Двигательная активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

Генетически человек запрограммирован с большим запасом резервов. Это особая биологическая целесообразность, сформировавшаяся в процессе естественного отбора. Резервы эти -- тот поистине животворный источник, который обеспечил выживаемость человека в борьбе со стихийными силами природы, становление его как вида и сейчас помогает успешно бороться с болезнями и другими экстремальными факторами. Благодаря этим резервам человек сохраняет здоровье при переохлаждении, чрезмерном физическом напряжении, перегревании и т.д., а при благоприятных условиях приобретает оптимальную работоспособность и активное долголетие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ 5
1.1. Сердечно-сосудистая система 5
1.2. Система дыхания 7
1.3. Опорно-двигательный аппарат 10
1.4. Другие системы организма 16
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 18
3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РЕЖИМЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Двигательная активность.rtf

— 4.47 Мб (Скачать файл)

Под специфическими функциями ППФК следует понимать лишь те, которые свойственны ей как специфической отрасли общей физической культуры. В целом набор специфических функций определяется наличием тех свойств, которые на разных этапах образования удовлетворяют общественные потребности в прикладном физкультурном образовании (образовательные), оптимизации физического состояния (оздоровительные), полноценной профориентации и профадаптации учащейся молодежи. Реализация специфических функций осуществляется преимущественно в ходе профилированного физического воспитания, под которым следует понимать специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных форм, средств и методов, обеспечивающий формирование специальных знаний, прикладных двигательных способностей для совершенствования и поддержания профессионально-прикладной подготовленности на всех этапах образования.

Кроме того, эффективны мероприятия профессионально-приклад-ного физкультурно-рекреативного и реабилитационного характера. Образовательные функции ППФК находят выражение в систематическом формировании комплекса профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, воспитании прикладных физических и личностных свойств и качеств и связанных с ними способностей, овладении знаниями профессиографического характера, основ теории и методики физического воспитания. Основные оздоровительные функции обеспечивают закаливание организма и повышение его сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды и характерным условиям производства; приобщение учащейся молодежи к здоровому образу жизни; специальные умения по использованию оздоровительных мер профессионально-прикладного и физкультурно-гигиенического характера.

Выделение профориентационных функций ППФК обусловлено зависимостью качества выбора профессии и дальнейшего труда в ней от физического состояния и природной предрасположенности к определенной профессиональной деятельности. В системе образования на основе знаний о профессии, способов совершенствования в ней и подготовки к труду происходит выбор профессии, который, строясь на основе соединения знаний с профессиональной деятельностью, предполагает выявление соответствия физического статуса человека требованиям профессии (по результатам профдиагностики).

Важна и другая направленность этого процесса, т.е. осуществление комплекса мероприятий по изменению физического статуса человека в соответствии с выбранной или предполагаемой к выбору профессией (что, собственно, и повысит эффективность выбора профессии в ходе профилированного физического воспитания и ППФП). Сущностью профадаптивных функций ППФК следует считать нормализацию процессов становления и сохранения динамического равновесия в системе «личность - профессиональная среда». В этой связи профадаптация представлена психофизиологическим компонентом (адаптация к физическим условиям труда), профессиональным (адаптация к задачам, операциям, действиям и целостной профессиональной деятельности) и социально-психическим (адаптация к социальным компонентам профессиональной среды). Реализация собственно внутренних функций ППФК, являющихся таковыми по отношению к специфическим, осуществляется преимущественно в процессе ППФП и профессионально-прикладного физического развития (ППФР).

Адаптационные внутренние функции отражают психофизиологические аспекты профадаптации и связаны с оптимизацией взаимоотношений двигательной и вегетативных функций, обеспечивающих успешность проявления прикладных физических качеств, двигательных умений и навыков.

Профдиагностические функции преимущественно направлены на выявление негативных отклонений в профессионально-прикладной подготовленности и подбор прикладных видов физкультурной деятельности для ее коррекции. Развивающие внутренние функции отражают суть развития частных профессионально важных психофизиологических и личностных свойств и качеств, а также профессионально важных морфофункциональных свойств и качеств.

