Ценности физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 12:07, контрольная работа

Описание работы

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.
Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1.Понятие физической культуры личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни . . . . .8
3. Ценности физической культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Файлы: 1 файл

Ценности физической культуры.docx

— 29.61 Кб (Скачать файл)

Поэтому сущностным ядром физической культуры можно  считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением  физических упражнений.

 Выполняемые  при этом физические нагрузки  могут быть разной величины, зависящие  от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои  физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.

Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при  этом деятельность должна отвечать задачам  физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.

В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

1.         Физкультурная деятельность обязательно  содержит двигательный компонент,  который в ней, как правило,  является преобладающим;

2.         Деятельность в сфере физической  культуры представлена наиболее  рациональными формами двигательных  действий, имеющими свою конкретную  методику занятий;

3.         Физкультурная деятельность человека  всегда направлена на совершенствовании  самого себя в аспекте овладения  рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств,  формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д.  Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать  и решаться параллельно, но  ведущими при этом не являются.

Все эти признаки в своей совокупности присущи  только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в  полном объеме они не характерны.

  
 
 
 

Ценности  физической культуры 
 

Приобщение людей  к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится  и физическая культура, становится главным средством достижения цели образовательной системы .

Ценности физической культуры необходимо рассматривать  как единство объективных и субъективных ценностей.  Наиболее значимыми в  формировании ценностных отношений  личности  к физической культуре являются:

1). Ценности объективных  форм физической культуры:

- материальные  ценности (спортивные сооружения, инвентарь  для физкультурно-спортивной деятельности, предметы искусства);

- исторические  ценности (истории великих спортивных  побед, становление видов спорта, деятельность выдающихся людей  в области физической культуры);

- ценности –  общественные отношения (к спорту, к здоровью, к персоналиям-носителям  физической культуры);

- информационные  ценности (публикации, трансляции в  СМИ).

2). Ценности субъективных  форм физической культуры:

- физические  ценности (физическое развитие, состояние  организма в процессе физкультурно-спортивной  деятельности),

- духовно-нравственные  ценности (наличие высокого духовного  идеала; жизненная установка на  служение благородным целям: Отечеству,  ближним; эстетическое отношение  к миру; следование принципам   гуманизма, справедливости, чести;  стремление к саморазвитию; принятие  объективных ценностей физической  культуры),

- психические  ценности (знания о двигательной  активности, функционировании организма  человека, способах здоровьесбережения; межличностное общение; личное  самоутверждение).

Кроме того, к  духовным ценностям физической культуры относятся накопленные практикой  и наукой специальные физкультурные  знания, отраженные в соответствующих  теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

В какой степени  данные ценности будут освоены в  процессе образования отдельным  человеком, зависит от факторов и  условий их освоения. Например, бассейн  для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные  к физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают.

Ценностное отношение  личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью  объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности  использовать его ценности в целях  самовоспитания и саморазвития.

Ценностное отношение  личности к физической культуре необходимо рассматривать как интеграцию более  частных отношений к различным  объектам физической культуры, ситуациям, событиям в области физической культуры, то есть к объективным и субъективным формам физической культуры. Отношение  личности к какой-либо конкретной ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: аксиологического (насколько значима для личности данная ценность); интеллектуального (что  знает личность об этой ценности); эмоционального (какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности); деятельностного (какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью). 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

Теория физической культуры исходит из основных положений  теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет  специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным  и наиболее общим является понятие  «физическая культура». Как вид  культуры она в общесоциальном плане  представляет собой обширнейшую  область творческой деятельности по созданию физической готовности людей  к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура — мера и способ всестороннего  физического развития человека.

Гуманитарная  значимость физической культуры предполагает достижение целостности знаний о  человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.

Ценности физической культуры в образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей объективных форм и  субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение личности к  физической культуре является интеграцией  более частных отношений: отношений  личности к различным формам и  средствам физической культуры и  включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты. 
 

Список  используемой литературы 
 

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2 - 7.

2.  Лубышева  Л.И. Современный ценностный потенциал  физической культуры и спорта  и пути его освоения обществом  и личностью // Теор. и практ.  физ. культ. 1997, № 6, с. 10 - 15.

3. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2004.

5. Теория и методика физического воспитания под общей редакцией Г.Д.Харабуги. Москва, изд-во «Физкультура и спорт».

6. Подписная научно-популярная серия «Физкультура и спорт», изд-во «Знание», Москва

7. Научно-методический журнал «Физическая культура в школе». Москва, Издательский дом «Школа-Пресс 1». 
 
 
 


Информация о работе Ценности физической культуры