Ценности физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Понятие физической культуры личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни . . . . .8
3. Ценности физической культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Файлы: 1 файл

Ценности физической культуры.docx

— 29.61 Кб (Скачать файл)

Институт  экономики, управления и права (г.Казань)

Экономический факультет 
 
 

                                                                                                           Блинов Антон Александрович

                                                                                                           1 курс заочного отделения

                                                                                                           экономического факультета

                                                                                                           гр. 111з 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

По физической культуре

Тема Ценности физической культуры 

( вариант  № 1 )

За 1 семестр 2011/2012 уч.года 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2012 г 

содержание 
 
 
 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.Понятие физической  культуры личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Деятельная  сущность физической культуры  в различных сферах жизни . . . . .8

3. Ценности физической  культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

 Заключение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Создание условий  для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем. 

 Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Наш век —  век значительных социальных, технических  и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и  ряд неблагоприятных факторов, в  первую очередь гиподинамию и  гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального  и бытового характера. Все это  приводит к нарушению обмена веществ  в организме, предрасположению к  сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных  факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и  объемно, что внутренние защитные функции  организма не в состоянии с  ними справиться. Опыт десятков тысяч  людей, испытавших на себе воздействие  такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими  упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации  организма к условиям внешней  среды.

Занятия физическими  упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а  выполняет и другие социальные функции  общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Если общая  культура личности отражает широту овладения  ценностным содержанием духовной и  материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей  культуры в специфических условиях профессиональной деятельности.

Физическая культура выступает как составная часть  общей и профессиональной культуры человека, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного  развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей.

Индивидуальная  физическая культура является результатом  личностного осмысления, выработки  представлений, отношений, убеждений, "программ поведения". В ней  интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется  Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурной поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться  в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого  действия, чувств и общения, физического  и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь  и труд, создает ей психический  комфорт.

Таким образом, феномен физической культуры личности студента позволяет представить  ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку  эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста  и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования. 
 
 

Понятие физической культуры личности 

 

Физическая культура – это вид культуры, содержанием  которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования  человек.

Физическая культура личности - это социально-детерминированная  область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся  определенным уровнем специальной  образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и  социально-духовных ценностей, приобретенных  в результате воспитания и интегрированных  в физкультурно - спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и  психофизическом здоровье.

Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается  главным образом в том, что  этот вид культуры профилирован в  направлении, приводящем к оптимизации  физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим  развитием на основе рационализации и эффективного использования его  собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными  ценностями.

Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет  собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование  человека и которая существует в  двух основных формах: объективной (в  виде реальных предметов, в продуктах  духовного труда, в системе социальных  норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между  собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

Главной специфической  особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках "переноса тренированности" и  заключающаяся в формировании тех  потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности, подготовки к труду.

Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.

Деятельная часть  физической культуры представлена процессом  физического воспитания.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически  и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продолжение  жизни человека.

Ю.И. Евсеев определяет физическое воспитание как вид воспитательного  процесса, специфика которого заключается  в обучении двигательным актам и  управлении развитием и совершенствованием физических качеств человека. Однако, на наш взгляд, это определение  не отражает полноту всего процесса физического воспитания и рассматривает  только его деятельностный компонент, в то время как в нем существенными  являются когнитивный и эмоционально-ценностный компоненты.

Ж.К.Холодов, рассматривая понятие "физическое воспитание", отмечает, что это процесс, направленный не только на обучение движениям, воспитание физических качеств, но и на овладение занимающимися специальными знаниями и формирование у них осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.

Наиболее точное и всеобъемлющее определение  физическому воспитанию дано Л.П. Матвеевым. Он отмечает, что физическое воспитание – это педагогически упорядоченный  процесс направленного использования  факторов физической культуры, включающий обучение двигательным действиям (в  результате которых формируются  двигательные умения, навыки и связанные  с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряженных  с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению  и развитию свойств личности.

Таким образом, современные представления о  физическом воспитании отражают не только его прикладной характер, но и вопросы  социализации личности, ее интеллектуальное, психологическое, духовное и творческое развитие и долголетие. Именно такое  понимание физического воспитания дает возможность ставить в этом процессе ведущей и целеполагающей установкой формирование физической культуры личности.

Центральным системообразующим  фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, предстает физкультурно-спортивная (физкультурная) деятельность, направленная на физическое совершенствование человека.

Эмоционально-целостное  отношение к физкультурной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется, оно приобретается  личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается с освоением  знаний и творческого опыта, с  проявлением инициативы и активности в истинном педагогическом процессе. 

  
 
 
 

Деятельная  сущность физической культуры в различных  сферах жизни 
 

Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно  выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.

Основными признаками физической культуры можно считать: систематические занятия физическими  упражнениями для решения задач  физического самосовершенствования; специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить  их на практике; владение определенными  двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач; владение достаточными организационно-методическими  умениями построения своих самостоятельных  физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная  деятельность по праву считается  высшей формой личной физической культуры.

Деятельностный  аспект физической культуры заключается  в том, что физическое совершенствование  происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам  физического воспитания, т.е. по законам  развития силы, выносливости, законам  формирования техники движений, законам  активного отдыха и т.д.

В процессе жизни  человек занимается многими видами деятельности, которые в той или  иной степени связаны с двигательной активностью и значительными  физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.

Информация о работе Ценности физической культуры