Боевые искусства Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 23:45, реферат

Описание работы

Боевым искусствам Востока более четырех тысяч лет. С глубокой древности они были частью исторических, культурных и философских традиций Востока.
Для жителей многих восточных стран единоборство – не только средство ведения боя, но и стиль жизни. Существенная часть упражнений восточных единоборств призвана восстановить дыхание, нормализовать сердцебиение. Также важна философская составляющая.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
История возникновения и становления восточных единоборств как спорта……5
Боевые искусства Китая…………………………………………………………..…7
Ушу-родоначальник восточных единоборств……………………………………...8
Восточные единоборства в России………………………………………………....14
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………….....17

Файлы: 1 файл

боевые искуства.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Если воинские искусства стали первым истоком ушу, то его вторым истоком стали, безусловно, системы внутренней тренировки, психопрактики и регулирования циркуляции внутренней энергии ци. Первые подарили ушу первоначальный технический арсенал, внешнюю сторону. Вторые же дали намного больше – внутреннюю, духовную сторону. Именно этот, второй исток позволил ушу через много столетий перерасти в вид духовной дисциплины, особый тип «внутреннего подвижничества» и «искусства сердца».

Особой датой в истории ушу можно считать 704 год. Именно в этом году впервые в истории Китая была введена система сложнейших государственных экзаменов по боевым искусствам – уцзюй чжи.

Но все же временем полного оформления ушу как целостной системы историки считают эпоху правления династии Мин (1368-1644). Прежде всего к этому времени появляется то явление, о котором больше всего говорят современные ценители ушу – дифференциация боевых искусств на стили.

Два последних века принесли в китайскую культуру много изменений,но в то же время это период бурного расцвета стилей, школ, направлений ушу. До XVIII века многие стили не имели своего названия и обобщенно назывались, например, просто «цюань» (кулак) или «чанцюань» (длинный кулак). Но при появлении все большего количества стилей и направлений ушу возникла необходимость разбивки их по группам. Разделение всех стилей на «Длинный кулак» и «Короткие удары» появилось едва ли не одновременно с формированием самих стилей ушу, приблизительно в XIV веке, и до сих пор многими мастерами считается хотя и самой простой, но при этом самой разумной схемой. К категории «Длинного кулака» относили те стили, в которых бой велся на дальней и средней дистанции, а при ударах руки и ноги выпрямлялись почти полностью. Эти стили характеризовались глу бокими, растянутыми стойками, что было эффективно для боя на дальней дистанции. «Короткие удары» объединяли стили, в которых предпочтение отдавалось поединку на ближней дистанции, когда в момент удара рука оставалась согнутой, а удары ногами наносили не выше живота, чаще всего по ногам.

Еще одной системой классификации стало деление на внутренние и внешние направления ушу

Традиционно к внутреннему направлению относят три основных стиля: тайцзицюань («Кулак Великого предела»), бачуачжан («Ладонь восьми триграмм») и синьицюань («Кулак формы и воли»), обладающие сложной теорией и базирующиеся на многообразных философских построениях о сущности вселенских трансформаций. Все остальные стили, в том числе и знаменитый шаолиньцюань, относят к внешним.

Еще одна классификация подразделяет все ушу на три больших направления: шаолиньское, уданское и эмейское. Все они возникли в святых местах, которые так или иначе связаны с многочисленными мифами о таинственных даосах или буддистах. Шаолиньское направление считается самым крупным и насчитывает свыше 360-ти основных стилей. Оно связано со знаменитым Шаолиньским монастырем, построенным в 495 году в северо-западной части уезда Дэнфэн провинции Хэнань, недалеко от священных гор Суншань, где якобы испокон веков селились маги и даосские небожители. 

Уданское направление возникло в горах Удан, находящихся в северо-западной части провинции Хубэй, которые издревле считались крупным даосским центром. Именно здесь, по легендам, жил мифологический создатель тайцзицюань даос Чжан Саньфэн (XIIIв.). 

