Физическая культура и спорт как социальные феномены общества, современное состояние, законодательство Российской Федерации в данной обла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Содержание работы

Содержание:

1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества, стр. 3.

2. Физическая культура личности, стр. 5.

3.Современное состояние физической культуры и спорта в Российской Федерации, стр.11.

4. Основа законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, стр. 14.

Список использованной литературы, стр. 16.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 39.27 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую  основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

2.8.Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических возможностей личности, ее пластической свободы, которые позволяют ей наиболее полно реализовать свои сущностные силы, успешно принимать участие в необходимых обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятельности, усиливают ее адаптивные возможности и рост на этой Основе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, насколько прочную основу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно открыто новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в иное, более совершенное качество.

Физическое самосовершенствование  правомерно рассматривать как динамическое состояние, характеризующее стремление личности к целостному развитию посредством  избранного вида спорта или физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, наиболее полно соответствующий  ее морфофункциональным и социально-психологическим  особенностям, раскрытию и развитию ее индивидуальности. Вот почему физическое совершенство является не просто желаемым качеством будущего специалиста, а  необходимым элементом его личностной структуры.

Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты - один их эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности и превращение ее сущностных сил во внешний результат. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.

Физическая культура личности проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность  к саморазвитию, отражает направленность личности на «себя», что обусловлено  ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому «самостроительству», самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура - основа самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений.

2.9.Профессиональная направленность физического воспитания.

Профессиональная направленность физической культуры личности - это  основа, объединяющая все остальные  ее компоненты. Критериями, по которым  можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свойства и меру проявления физической культуры в деятельности.

Таким образом, о сформированности физической культуры личности можно судить по тому, как и в какой конкретной форме проявляются личностные отношения к физической культуре, ее ценностям. Сложная система потребностей личности, ее способностей предстает здесь как мера освоения физической культуры общества и мера творческого самовыражения в ней.

2.10.В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления физической культуры личности.

-Предноминальный уровень складывается стихийно. Причины его лежат в сфере сознания в отношении человека и связаны с неудовлетворенностью ее смысловым и общекультурным потенциалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста и процессом его профессиональной подготовки. В мотивационной сфере доминирует негативная или индифферентная установка.

-Номинальный уровень характеризуется индифферентным отношением человека к физической культуре и спонтанным использованием ее отдельных средств и методов под влиянием товарищей по учебной группе, досугу, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле- или киноинформации. Знания ограничены, бессистемны; смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом развитии. Практические умения ограничены простейшими элементами - утренняя зарядка (эпизодически), отдельные виды закаливания, активный отдых; направленность - личная.

-В основе потенциального уровня - положительно осознанное отношение человека к физической культуре в целях самосовершенствования и профессиональной деятельности. Он имеет необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки, позволяющие грамотно выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность. Познавательная активность проявляется как в сфере спортивных зрелищ, так и в освоении научно-популярной литературы.

-Направленность «на себя». Большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в процессе занятий. Используют частичное физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении извне. Проявляют физкультурно-спортивную активность, лишь попадая в благоприятную среду.

-Творческий уровень характерен для человека, убежденного в ценностной значимости и необходимости использовать физическую культуру для развития и реализации возможностей личности. Этому человеку присуща основательность знаний по физической культуре, они владеют умениями и навыками физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, использования средств физической культуры для реабилитации при высоких нервно-эмоциональных нагрузках и после перенесенных заболеваний; они творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, в семейную жизнь. Он проявляет инициативу самодеятельности во многих сферах жизнедеятельности.

Границы выделенных уровней  подвижны. Они свидетельствуют о  наличии противоречий, основным из которых является несоответствие между  современными требованиями к профессионально-личностному  развитию человека и его реальным уровнем. А это является движущей силой развития его физической культуры.

 

3.Современное  состояние физической культуры  и спорта в Российской Федерации.

Физическая культура и  спорт (ФКС) - одна из самых быстро развивающихся  за последние десятилетия отраслей социальной сферы во всем мире. Данная отрасль имеет свою специфику, которая  проявляется в двойственной природе  услуг ФКС: потребительском начале, с одной стороны и производственно-инвестиционном, с другой.

Инвестирование в ФКС  обладает важным социальным эффектом - созданием дополнительных рабочих  мест не только непосредственно в  спортивной отрасли, но и в смежных  отраслях и производствах. Создание новых рабочих мест - это не только рост экономики, но и во многом решение  социальных проблем государства: снижение безработицы, улучшение социального климата в обществе.

