Адаптивная физкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:03, реферат

Описание работы

Рост инвалидности населения, связанный с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки и другими причинами обусловил появление новых областей знаний, учебных и научных дисциплин. Так появилась новая специальность в системе высшего профессионального образования – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья». В системе мер социальной защиты инвалидов все большее значение приобретают ее активные формы, наиболее эффективной из которых является реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ
1
2. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2
2.1. Понятие адаптивной физической культуры
2
2.2.Основные виды и задачи адаптивной физической культуры
3
2.3.Реальность и перспективы адаптивной физической культуры.
5
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
8
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10

Файлы: 1 файл

Реферат адаптивная физкультура.docx

— 30.85 Кб (Скачать файл)

     Адаптивная  физическая культура интенсивно  исследуется в последние годы  и предполагает научное обоснование  широкого спектра проблем:

- нормативно-правового обеспечения  учебно-тренировочной и соревновательной  деятельности; управления нагрузкой  и отдыхом; 

-фармакологической поддержки  спортсменов-инвалидов в периоды  предельных и околопредельных  физических и психических напряжений;

-нетрадиционных средств  и методов восстановления;

-социализации и коммуникативной  деятельности;

- технико-конструкторской  подготовки как нового вида  спортивной подготовки и многих  других.

Изучаются наиболее эффективные  пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения  удовольствия от двигательной активности и др.

В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными  возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие  физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся  на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической  саморегуляции, психотерапевтические техники и т.п.) Исследуются биологические  и социально-психологические эффекты  от применения двигательных действий, связанных с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью  для занимающихся и выполняемых  с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально  неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных  веществ, азартных игр и др.).

Находят научное обоснование  технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и  предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга (его обоих полушарий), всех сфер человеческого восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность  и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость  ощущений собственного тела.

      Более 20 лет существует в России Паралимпийское  движение, действует Паралимпийский  комитет и федерация физической  культуры и спорта инвалидов  России.

В настоящее время в  развитии спорта среди инвалидов  в России отмечается возрастание  роли государства. Это проявляется, прежде всего, в государственной  поддержке спорта среди людей  с ограниченными возможностями; финансировании системы подготовки спортсменов-инвалидов; формировании социальной политики в области спорта инвалидов, в частности, социальной защищенности спортсменов, тренеров, специалистов.

3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Активизация  работы с инвалидами в области  физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации  самого общества, изменению его  отношения к этой группе населения,  и тем самым имеет большое  социальное значение.

Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого  развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и  отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного  образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность  в физическом совершенствовании  у самих инвалидов, что связано  с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.

      В сфере  физической реабилитации инвалидов  по-прежнему существует недооценка  того обстоятельства, что физкультура  и спорт гораздо более важны  для человека с ограниченными  возможностями, чем для благополучных  в этом отношении людей. Активные  физкультурно-спортивные занятия,  участие в спортивных соревнованиях  являются формой так остро  необходимого общения, восстанавливают  психическое равновесие, снимают  ощущение изолированности, возвращают  чувство уверенности и уважения  к себе, дают возможность вернуться  к активной жизни. Главной задачей  все же остается вовлечение  в интенсивные занятия спортом  как можно большего числа инвалидов  в целях использования физкультуры  и спорта как одного из важнейших  средств для их адаптации и  интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают  психические установки, крайне  необходимые для успешного воссоединения  инвалида с обществом и участия  в полезном труде. Применение  средств физической культуры  и спорта является эффективным,  а в ряде случаев единственным  методом физической реабилитации  и социальной адаптации.

      Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как:  Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

 

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.

Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры, 2000, с. 10-12. - № 6.

2.

Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2005, с. 133 - №5.

3.

Лубышева Л.И. Концепция  формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 2003. - 120 с

4.

Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для  ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 2003. - 128 с

5.

Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000. -156 c.

6.

Сборник материалов к лекциям  по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с

8.

Социальные и биологические  основы физической культуры: Учебное  пособие/Отв. ред. Д. Н. Давиденко Издательство: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2001, 208 с.

9.

 

Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1

 

10.

 

 Основы физической  культуры и здорового образа  жизни./ П.А. Виноградов, А.П. Душанин  и В.И. Жолдак.

 




Информация о работе Адаптивная физкультура