Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 01:09, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть основы здорового образа жизни студента, роль физической культуры в обеспечении здоровья.

Файлы: 1 файл

Негосударственное общеобразовательное учреждение.docx

— 32.45 Кб (Скачать файл)

Негосударственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Южный институт менеджмента

(НЧОУ ВПО  ЮИМ)

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Физическая культура»

На тему: «Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества. Социальные функции физической культуры и спорта»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса  группы 13-Л

Кудрявцев К.К.

Проверил:

 Скляров  А.В.

 

Краснодар 2014

ВВЕДЕНИЕ

 

Человечество на протяжении своего существования искало пути укрепления и продления активной жизни. Испробовано  бесчисленное множество способов омоложения: заклинания и обращения к божествам, целебные бальзамы и эликсиры молодости, скипидарные и молочные ванны, новокаиновые вливания, пересадки половых желез  животных, снятие с поверхности тела излишнего статического электричества  и, наоборот, наведение магнитных  полей и т.д. Эти поиски продолжаются и поныне. А ведь с давних времен хорошо известен универсальный и  абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия —  физическая культура, способ, требующий  не дорогостоящих лекарственных  препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Но и эти небольшие  «жертвы» нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное  чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно  становится необходимым, потому что  победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью всегда воспринимается как  успех, обогащает жизнь и закаляет волю. Возможно, именно тренировка воли лежит в основе появления той  жизненной и гражданской активности, которая возникает у людей, занимающихся физкультурой.

Генетически человек запрограммирован с большим запасом резервов. Это  особая биологическая целесообразность, сформировавшаяся в процессе естественного  отбора. Резервы эти — тот поистине животворный источник, который обеспечил  выживаемость человека в борьбе со стихийными силами природы, становление  его как вида и сейчас помогает успешно бороться с болезнями  и другими экстремальными факторами. Благодаря этим резервам человек  сохраняет здоровье при переохлаждении, чрезмерном физическом напряжении, перегревании и т.д., а при благоприятных  условиях приобретает оптимальную  работоспособность и активное долголетие.

Целью физического воспитания в  ВУЗе является формирование физической культуры студента, как системного, так и интегративного качества личности, неотъемлемого компонента общей  культуры будущего специалиста, способного реализовать его в учебной, социальной, профессиональной деятельности и семье.

Курс физической культуры предусматривает  решение следующих задач:

1. Включение студентов в реальную  физкультурно-спортивную практику  по творческому освоению ценностей  физической культуру, её активного  использования во всестороннем  развитии личности.

2. Содействие разностороннему развитию  организма, сохранению и укреплению  здоровья, повышению уровня общей  физической подготовленности, развитию  профессионально важных физических  качеств и психомоторных способностей  будущих специалистов.

3. Овладение системно упорядоченным  комплексом знаний, охватывающим  философскую, социальную, естественно-научную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанную с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры.

4. Формирование потребности студентов  в физическом самосовершенствовании  и поддержании высокого уровня  здоровья через сознательное  использование всех организационно-методических  форм занятий физкультурно-спортивной  деятельностью.

5. Формирование навыков самостоятельной  организации досуга с использованием  средств физической культуры  и спорта.

6. Овладение основами семейного  физического воспитания, бытовой  физической культуры.

Цель данной работы – рассмотреть  основы здорового образа жизни студента, роль физической культуры в обеспечении  здоровья.  

 

 

 

 

 

Двигательная  активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества.

 

