Двигательная активность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

Генетически человек запрограммирован с большим запасом резервов. Это особая биологическая целесообразность, сформировавшаяся в процессе естественного отбора. Резервы эти -- тот поистине животворный источник, который обеспечил выживаемость человека в борьбе со стихийными силами природы, становление его как вида и сейчас помогает успешно бороться с болезнями и другими экстремальными факторами. Благодаря этим резервам человек сохраняет здоровье при переохлаждении, чрезмерном физическом напряжении, перегревании и т.д., а при благоприятных условиях приобретает оптимальную работоспособность и активное долголетие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ 5
1.1. Сердечно-сосудистая система 5
1.2. Система дыхания 7
1.3. Опорно-двигательный аппарат 10
1.4. Другие системы организма 16
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 18
3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РЕЖИМЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

Двигательная активность.rtf

— 4.47 Мб (Скачать файл)

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологи-ческих ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • закаливание;
  • личная гигиена;
  • положительные эмоции.

Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье.

Важнейший фактор здорового образа жизни - двигательный режим. Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии и это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации - недостаточная двигательная активность.

Особенно страдают от гиподинамии студенты. Больше времени своего бодрствования они вынуждены проводить сидя за рабочим столом, компьютеризация учебного процесса усугубила обездвиженность учащихся.

Один-два занятия физической культурой в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В то же время нередки и случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

Как упоминалось выше, на занятиях физической культурой студенты разделены на три группы: основная, подготовительная и специальная. Последние две группы выделяются по медицинским показаниям (различные заболевания в стадии компенсации, субкомпенсации и прочее). В основную группу автоматически попадают учащиеся, не относящиеся к этим группам, и именно с ними проводятся занятия по утвержденным программам. Это так называемые «практически здоровые». В то же время истинное их состояние здоровья практически не определяется, в лучшем случае о нем судят по показателям физического развития, что малоинформативно.

Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

В настоящее время имеется обширная литература, посвященная теоретическим и методическим вопросам оптимизации двигательной деятельности, разработан и практически апробирован ряд оздоровительных систем занятий физическими упражнениями, обладающих доступностью, простотой реализации, объяснимой эффективностью.

Подводя итог изложенному в настоящем разделе, можно отметить, что лучше не «бегать за здоровьем в 40-60 лет трусцой», а лучше постоянно заниматься физическими упражнениями. Эти занятия должны войти в привычку. Если считать занятия физическими упражнениями второстепенным делом, то задачи оздоровления людей не решить. И еще хочется отметить - движения, состязания, самоутверждение - естественная суть физической культуры и спорта. Они помогают человеку раскрыть свои внутренние резервы, природный потенциал и возможности, о которых мы не догадываемся. Они, как и любая другая отрасль общечеловеческой культуры, отличаются, скажем, от торговли или бизнеса тем, что их истинная отдача (ценность) не бывает мгновенной. Вложенные в физическое воспитание средства могут возвращаться сторицей в виде незаметных глазу вещей, например, повышением работоспособности людей.

Физическая культура для работников умственного труда

В современных условиях жизни физический труд все чаще замещается деятельностью, которая характеризуется большими умственными и эмоциональными нагрузками при незначительной мышечной. Наряду с нервно-психическим перенапряжением формируется синдром гипокинезии (от греческого hypo - уменьшение, kinesis - движение). Синдром включает в себя непропорциональное развитие, избыточную массу тела, нарушение обмена веществ, психоэмоциональные расстройства. Увеличивается риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Одним из важных путей устранения факторов риска является внедрение физической культуры в повседневную жизнь человека. Однако занятия физической культурой минимальную пользу приносят при создании комплексной системы тренировок с учетом возрастно-половых особенностей, индивидуального здоровья, экологических факторов и т.д. В противоположном случае эффективность спортивных тренировок может быть резко снижена, и вместо пользы они могут принести вред.

Виды мышечной деятельности

При систематизации мышечной работы в качестве классификационных признаков выделяют объем активной мышечной массы, тип мышечных сокращений, силу и мощность сокращений мышц, энергозатраты.

В зависимости от объема работающих мышц выделяют:

  1. Локальные нагрузки - активизируется менее 1/3 всей мышечной массы тела.
  2. Региональные нагрузки - активизируется от 1/3 до 2/3 всей мышечной массы тела.
  3. Глобальные нагрузки - активизируется свыше 2/3 мышечной массы тела.

При занятиях физической культурой преобладают глобальные нагрузки.

По характеру сокращения выделяют:

  1. Статические нагрузки, связанные с фиксацией тела, сохранением положения  в пространстве.
  2. Динамические нагрузки, связанные с движением (ходьба, бег, плавание и т.д.).

Между нагрузкой и скоростью сокращения мышцы существует обратнопропорциональная зависимость. По соотношению величины  и длительности нагрузки выделяют три вида упражнений.

  1. Силовые упражнения. При этом мышцы развивают максимальное напряжение в статическом или динамическом режиме, при малой скорости движения и большом внешнем сопротивлении.
  2. Скоростно-силовые упражнения.

При этом виде упражнений мышцы развивают силу и скорость сокращения, составляющие 30-50% от максимальной.

  1. Упражнения на выносливость.

При этом сила и скорость сокращений мышц относительно невелики, но упражнения выполняют в течение длительного времени (от нескольких десятков минут до нескольких часов).