Последнее направление, эмэйпай, возникло в горах Эмэй, которые располагаются в юго-западной части уезда Эмэй провинции Сычуань. В Эмэйских горах, с одной стороны, развивались чисто местные мистические школы ушу, а с другой стороны, в XVII веке сюда приходят боевые искусства, используемые для обучения в армии. Эти два потока – мистическо-внутренний и внешне-прикладной – сливаются, и на их пересечении складывается окончательный вид эмэйского направления ушу.

Еще одно разделение ушу, «южно-северное», возникло где-то в середине XVII века. Южными считались стили, практиковавшиеся к югу от Янцзы, северными, соответственно, – к северу. Основными представителями южной группы считались стили уданского направления, а северной – шаолиньского. Появился и другой тип разделения по северо-южным группам. Все стили, которыми занимались на юге Китая в провинциях Гуандун, Фуцзянь, Хунань, Чжэцзян и других, стали относить к «Южному кулаку» (наньцюань).

Ни одна из систем классификации не является буквальной, смысл их создания определен мифологическим характером китайской традиции. Они созданы для того, чтобы зафиксировать ушу как некий целостный механизм в пространстве культуры. За различными системами классификации ушу стоит твердое понимание того, что внутреннее тело ушу, безусловно, едино, и все стили – ветви этого единого ствола

Ушу имеет довольно долгую историю развития. В древнем Китае, во времена династий Ся, Шан и Чжоу, системы, напоминавшие ушу, носили название "цюаньюн", "шоубо", "сянгао".

Начиная с эпох Суй, Тан, эпохи пяти династий и десяти царств, вплоть до периода царствования династий Сун, Юань, Мин, Цин, уже существовало множество названий для боевых искусств, таких, например, как"цюаньцзэ" (кулак победителя), "шипу" (испытание ударом), "шоубо" (борьба),"цзюэдиси" (игры с боданием), "уцзи" (боевое мастерство), "датаоцзы" (исполнение комплекса), "уши" (военное дело), однако, наиболее часто применялось название "ци".

Термин "ушу" получил широкое распространение и вошел в обиход лишь после Синьхайской революции. Так, в 1911 году в г. Циндао, был создан "Союз китайского ушу", в 1917 году в Пекине действовал "Центр по распространению ушу", а в Шанхае действовал "Шанхайский союз китайского ушу". В апреле 1923 года в Шанхае был созван съезд "Всекитайского движения ушу".

Однако, в 1927 году было внесено предложение изменить название Ушу на Гошу - Национальное искусство. Вскоре после этого, была создана Центральная академия гошу, и по этой причине наиболее употребимым стал этот термин.

После образования КНР, ушу было признано частью национального культурного наследия, и были приняты соответствующие меры по его упорядочению. Правительством КНР был основан специальный орган, задачей которого стало развитие ушу и разработка программы официальных соревнований. После создания Госкомспорта КНР, в 1953 году были проведены первые Всекитайские соревнования по ушу.

В 1956 году в Пекине прошли первые Всекитайские показательные выступления по ушу, в которых приняло участие 12 команд. Вскоре после этого, для унификации методики преподавания ушу в масштабах страны, Госкомспорт КНР выпустил массовым тиражом целый ряд методических пособий по упрощенным формам ушу. Были также разработаны "Правила соревнований по ушу", во всех институтах физической культуры и спортивных школах были введены уроки ушу и организованы специальные группы.

Помимо этого, широкое распространение получили консультативные центры, где можно было получить консультации по разным стилям и направлениям. Таким образом, в 1960 году ушу, с четкой внутренней структурой, стало полноправным видом спорта в КНР.

Тяжелым ударом для ушу, как и для всей китайской культуры, стали времена "Великой культурной революции" и "Большого скачка". Ушу было отнесено к "феодальным пережиткам", школы ушу закрыты, мастера подверглись гонениям.