Таким образом, ППФК, отражая принципы общей физкультуры, через реализацию своих функций представляет собой специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой преобразуется социальная и биологическая природа индивида на пути формирования личности, гармонически развитой и подготовленной к практике труда.

Эффективность от внедрения ППФК в систему образования определяется содержанием профессионально-прикладной физкультурной деятельности, позитивно воздействующей на комплекс прикладных физических и личностных свойств, качеств, функций на каждом из этапов образования в соответствии с требованиями общества. Переход экономики страны на рыночные отношения вызвал потребность значительного увеличения числа специалистов по экономике, маркетингу, менеджменту, финансам, правоведению, что привело к расширению приема в вузы на гуманитарные специальности и появлению новых вузов (негосударственной ориентации). Данное обстоятельство потребовало усилий специалистов физического воспитания по разработке новых учебных программ, необходимых для работы с контингетом студентов, как правило, характеризующимся, в массе своей, недостаточным физическим развитием, низкой физической подготовленностью, ослабленным здоровьем, наличием хронических заболеваний.

Между тем, для качественного отправления функциональных обязанностей будущим специалистам необходим достаточно высокий уровень развития основных физических качеств (общая физическая подготовка - базовая физическая культура) и специальных физических качеств, характерных для конкретной группы профессий (профессиональная физическая культура).

Так установлено, что специалистам требуется в широком диапазоне специальные знания, умения, навыки. Обычная их рабочая поза - сидя, а деятельность характеризуется гиподинамией и по энергозатратам относится к категории легкого физического труда. В течение рабочего дня преобладает вынужденная поза с характерным наклоном головы и туловища вперед, поверхностным дыханием, что требует постоянного статического напряжения мышц плечевого пояса и спины.

Продолжительная концентрация внимания, возбуждение в высших структурах центральной нервной системы приводит к дезорганизации тормозно-возбудительных процессов в ней, что неблагоприятно сказывается на нейро-гуморальной регуляции многих органов и физиологических систем целостного организма, отзывающегося впоследствии хроническими заболеваниями внутренних органов и ЛОР-органов. Наиболее характерными рабочими движениями являются ограниченные по амплитуде частые отведения и приведения кистей рук в лучезапястном и пястном суставах, супинация и пронация предплечья, сгибания и разгибания верхних конечностей.

Содержание трудовых действий требует от специалиста точно выверенных действий, автоматизации двигательных навыков, сопряженных с тонкими взаимодействиями различных анализаторов, срочными двигательными реакциями на внешние раздражители. Выявлено, что ведущими психофизиологическими функциями являются скорость и точность действий в условиях гиподинамии и сбивающих факторов.

Профессиографические материалы позволяют определить задачи профессиональной физической культуры будущих специалистов и средства их реализации в учебном процессе: повысить устойчивость организма к монотонии, совершенствовать функционирование кардиореспираторной функциональной системы (упражнения на выносливость в циклических видах спорта - бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки; гипоксические упражнения); формировать двигательные навыки, связанные с перемещением кистей рук и предметов в пространстве с дозированными усилиями, амплитудой, временем (спортивные игры, аэробика и др.); обучить правильной осанке (упражнения с отягощением, элементы художественной гимнастики, аэробики и др.); формировать комплекс знаний об особенностях профессии - функциях, качествах, навыках; особенностях региональной адаптации.

 

 

3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РЕЖИМЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Одним из важных и принципиальных факторов при выборе профессии является здоровье. Здоровье - это такое состояние организма, при котором функции всех его органов и систем находятся в динамическом равновесии с внешней средой. В основе здоровья лежат процессы развития и сохранения физиологических, психологических и социальных функций. Физическое здоровье - важнейшая составляющая часть любого успеха. Это важная характеристика производительных сил, это общественное достояние, имеющее материальную и духовную ценность. Ведь недаром политики, педагоги, психологи так много говорят о физическом и нравственном состоянии нации.

