Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:19, реферат
Аутотренинг показан при лечении неврозов, функциональных расстройств и психосоматических заболеваний, прежде всего, при неврастении. Низкие результаты АТ показывает при лечении истерии, психастении и ипохондрических синдромов. Данная методика практически неэффективна при лечении компульсивного синдрома у больных неврозом навязчивых состояний. Хороший результат аутогенная тренировка показала при лечении заболеваний, имеющих основой эмоциональное напряжение, а также напряжение гладкой мускулатуры — бронхиальной астме, инициальном периоде гипертонической болезни, облитерирующем эндоартрите, диспноэ, эзофагоспазме, стенокардии, спастических болях ЖКТ, и запорах.
Введение 3
Глава 1. Современные понятия и классификация методов саморегуляции 4
Глава 2. Основные приемы и способы саморегуляции 9
2.1. Понятие саморегуляции 9
2.2. Аутогенная тренировка Шульца 13
2.3. Медитация 16
2.4. Самовнушение по Э. Куэ 17
Заключение 20
Список литературы 21
Содержание
Введение 3
Глава 1. Современные
понятия и классификация
Глава 2. Основные приемы и способы саморегуляции 9
2.1. Понятие саморегуляции 9
2.2. Аутогенная тренировка Шульца 13
2.3. Медитация 16
2.4. Самовнушение по Э. Куэ 17
Заключение 20
Список литературы 21
Тема саморегуляции актуальна в наши дни, когда человек подвержен различным влияниям со стороны. Усталость, стрессы, связанные с проблемами в семье, на работе и в личной жизни, отрицательно влияют на самочувствие, на настроение и на работоспособность человека. Именно поэтому так важно уметь контролировать себя и свои эмоции, а главным инструментом в этом непростом деле является саморегуляция.
Методика аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). Являясь «родственницей» гипнотерапии, АТ выгодно отличается от последней тем, что пациент активно вовлекается в процесс терапии, в отличие от пассивной роли пациента в лечении гипнозом. В качестве лечебного метода АТ была предложена немецким врачом Иоганном Шульцем (Schultz, J. H.) в 1932 году. В России она начала применяться в конце 50-х годов XX века.
Согласно классификации д-ра Шульца, используемой и в настоящее время, АТ разделяется на «низшую» ступень, включающую упражнения на релаксацию и самовнушение, и «высшую», направленную на введение пациента в трансовые состояния разной глубины и интенсивности.
Аутотренинг показан при
лечении неврозов, функциональных расстройств
и психосоматических
Хороший результат аутогенная
тренировка показала при лечении
заболеваний, имеющих основой эмоциональное
напряжение, а также напряжение гладкой
мускулатуры — бронхиальной астме,
инициальном периоде
Наше время особенное.
Сейчас на психику, на клетки головного
мозга постоянно воздействуют потоки
самой разнообразной, подчас ненужной,
а порой и вредной информации
- это с одной стороны, а с
другой - в сутках не хватает часов,
чтобы по-настоящему разобраться
во всем, что врывается к нам
в мозг по каналам органов восприятия.
Во всем том, что мы видим, слышим, осязаем,
обоняем, что чувствуем, переживаем,
о чем не можем не думать. Наше
время и вся наша жизнь отличается
нестабильностью, неуверенностью в
завтрашнем дне. Вот почему многие находятся
в состоянии почти
Природа, создавая людей, одарила их организм великой способностью к саморегулированию. Благодаря этому сердце само, без какого-либо вмешательства с нашей стороны начинает биться мощнее, когда мы, например, переходим с ходьбы на бег. Одновременно повышается артериальное давление крови, глубже становится дыхание, активизируется обмен веществ - и все это без нашей помощи, как бы само по себе, на основе законов саморегуляции.
Нервные потрясения способны нарушить не только сон, но и работу сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания. Конечно, можно прибегнуть к помощи лекарств и ими наладить процессы природной саморегуляции, однако лекарства не всесильны и не безопасны.
Когда человек овладевает
психической саморегуляцией, он обретает
возможность оказывать разумную
помощь природной саморегуляции. И
тогда вооруженность перед
В условиях современного общества
нередко необходимы особенно четкий
самоконтроль, высокое самообладание,
способность принимать
Настроение - это эмоциональный тон, в который окрашены события внешней и внутренней жизни человека. Настроение является сравнительно продолжительным, устойчивым психическим состоянием умеренной или слабой интенсивности. В зависимости от степени осознанности причин, вызвавших то или иное настроение, оно переживается либо в качестве нерасчлененного общего эмоционального фона ("приподнятое", "подавленное" настроение и т.д.), либо как четко идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх или, напротив, увлеченность, радость, ликование, восторг и т.д.).
Относительно устойчивое настроение возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения существенных запросов и устремлений человека. Смена положительного и отрицательного настроений - естественный и необходимый процесс, способствующий лучшей и более адекватной эмоциональной дифференцировке событий.
