппарата).
8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.
9. Лазанье и перелезание.
10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация), сознательное снижение тонуса различных групп мышц.
11. Специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (остаточное зрение, слух, обоняние).
12. Упражнения на развитие и использование сохранных анализаторов.
13. Упражнения для развития мелкой моторики.
14. Специальные
упражнения для зрительного
15. Плавание.
16. Лыжная подготовка.
К вспомогательным средствам физической культуры относятся: гигиенические факторы; естественные силы природы.
1.2. Коррекционная
направленность адаптивной
В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются не только общие задачи – развитие, обучение, воспитание, но и специальные задачи. Они имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.
К особенностям коррекционной направленности адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения относятся положения, учитывающие сведения о физическом, соматическом и психическом состоянии:
Человек, имея высокоразвитую нервную систему, обладает очень большими компенсаторными возможностями. В связи с этим последствия нарушений могут быть в значительной мере преодолены, и незрячий человек может достичь высокого уровня психического и физического развития при определенных условиях:
- условия семейного и школьного воспитания
- состояние
здравоохранения, социального
- уровень квалифицированной
помощи ребенку с особыми
- уровень технического прогресса и другие факторы.
Уроки адаптивного физического воспитания в школах варьируются в зависимости т состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. 1-2 классы продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3-4 классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока.
Урок по адаптивной физической культуре строится с учетом физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности. Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся. При обучении незрячих двигательным действиям используются альбомы с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь.
Процесс адаптивного физического воспитания должен начинаться с ознакомления предметов, наполняющих окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также освоение навыков пространственной ориентировки.
Для стимуляции двигательной активности умышленно создаются ситуации успеха, прямое и косвенное воздействие на коррекцию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных анализаторов (зрительного), осязательного, слухового, обонятельного).
1.3. Методы
и методические приемы
Большинство детей с нарушениями зрения (слабо выраженными) обучаются в массовых школах. Эти дети справляются с программным материалом. Однако наличие зрительной депривации не позволяет им адекватно воспринимать учебный материал по физической культуре.
В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим).
Направления использования метода практических упражнений:
- выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя в целое.
- изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.)
Этапы освоения движений:
1-й – создается общее представление о двигательном действии;
2-й – формируется
первоначальное умение на
3-й – совершенствуется
двигательное умение путем
Для детей с нарушенным зрением наиболее типичным методическим приемом обучения является метод слова: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание. Широко распространено объяснение, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ. Восприятие речи на слух позволяет ребенку соотнести сова с теми предметами, действиями, которые они обозначают. Речевая практика создает условия для понимания значений все большего числа слов, терминов, употребляемых при освоении движений в процессе адаптивного физического воспитания.
Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т.д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.
Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние). Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.
Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. Вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.
Метод стимулирования двигательной активности – отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с нарушением зрения. Необходимо как можно чаще поощрять детей, давать им почувствовать радость движений, помогать избавиться от комплекса неполноценности, от чувства страха пространства, неуверенности в своих силах. Создавать условия успеха. Желательно участие педагога в игре, что позволяет сохранить темп и активность детей.
При обучении детей с нарушением зрения крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно в соответствии с задачами урока используется сочетание нескольких взаимодополняющих методов. Приоритетное положение отводится тому, который наилучшим образом обеспечивает развитие двигательной деятельности детей.
1.4. Использование
и развитие сохранных
Преподавателю на уроках физической культуры следует учитывать степень и характер нарушения (тотальная слепота, остаточное зрение, слабовидение, состояние поля зрения); уровень предыдущего сенсорного опыта и готовности сохранных анализаторов к восприятию учебного материала; двигательную подготовленность учащихся, умение ориентироваться в пространстве.
При нарушении бинокулярного зрения дети не в состоянии воспринимать объем предметов и действий, испытывают сложности в прослеживании движущихся объектов. У учащихся с суженным полем зрения нарушается пространственное восприятие, затрудняется выполнение точных двигательных действий.