Снижение способности организма приспосабливаться к обычным условиям и раздражителям сопровождается развитием не свойственных здоровому организму функциональных и структурных изменений - болезни. Болезнь - это нарушение нормальной деятельности организма под влиянием повреждающих воздействий, нарушающих динамическое равновесие между организмом и окружающей средой. Между здоровьем и болезнью нет четкой грани, однако существуют различные переходные формы и состояния, учитывающие индивидуальные (генетические) особенности организма, возраст, пол, уровень физического развития и другие условия. Абсолютное здоровье и абсолютная болезнь немыслимы. Болезнь проявляется и развивается тогда, когда уровень здоровья снижается до определенного предела (уровня).

Какой же путь позволяет сохранить здоровье? С древних времен предлагались разные рецепты продления молодости, которые по мере развития науки изменялись. Но усилия медицинской науки всегда, в основном, были направлены на лечение уже имеющихся недугов. Однако среди сотен тысяч лекарств, составляющих арсенал современной медицины, нет ни одного, которое бы могло конкурировать с физическими упражнениями по диапазону своего воздействия и отсутствию побочного отрицательного влияния на наш организм. Для того чтобы быть здоровым, надо не лечить самого себя, а принять меры по предупреждению заболевания.

Важную роль в профилактике заболеваний (сердечно-сосудистых, опорно-двигательного аппарата, нарушение психики и др.) и вообще оздоровления людей умственного труда играет повышение их уровня физического развития, расширение и углубление знаний о человеческой природе, о сущности жизни, о творческом и физическом потенциале человека, о гармоничности умственного и физического развития. Особенно нужен такой «ликбез» для студенческой молодежи, т.е. той среды, которая, в основном, питает интеллектуальный потенциал нации.

Как средство оздоровления организма физические упражнения известны по меньшей мере несколько тысяч лет. В эти годы были выявлены важнейшие закономерности влияния физических упражнений на организм, обнаружена тесная связь между работой мышц и функционированием внутренних органов. Как оказалось, надо помнить, что здоровье - это не только отсутствие болезни, но и здоровый образ жизни.

Существует ряд факторов, которые, как оказалось, определяют здоровый образ жизни: прежде всего, физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (алкоголь, курение). Данные медицинской науки и многолетний опыт человечества показывают, что физические упражнения являются могучим средством укрепления здоровья и повышения стойкости и сопротивляемости организма человека по отношению ко многим инфекционным и в особенности не инфекционным заболеваниям. Физические упражнения отодвигают возрастные границы старения, продлевают жизнь человека (действуют как аккумулятор энергии).

Идеи использования физических упражнений в интересах укрепления здоровья своими корнями уходят вглубь веков. «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека как продолжительное физическое бездействие» (Аристотель). «Мышечное голодание» не менее опасно для человека, чем кислородное голодание или чем недостаток витаминов. Интересно отметить, что по данным социальных опросов молодежи здоровье как ценность ставится на 10-15 место. О нем молодые вспоминают как о воздухе тогда, когда его не хватает. Если считать занятия физическими упражнениями второстепенным делом, то задачи оздоровления людей не решимы. И еще хочется отметить - движения, состязания, самоутверждение - естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человеку раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся. Они, как и любая другая отрасль общечеловеческой культуры, отличаются, скажем, от торговли или бизнеса тем, что их истинная отдача (ценность) не бывает мгновенной. Вложенные в физическое воспитание средства могут возвращаться сторицей в виде незаметных глазу вещей, например, повышением работоспособности людей.

Из вышесказанного очевидно, что эффективность воспитания и обучения студентов зависит от состояния их здоровья.

Интересно высказывание выдающегося английского философа Джона Локка, заключенное в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по этому пути».

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой. Хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Информация о работе Двигательная активность