Введение С давних времен хорошо известен универсальный и надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия – двигательная активность, то есть физическая культура, требующая не дорогостоящих лекарственных препаратов и сложных технических приспособлений, а только волей и некоторых усилий над собой. Победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления индивидуального и общественного здоровья. Важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется недостаточной двигательной активностью. Особенно страдают от гиподинамии студенты. Больше времени своего бодрствования они проводят за рабочим столом, компьютеризация учебного процесса усугубила обездвиженность учащихся. Вот почему так важен здоровый образ жизни, который включает в себя физическую культуру, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену и положительные эмоции. Физические упражнения являются могучим средством укрепления здоровья, повышения стойкости и сопротивляемости организма человека ко многим инфекционным заболеваниям. Двигательная активность Двигательная (физическая) активность в форме систематических занятий является одним из главных факторов, повышающих уровень здоровья и положительно влияющих на активное долголетие. Малоподвижный образ жизни (гиподинамия) – это путь к различным нарушениям в организме: избыточной массе тела, сердечно-сосудистым заболеваниям, нервным расстройствам и другим заболеваниям. Двигательная активность – необходимое условие самой жизни. Движение является одним из главных условий существования животного мира и прогресса в его эволюции. От активности скелетной мускулатуры зависит резервирование энергетических ресурсов, экономное их расходование в условиях покоя и как следствие этого- увеличение продолжительности жизни. В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности. Высокий уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше, чем у незанимающихся. Снижение активной двигательной деятельности пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь оно способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к нарушению обмена веществ. Физические упражнения предупреждают атеросклеротические изменения в сосудах, уменьшают риск заболевания ишемической болезнью сердца. Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности импульсации из скелетных мышц в центральный аппарат регуляции. При недостаточной двигательной активности (гипокинезии) изменяется структура скелетных мышц и миокарда. Падает иммунологическая устойчивость, активность. Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Уже через 7-8 суток неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. Профессиональная направленность физического воспитания Профессиональная направленность физического воспитания – это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качественному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей выбранной профессии, способствующей обеспечению высокой работоспособности специалиста. В настоящее время все более актуализируется проблема совершенствования системы непрерывного образования учащейся молодежи с целью обеспечения двух основополагающих аспектов: сформированности личности с характерным набором свойств, качеств и функций и ее подготовленности к практике социально значимых видов деятельности, главный из которых – производительный труд. Принцип подхода к формированию личности побуждает к поиску и обоснованию видов деятельности, комплексно воздействующих на индивида, на пути его восхождения к личности, отвечающей потребностям общества. Общественная и личностная потребность, накопление значительного теоретического и практического материала о существенном потенциале физкультурной деятельности в становлении личности, подготовленной к  
 