Лишь в 80-х годах ушу в Китае возродилось вновь. Под руководством целой плеяды выдающихся мастеров и тренеров У Виня, Ли Цзунфана, Ли Тяньцзи, Чжан Взньгуна, Цай Луньюня и других, была воссоздана система подготовки спортсменов, вновь начали проводиться Всекитайские соревнования, ушу было признано официальным видом спорта.

С этого же момента началась компания популяризации ушу за пределами КНР, с целью сделать его международным видом спорта. Практически каждый год сильнейшие китайские спортсмены выезжали в Америку, Европу и Азию с показательными выступлениями, большими тиражами издавались брошюры по ушу на иностранных языках, огромные средства были инвестированы в создание целой серии игровых и документальных фильмов, пропагандирующих ушу.

В 1985 году в г. Сиань (пров. Шаньси) впервые проходил международный турнир по ушу с участием спортсменов США, Японии, Англии, Франции, Малайзии и др. Во время турнира состоялась международная конференция, на которой был официально создан Подготовительный комитет международной федерации ушу.

В этом же году была создана Европейская и Азиатская федерация ушу.

В 1987 и 1988 годах подобные турниры со все большим числом участников проводились в Тяньцзине и Ханчжоу, а в 1990 году в Малайзии состоялся первый неофициальный чемпионат мира, в котором приняли участие команды 22 стран, включая СССР.

В 1690 году ушу было официально включено в программу Азиатских игр в Пекине, во время которых была создана международная федерация ушу объединяющая 38 стран, в октябре 1991 года в Пекине состоялся первый чемпионат мира по ушу, в программу которого, в качестве показательного вида, были включены поединки (Саныноу).

С 1985 года проводятся чемпионаты Европы и Азии, крупные международные турниры. В 1986 году при Госкомспорте КНР был создан Институт изучения ушу КНР, основной задачей которого стала систематизация и популяризация имеющейся информации, издание книг и учебных видеофильмов.

С каждым годом число поклонников ушу во всем мире нарастает, и проводится все больше число соревнований и фестивалей по этому виду спорта. 

 

5.Восточные единоборства в России.

 

Ушу как спортивное направление в России стало официально развиваться с 1985 года, когда Г.Н. Музруков  направил генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву письмо, в котором предложил культивировать в СССР китайскую гимнастику ушу как компонент улучшения советско-китайских отношений в области культуры. В тот момент, как писала пресса «советские руководители активно искали новые пути сближения с Китаем, и предложение Г. Музрукова, несмотря на действовавший запрет на изучение каратэ и всего связанного с восточными боевыми искусствами, было принято».

В 1987 году был создан Центр изучения оздоровительных систем Дальнего Востока основной задачей которого стало изучение ушу и цигун. Именно в этот период в стране начался настоящий «бум» ушу. В республике Дагестан начала работу секция ушу под руководством известного художника и мастера каратэ Г. Магомаева. После ряда публикаций «Уроков ушу» в «Советском спорте», появившихся благодаря поддержке заведующего отделом «Здорового образа жизни» А. Коршунова, в Центр стали приходить десятки тысяч писем со всех уголков СССР, с просьбой выслать учебные материалы по ушу, оказать содействие в открытии филиалов Центра. Именно тогда начал формироваться инструкторский корпус Центра. Учениками Г. Музрукова в тот период были С. Двужилов, М. Курбанов, Р. Белавкин, О. Неврова, В. Малахов, И. Блинов, Г. Миронов, М. Никифоров, Н. Балашов, О. Кириченко, Д. Старынин, Ю. Семёнов, А. Храпов и другие. 

Первый официальный Чемпионат СССР по ушу был проведён в столице Казахстана Алма-ате. Чемпионами страны стали А. Куватова и Б. Булибеков (Казахстан), Р. Белавкин, М. Курбанов, В. Нуждин (Москва), А. Багулин (Череповец). После чемпионата впервые была сформирована сборная команда СССР по ушу.

