Цели,задачи спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортив¬ным состязанием, направленная на достижение максимально воз¬можного для данного спортсмена уровня подготовленности, обус¬ловленного спецификой соревновательной деятельности и гаран¬тирующего достижение запланированных спортивных результатов.

Файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в  течение всего годичного цикла  тренировки.

Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая  подготовленность спортсмена тесно  связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных  дисциплинах спортивный результат  определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.

Психическая подготовка — это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психическая подготовка помогает создавать такое  психическое состояние, которое  способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой — позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.

Общая подготовка решается двумя путями:

    - обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания; способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

    -  обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. Содержание психической подготовки, ее построение, средства и методы определяются спецификой вида спорта.

В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка как бы включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), хотя имеет свои цели и задачи. Если цель психической подготовки — реализация потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность, то многообразие частных задач (формирование мотивационных установок, воспитание волевых качеств, совершенствование двигательных навыков, развитие интеллекта, достижение психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам), приводит к тому, что любое тренировочное средство в той или иной мере способствует решению задач психической подготовки.

Содержание  конкретных средств и методов, применяемых  в процессе психической подготовки спортсменов, раскрывает следующая классификация (по А. В. Родионову, 1995).

По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на:

- мобилизующие;

- коррегирующие (поправляющие);

- релаксирующие (расслабляющие).

 По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы (рис. 35):

  1. психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двига 
    тельные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);

    2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);

    3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).

 По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:

  1. средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);
  2. средства воздействия на интеллектуальную сферу;
  3. средства воздействия на волевую сферу;
  4. средства воздействия на эмоциональную сферу;
  5. средства воздействия на нравственную сферу.

 По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:

  1. средства, направленные на психическую подготовку тренера;
  2. средства управления непосредственно спортсменом или командой.

 По времени применения эти средства и методы делятся на:

  1. предупреждающие;
  2. предсоревновательные;
  3. соревновательные;
  4. постсоревновательные.

 По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участ- ников педагогического процесса — тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).


На выбор  конкретных средств и методов  существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.

Мобилизующие  средства и методы направлены на повышение  психического тонуса, формирование установки  на активную интеллектуальную и моторную деятельность спортсмена. Сюда относят такие словесные средства, как самоприказы, убеждения; такие психорегулирующие упражнения, как «психорегулирующая тренировка» (вариант «мобилизация»), упражнения на концентрацию; такие физиологические воздействия, как возбуждающий вариант акупунктуры, возбуждающий массаж.

Коррегирующие средства обычно относятся к категории словесных и носят форму гетеровоздействия. йии могут быть различные варианты сублимации (мысли спортсмена о возможном исходе соревнования вытесняются в направлении оценки собственных технико-тактических действий), способы изменения целепо-лагания, прием «рационализация» (когда спортсмену объясняют механизм начавшегося стресса, что делает его менее опасным), «гимнастика чувств» по системе К. С. Станиславского (когда спортсмену преднамеренно предлагают изобразить гнев, ярость, радость, сомнение и т.д.).

Релаксирующие средства направлены да снижение уровня возбуждения и облегчают процесс психического и физического восстановления. В качестве примеров можно назвать варианты психорегулируюшей тренировки «успокоение», «прогрессивную релаксацию» (последовательное напряжение и расслабление мышц), «паузы психорегуляции», успокаивающий пассаж.

Психолого-педагогические средства относятся к компетенции  не только психолога, но и тренера, основываются на вербальном (словесном) воздействии  и направлены преимущественно на моральную и нравственную сферу спортсмена. Умелое использование слова — важнейшее средство психической подготовки.

Психофизиологическими условно называются средства физиологические по технологии, но несущие в себе психическое воздействие, в основном косвенное. Такими средствами являются акупунктура, массаж, разминка, особенно если она психологически грамотно построена и преследует цель формирования у спортсмена необходимого настроения.

Значительный  раздел средств психической подготовки составляют приемы произвольной саморегуляции. По способу применения такими приемами могут быть убеждение, самовнушение (самоприказ), двигательные и дыхательные упражнения, использование механизмов представления и воображения (например, с помощью средств идеомоторной тренировки).

Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных  занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях.

Таким образом, средства спортивной подготовки помогают развить индивидуальные качества спортсмена, выявить его слабые стороны и направить на них большее внимание. В то же время средства спортивной тренировки служат идеальным фактором поддержания физического здоровья. Естественные силы природы и гигиенические факторы, используемые при занятиях физическими упражнениями, усиливают эффективность и оздоровительный эффект на организм занимающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

                                      Список использованной литературы

 

    Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В.С. Кузнецов; - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.

 

   Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Издательство: «Физкультура и спорт», год издания: 1991.

 

   Ашмарин, Б.  А.  Теория и методика физического воспитания[Текст]: Издательство: «Просвещение», год: 1990.

   

   Кенеман, А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]:  А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева; - М:. Издательство: «Просвещение»,  год издания: 1972.

 

   Степаненкова, Э. Я.  Теория и методика физического воспитания и развития ребенка[Текст]:  Издательство: «Академия», год издания: 2006.

 

   Борытко, Н. М.  Теория и методика воспитания[Текст]: Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко; - М:. Издательство: «ВГИПК РО», год издания: 2006.

 

  Курамшина, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры[Текст]: учебное пособие для студентов академий, институтов и колледжей физической культуры; под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова.

 


Информация о работе Цели,задачи спортивной тренировки