практике труда, обусловили выделение специфической и профилированной отрасли физической культуры – профессионально-прикладной физической культуры (ППФК). Под ППФК следует понимать специфическую отрасль физической культуры, изучающую биологические, социальные и дидактические аспекты совокупного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и обеспечивающую на всех этапах образования формирование личности профессионала, создающего, преобразующего и потребляющего материальные и духовные ценности общества, обладающего высокой профессионально-прикладной подготовленностью. Таким образом, ППФК призвана удовлетворить общественные и личностные потребности в обеспечении сформированности, во-первых, личности с характерным набором как общих, так и профессионально-прикладных личностных свойств, качеств и функций и, во-вторых, комплекса прикладных физических, психофизиологических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах образования и дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности. Под специфическими функциями ППФК следует понимать лишь те, которые свойственны ей как специфической отрасли общей физической культуры. В целом набор специфических функций определяется наличием тех свойств, которые на разных этапах образования удовлетворяют общественные потребности в прикладном физкультурном образовании (образовательные), оптимизации физического состояния (оздоровительные), полноценной профориентации и профадаптации учащейся молодежи. Реализация специфических функций осуществляется преимущественно в ходе профилированного физического воспитания, под которым следует понимать специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных форм, средств и методов, обеспечивающий формирование специальных знаний, прикладных двигательных способностей для совершенствования и поддержания профессионально-прикладной подготовленности на всех этапах образования. Роль физической культуры и спорта в развитии общества Человечество на протяжении своего существования искало пути укрепления и продления активной жизни. Испробовано бесчисленное множество способов омоложения: заклинания и обращения к божествам, целебные бальзамы и эликсиры молодости, скипидарные и молочные ванны, новокаиновые вливания, пересадки половых желез животных, снятие с поверхности тела излишнего статического электричества и, наоборот, наведение магнитных полей и т.д. Эти поиски продолжаются и поныне. А ведь с давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия – физическая культура, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Но и эти небольшие «жертвы» нужны лишь на первых порах, а затем преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым, потому что победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю. Возможно, именно тренировка воли лежит в основе появления той жизненной и гражданской активности, которая возникает у людей, занимающихся физкультурой. Генетически человек запрограммирован с большим запасом резервов. Это особая биологическая целесообразность, сформировавшаяся в процессе естественного отбора. Резервы эти – тот поистине животворный источник, который обеспечил выживаемость человека в борьбе со стихийными силами природы, становление его как вида и сейчас помогает успешно бороться с болезнями и другими экстремальными факторами. В наш век – век значительных социальных, технических и физических преобразований научно-техническая революция, наряду с прогрессивными явлениями, внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техникой, а также стрессы профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым заболеваниям, а подчас и сами эти болезни. Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры. Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе. Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни – «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков. Социальные функции физической культуры и спорта Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры и спорта в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая форма борьбы, достижения науки, философии, искусства. Основными направлениями социологического анализа физической культуры и спорта являются: – изучение ее общественно-исторической природы, места и роли в общественной жизни; – анализ процессов взаимодействия и взаимовлияния физической культуры и спорта с другими формами деятельности - трудовой, образовательной, досуговой и другими; – исследование социальных функций физической культуры и спорта; – изучение места физкультуры и спорта в образе жизни и культуре основных социально-демографических групп общества; – анализ факторов, способствующих и препятствующих развитию массовой физической культуры; – исследование воздействия спортивного зрелища на массовую аудиторию; – изучение специфики процессов формирования личности, включенной в сферу спортивной деятельности, особенностей ее личностной структуры. К основным социальным функциям физической культуры и массового спорта относятся: физическое совершенствование человека, оздоровительная, воспитательная, производственная, рекреационная, функция разумной организации досуга, коммуникативная, социального интегрирования. Применительно к спорту высших достижений выделяются такие функции, как соревновательная, социализирующая, политическая, престижная, зрелищная. Физическая культура и спорт выступают как сфера самосовершенствования и самоутверждения человека, их развитие рассматривается как важное направление социальной политики. Роль физкультуры и спорта в жизни общества, характер их воздействия на человека выходят далеко за рамки функции развития физических качеств. Физическое совершенствование индивида влечет за собой важные последствия для самых различных сфер его жизнедеятельности: производственной (развитие и совершенствование человека как главной производительной силы общества, повышение его работоспособности); оздоровительной (сохранение и укрепление здоровья, удлинение активного периода жизнедеятельности человека); досуговой (рациональная организация свободного времени с использованием активных форм отдыха) и другие. Принципиальное значение имеет социально интегрирующая функция физической культуры и спорта. Она реализуется в развитии таких социально значимых черт, как коллективизм, способность к общению и переживанию. Совместные занятия оказывают воздействие на формирование и укрепление малых групп, развитие внутригруппового общения, стабилизацию морально-психологического климата в коллективе (производственном, в семье). Наш век – век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию (недостаток объема двигательной деятельности), нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и другим. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им является регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды. Движения, состязания, самоутверждение – естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человеку раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся. Истинная отдача от физкультуры не бывает мгновенной, вложенные в физическое воспитание средства возвращаются сторицей в виде повышения работоспособности людей, высоким психоэмоциональным настроем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальные  функции физической культуры и спорта

 

Физическая культура - вид культуры общества и человека. Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; с одной стороны, специфический процесс, с другой - результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического  совершенствования людей. По отношению  к культуре человек выступает  в трех ипостасях: он ее осваивает (потребляет), является носителем культуры и создает  новые культурные ценности. Освоение, "потребление" физической культуры проявляется в результатах этой деятельности - в овладении знаниями, развитии физических качеств и двигательных способностей, "владельцем" которых  он и является.

Физическая культура, решая проблему воспроизводства физических способностей человека, является важной частью культуры общества в целом. С одной стороны, от духовной культуры общества она  получает и перерабатывает идейно-теоретическую  и научно-философскую информацию. С другой - она сама обогащает  культуру, науку, искусство, литературу специальными ценностями в виде теории, научных знаний, методик физического  развития и спортивной тренировки.

Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, гак и духовные ценности.

Материальными ценностями физической культуры являются результаты ее воздействия на биологическую сторону человека - физические качества, двигательные возможности. К материальным ценностям физической культуры относятся также спортивные сооружения, спортивные базы учебных заведений, спортивно-медицинские учреждения, учебные заведения, готовящие кадры физической культуры и спорта, научно-исследовательские институты.

К духовным ценностям физической культуры относятся произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту, - живопись, скульптура, музыка, кино; система управления физкультурной деятельностью в государстве; наука о физическом воспитании. В целом духовные ценности воплощаются в результатах научной, теоретической, методической деятельности.