В 1990 году по инициативе Центра изучения ушу Госкомспорта СССР в Москве состоялся первый в истории ушу в СССР и России международный турнир по ушу, прошедший в УЗС «Дружба». В турнире, помимо команд РСФСР, Москвы, Украины, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана, Белоруссии, Молдавии, Дагестана приняли участие сборные команды Франции, Польши и Вьетнама. Кроме того, для обеспечения максимальной объективности судейства, была приглашена бригада судей из КНР, в составе известнейших китайских специалистов по ушу Чэнь Цзячжэня, Ду Юнли и Лю Хунчи. Всё это обеспечило турниру несомненный успех. Первыми чемпионами стали А. Багулин из Череповца (даошу), А. Куватова из Алма-аты (багуацюань), француз Бенуа Таос (цяншу), его соотечественник Хуан Ни (наньцюань), москвичи Р. Белавкин (чанцюань), Г. Музруков (традиционное оружие)и Р. Беренштейн (тайцзицюань). 

В 1991 году создана Международная Федерация ушу (IWUF), признанная  Всемирной ассоциацией спортивных федераций (GAISF) и международным олимпийским комитетом (IOC). В международную федерацию ушу входит 112 стран, каждые 2 года проводится Чемпионат Мира, разработаны правила соревнований и классификационная программа. Для определения уровня спортивной подготовки занимающихся создана квалификационная программа и нормативы.

В России, на сегодняшний день, ушу является одним из самых популярных видов восточных единоборств. В 1989 году создана Федерация ушу России, объединяющая более 20 тысяч занимающихся из более чем 50 регионов России. Национальная сборная команда страны является сильнейшей в Европе и одной из самых сильных команд в мире. За прошедшие десять лет выращены несколько поколений российских мастеров ушу, которые неоднократно завоёвывали титулы чемпионов Мира и Европы.

Имена таких российских спортсменов, как Татьяна Куприянова (ЗМС, ЗТР, пятикратная чемпионка Европы, призёр чемпионата Мира), Ольга Долгих (ЗМС, двукратная абсолютная чемпионка Европы), Надежда Макарова (МСМК, двукратная чемпионка Европы), Роман Белавкин (МСМК, чемпион Европы), Андрей Багулин (МСМК, призёр чемпионата Мира), Маграм Курбанов (МСМК), Владимир Красюк (МСМК, двукратный чемпион Европы,серебряный призёр чемпионата Мира 2003 г.), Максим Федотов (МСМК, чемпион Европы) и многих других навечно вписаны в историю развития мирового ушу.

Воспитанницей отечественной школы ушу является и лучший европейский мастер ушу 20–го столетия (по рейтингу Международной и Европейской федераций ушу), Заслуженный мастер спорта, москвичка Екатерина Стенищева. На её счету 7 выигранных чемпионатов Европы, 2 золотые медали на чемпионатах Мира, более 52 золотых медалей на различных международных соревнованиях по ушу. В 2000 году, технический комитет международной федерации ушу включил российскую спортсменку в число 10-ти лучших мастеров ушу мира, и пригласил её в качестве демонстратора учебного фильма нового олимпийского соревновательного стандарта спортивного ушу.

Говоря о развитии ушу в России, нельзя не сказать о Муниципальной экспериментальной школе при Правительстве Москвы, объединяющей в комплексе 2 школы: Общеобразовательную школу с углублённым изучением китайского и английского

И спортивную школу ушу, на базе которой тренируется сборная команда России по этому виду спорта.

 

6.Заключение.

 

Быть или не быть восточным единоборствам в современном мире — вопрос решенный. Они есть и будут. В странах Востока живы традиции кэмпо, они стали достоянием и многих стран мира.

Восточные системы воспитания (и физического в том числе) в отличие, например, от западноевропейских в своей основе сохранили древние корни, они достаточно стабильны и традиционны.

Информация о работе Боевые искусства Китая