Эмоциональный стресс. Стрессом
называют состояние психического напряжения,
возникающее у человека в процессе
деятельности как в повседневной
жизни, так и при особых обстоятельствах.
В широком смысле стресс. - это
любая эмоциональная реакция
человека на деятельность. Стресс в
узком смысле - это эмоциональная
реакция в экстремальных
Стресс - наш ежедневный попутчик, поэтому хотим мы этого или нет, с ним надо считаться. Даже если мы совершенно не ощущаем его воздействие, это не дает нам права забывать о нем и о той опасности, которую он представляет. В течение рабочего дня не раз возникают непредвиденные ситуации. В результате растет пока скрытое напряжение и в определенный момент, когда отрицательных эмоций становится слишком много, все переходит в стресс. Внутреннее состояние отражается на внешнем виде: лицо становится сумрачным, губы сжимаются, голова уходит в плечи, мышцы напрягаются. Видно, что человек взвинчен, нервничает, т.е. находится в состоянии стресса. Длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже к самоубийству.
Трансовые состояния. В традиционной психологии транс определяется как расстройство сознания, проявляющееся в автоматических актах поведения без осознания окружающей ситуации и целей своих поступков. Поведение человека при трансе может казаться упорядоченным, он в состоянии отвечать на простые вопросы, выполнять привычные действия.
Психорегуляция - это самостоятельное научное направление, основной целью которого является формирование особых психических состояний, способствующих наиболее оптимальному использованию физических и психологических возможностей человека. Под психической регуляцией понимается целенаправленное изменение как отдельных психофизиологических функций, так и в целом нервно-психического состояния, достигаемого путем специально организованной психической активности. Это происходит за счет специальных центрально-мозговых перестроек, в результате чего создается такая интегративная деятельность организма, которая концентрированно и наиболее рационально направляет все его возможности на решение конкретных задач.
Приемы непосредственного воздействия на функциональное состояние можно условно классифицировать по двум основным группам: внешним и внутренним.
К группе внешних способов
оптимизации функционального
Рефлексологический метод, широко используемый в медицине для лечения разного рода заболеваний, в настоящее время приобретает популярность и за пределами терапевтической практики. В последние годы он стал интенсивно применяться для профилактики пограничных состояний, повышения работоспособности, срочной мобилизации внутренних резервов.
К самостоятельной группе
методов оптимизации
Активное отношение человека к делу управления своим состоянием является особенно важным. В связи с этим представляется важным более детальное знакомство с другой группой методов воздействия на функциональное состояние, группой внутренних способов или методами саморегуляции состояний.
Под саморегуляцией понимаются «интегративные психические явления, процессы и состояния», обеспечивающие «самоорганизацию различных видов психической активности» человека, «целостность индивидуальности и становление бытия человека»
Саморегуляцию условно разделяют на биологическую (рефлекторную, как высшую форму биологической) и сознательно управляемую.
Биологическая саморегуляция
- это генетически закодированные
сложные внутренние процессы, лежащие
в основе роста, развития, жизнедеятельности
и защитных функций организма
как человека, так и животных,
растений. Биологическая саморегуляция
протекает без участия
Рефлекторная саморегуляция
обеспечивает восприятие органами чувств
сигналов внешней среды. Например, работа
сердца может измениться от резкого
стука, от воспринятого образа и даже
запаха. Это свойство организма через
чувства менять биологическую саморегуляцию
и лежит в основе феноменов
внушения, гипноза и других способов
влияния. Внушение - это целенаправленное
психологическое воздействие на
личность с целью вызвать через
органы чувств изменение биологической
саморегуляции в желаемом направлении.
Сознательно управляемая
Психическая саморегуляция
- это воздействие человека на самого
себя с помощью слов и соответствующих
мысленных образов. Под психической
саморегуляцией мы понимаем психическое
самовоздействие для
Главной особенностью методов
саморегуляции состояний
Разрабатываемые методы саморегуляции
чаще всего базируются на обобщении
этого полезного и
Овладение азами психокоррекции
и психотренинга требует, прежде
всего, стремления к развитию своих
навыков, а также умения найти
время для систематических
Опора на данные материалы позволит улучшить ваши возможности.
Дыхательные упражнения. Брюшное дыхание способствует сбросу нервно-психического напряжения, восстановлению психического равновесия. В ходе обучения необходимо добиться, чтобы вдох и выдох осуществлялись за счет наполнения нижней трети легких движением брюшной стенки, при этом грудная клетка и плечи остаются без движения.
Цикл дыхания следует проводить по формуле "4-2-4», т.е. на 4 счета вдох, 2 счета пауза и на 4 счета выдох. При этом рекомендуется дышать медленно, через нос, сосредоточив внимание на процессе дыхания. Можно на начальном этапе подключать образы, представляя, как воздух наполняет легкие и выходит обратно.