Поэтому физическая культура - это  сложное социальное явление, которое  не ограничивается решением одних только задач физического развития, а  выполняет и другие социальные функции  в области политики, морали, этики  и эстетики.

Физическая культура стимулирует  развитие духовной и материальной деятельности, поскольку создает общественные потребности и побуждает к  поискам, открытиям в области  науки, новым методикам, новым техническим  средствам. Она увеличивает потребности  общества в строительстве материально-технических  сооружений, побуждает к созданию приборов, конструированию и совершенствованию  инвентаря и оборудования. Тем  самым она способствует созданию новых материальных и духовных ценностей.

Физическая культура обогащает  культуру общества уникальной информацией  о влиянии на человека предельных физических и психических нагрузок (в спорте, космосе), об особенностях адаптации к ним, о биологических  резервах организма. Эта информация может использоваться и используется в смежных науках - физиологии, биохимии и т.д.

Она способствует возникновению и  развитию новых направлений в  теории и практике строительства (безопорные перекрытия стадионов), технологий (необходимость изготовления снарядов, инвентаря, оборудования из искусственных материалов, отвечающих требованиям мирового спорта), создании искусственных покрытий (лыжных трасс, трамплинов, ледяных катков).

В социальной жизни, системе образования, воспитания, сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свои воспитательные, образовательные, оздоровительные, экономические и общекультурные функции, способствует возникновению  такого социального течения, как  физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Физическая культура призвана выполнять  ряд специфических функций:

1) образовательную - получение знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, способность их творческого использования для личного и профессионального развития;

2)прикладную - повышение специфической физической подготовленности и работоспособности для трудовой деятельности и воинской службы средствами профсссионально-прикладной физической культуры;

3) спортивную - достижение максимальных результатов в избранном виде спорта;

4) рекреативную - организация содержательного досуга;

5) оздоровительно-реабилитационную - предупреждение утомления и восстановление временно утраченных функциональных возможностей организма.

При веденные функции физической культуры могут удовлетворить запросы и потребности в физкультурной деятельности любого человека.

В современных системах физического  воспитания все большее место  занимает спорт. Это объясняется  особой действенностью спорта как средства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим развитием  в последние десятилетия международных  спортивных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью  спорта.

Несмотря на то что спорт без соревновательной деятельности не существует, его функции не исчерпываются достижениями чисто состязательных целей. Спорт представляет собой эффективное средство для совершенствования человека, преобразования его духовной и физической природы в соответствии с запросами общества, является действенным фактором воспитания и самовоспитания.

Социальная ценность спорта заключается  и в том, что он является средством  этического, эстетического, нравственного  воспитания личности.

Достигаемый в процессе занятий  спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый  одновременно фонд полезных умений и  навыков могут в значительной мере предопределить ускоренное усвоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности.

Велико значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей. Спортивный эталон предполагает использование  спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при  физических и психических напряжениях  в экстремальных условиях и обладает широкими возможностями для развития познавательных способностей человека.

Спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Зрелищная сущность спорта незаурядна. Она способствует привитию интереса к занятиям физической культурой и спортом, внедрению  их в образ жизни. Современные  технические средства коммуникаций способствовали тому, что аудитория  спортивных зрелищ как никогда прежде расширилась, а это увеличило  неординарное влияние спорта на эмоциональный  мир человечества.

При характеристике социальной роли спорта важно иметь в виду его  немалое экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются прежде всего повышением общего уровня работоспособности, укреплением здоровья, увеличением продолжительности жизни человека. Экономически значимы и финансовые доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного инвентаря, оборудования, атрибутики, издательской и научной деятельности.

Спорт считают одним из средств  социализации личности. Непосредственно  в процессе спортивной деятельности возникают разнообразные специфические  отношения соперничества и содружества  отдельных спортсменов, между командами, организаторами, спортивными арбитрами  и т.д., которые так или иначе  включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность всех этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, становление социального опыта.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего  в себе духовное богатство, моральную  чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение – способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Включение в учебный  план ВУЗов дисциплины «Физическая  культура» обусловлена задачами подготовки квалифицированных специалистов, имеющих высокий уровень как  специальной, так и физической подготовки.

Информация о работе Двигательная активность, профессиональная направленность физического воспитания, роль физической культуры и спорта в развитии общества