По величине энергозатрат мышечная работа подразделяется на:

  1. легкую;
  2. умеренную;
  3. тяжелую;
  4. очень тяжелую.

По характеру движений упражнения подразделяются на циклические (бег, ходьба и т.д.) и ациклические (прыжки, единоборства и т.д.).

Состояние организма на спортивных тренировках

Во время тренировок функциональные перестройки основных систем организма позволяют выделить три основных периода: предстартовый, основной и восстановительный.

  1. Предстартовое состояние.

Оно возникает за несколько минут или часов до начала физической деятельности и по своей природе связано с психоэмоциональным напряжением. Глубина и выраженность предстартовых реакций в значительной мере связаны со значимостью предстоящих соревнований, индивидуальными психофизиологическими особенностями.  Предстартовое состояние характеризуется напряжением системы кровообращения (увеличивается частота сердечных сокращений, сердечный выброс, артериальное давление), возрастают легочная вентиляция и температура тела. Развивается так называемый процесс врабатывания. Все происходящие изменения связаны с активизацией симпато-адреналиновой системы. В то же время избыточная активизация центральной нервной системы в предстартовом периоде может привести к истощению ресурсов, развитию «запредельного торможения»  и снижению спортивного результата.

Предстартовое состояние включает в себя процесс разминки и процесс врабатывания.

Разминка - комплекс специальных упражнений, выполненных перед тренировкой или соревнованиями, способствует повышению работоспособности. Разминка способствует повышению активности сенсорных, моторных и вегетативных центров, усилению деятельности эндокринных желез, создавая условия для более эффективной регуляции вегетативной и моторной функций.

Разминка усиливает работу систем, обеспечивающих транспорт кислорода к работающим мышцам. Возрастают легочная вентиляция, скорость диффузии кислорода из альвеол в кровь, минутный объем кровообращения, расширяются сосуды скелетных мышц, увеличивается венозный возврат.

По характеру упражнений разминка может быть общей и специальной. Последняя максимально приближена к характеру предстоящей деятельности.

Врабатыванием называют постепенное увеличение работоспособности человека в начале выполнения спортивных упражнений. В это время происходит перестройка нейрогуморальных механизмов регуляции движений и вегетативных функций на новый более напряженный режим деятельности и улучшение координации движений. При этом необходимо учитывать, что двигательный аппарат обладает большей лабильностью по сравнению с вегетативными центрами и быстрее переходит на новый ритм деятельности.

Так, при беге максимальная скорость движения достигается через 5-6 сек., а система кровообращения перестраивается лишь спустя 1-2 мин. В результате такого дисбаланса в начальной фазе работы мышцы испытывают дефицит кислорода  и работают в анаэробном режиме. Возникающий кислородный дефицит гасится за счет анаэробных механизмов энергетики (гликолиз), восстановление может происходить в процессе работы или после ее завершения (это зависит от интенсивности и длительности нагрузки).

Если же врабатывание происходит слишком быстро, это может привести к повреждению мышц и развитию патологии.

Длительность стадии врабатывания в основном зависит от уровня тренированности человека.

  1. Основной период физической деятельности.

После окончания периода врабатывания организм переходит в устойчивое состояние аэробной работы. Такое состояние характеризуется оптимальным состоянием активности моторной и вегетативной систем, когда потребность мышц в кислороде обеспечивается полностью, его можно оценить как истинное устойчивое состояние.

Если же организм испытывает максимальные физические нагрузки и величина нагрузок не соответствует уровню тренированности, развивается ложное устойчивое состояние. При этом потребление кислорода близко к максимально возможной величине и поддерживает мышцы в рабочем режиме, не обеспечивая, однако, восстановление затраченных резервных запасов энергии. В организме начинает накапливаться так называемый «кислородный долг», и в мышцах вновь активизируются анаэробные процессы. Это, в свою очередь, приводит к накоплению недоокисленных продуктов, в мышцах и крови повышается содержание молочной кислоты,  рН увеличивается в кислую сторону.

Развивающееся функциональное состояние оценивается как состояние утомления, приводящее к снижению эффективности физической работы.

Механизмы развития утомления весьма разнообразны и затрагивают все уровни функционирования организма.  Их подразделяют на центральные и периферические.

Центральные механизмы утомления связаны с изменениями в деятельности вегетативного звена и эндокринной системы. Следствием этих изменений являются снижение скорости доставки кислорода к работающим мышцам  и ухудшение эффективности энергообмена.

Периферические механизмы утомления затрагивают состояние исполнительного звена нервно-мышечного аппарата.

В наибольшей степени утомлению подвержено синаптическое звено - блокирующая передача нервного импульса саксона мотонейрона на мембрану скелетного мышечного волокна. Кроме этого, выделяют недостаточность кальциевых механизмов скелетных мышечных клеток, приводящую к нарушению  регуляции процесса мышечного сокращения. Третий механизм утомления связан непосредственно с нарушением сократительной функции скелетных мышц. Причинами являются недостаток макроэргических соединений (аденозитрофосфаты и креатинфосфаты), истощение запасов гликогена, закисление цитоплазмы. Последнее приводит к нарушению функционирования всех клеточных и мембранных ферментов.

Информация о работе Двигательная активность