По данным отечественных  и зарубежных ученых, здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения. А на 50-55% - от условий и образа жизни людей, важной составляющей частью которого являются активный отдых и физическое совершенствование.

Существенным фактором, определяющим развитие ФКС, является материально-техническое  обеспечение.

К материально-технической  базе (МТБ) физической культуры и спорта относятся физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические  сооружения, предназначенные для  занятий граждан физическими  упражнениями, спортом и проведения спортивных зрелищных мероприятий; предприятия спортивной промышленности, осуществляющие свою деятельность на основании лицензий на производство продукции физкультурно-спортивного  и туристского назначения, изготавливающие  спортивные товары, оборудование, инвентарь  и другое спортивное имущество, находящееся  в распоряжении хозяйственных, профсоюзных, физкультурных и прочих организаций  или в собственности отдельных  граждан.

Госкомспорт СССР имел развитую материально-техническую базу, которая  включала в себя разветвленную сеть учебно-тренировочных баз и центров  для подготовки сборных команд страны, предприятия спортивной промышленности, учебные и научные учреждения, а также хозяйственные организации. После распада СССР материально-техническая  база физической культуры и спорта подверглась существенным изменениям.

В 1991-1992 годах в соответствии с межгосударственными соглашениями многие подведомственные организации  бывшего Госкомспорта СССР перешли  под юрисдикцию новых суверенных государств (Республики Белоруссия, Украины). В середине 90-х годов критическое  положение наблюдалось в вопросах финансирования физической культуры и  спорта и, прежде всего, подготовки сборных  команд страны. До 1999 года недостаточное  финансирование из федерального бюджета  на ремонт и реконструкцию спортсооружений  привело к невозможности эксплуатации многих из них, а организация учебно-тренировочных  сборов на отечественных спортивных базах и центрах стала невозможной, и сборные команды страны были вынуждены проводить учебно-тренировочные  сборы за границей. Федерации по видам спорта, получив полную самостоятельность, не смогли в полной мере обеспечить развитие видов спорта без государственной  поддержки.

Сложившаяся в Российской Федерации сеть физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружений характеризуется  не только недостаточным количеством: в ряде случаев многие объекты  не отвечают техническим и санитарно-гигиеническим  требованиям, неравномерно размещены  по России.

Обеспечение населения России кадрами ФКС составляет сегодня в расчете на 10 тысяч жителей не более 20 работников, а норматив - 26 работников. Иными словами, кадровый недобор. Действительно, сегодня в российской школе учитель физкультуры - едва ли не самый дефицитный преподаватель. Та же ситуация - в отношении инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях.

ФКС России испытывает дефицит  и в отношении научно-исследовательских  кадров, без которых невозможно развитие отрасли. Когда-то во ВНИИ физической культуры - головной в ФКС России научно-исследовательской  структуры - работало более 3 тыс. человек, а институт располагал по тем временам современным научным оборудованием  и полноценными экспериментальными центрами. И сегодня финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ ведется по остаточному  принципу.

Существует еще одна значимая кадровая проблема: кадры для работы на современных физкультурно-спортивных объектах практически нигде не готовятся. Необходима система повышения их квалификации и переподготовки, особенно для таких технически сложных  объектов, как дворцы спорта с искусственным  льдом, быстровозводимые сооружения и  конструкции с теннисными кортами  и искусственными полями, плавательные бассейны, стадионы, санные трассы.

За последние годы в  связи с профессионализацией  и коммерциализацией спорта обострилась  конкуренция на международной арене, а наша страна продолжает терять ведущие  позиции во многих видах спорта. Научный анализ результатов работы спортивных школ, проведенный специалистами  по детско-юношескому спорту показывает, что современное развитие спорта высших достижений в России целиком  и полностью опирается на детско-юношеский  спорт. Для того чтобы оставаться ведущей спортивной державой, необходимо создать условия для успешной работы детско-юношеских спортивных школ и качественной подготовки спортивного  резерва.

Однако, в последнее время в стране наблюдается позитивная динамика по показателям состояния сферы ФКС, и к таким тенденциям относятся:

-рост сети физкультурно-спортивных сооружений, а также рост числа занимающихся физической культурой и спортом;

- рост затрат на 1 человека, занимающегося ФКС, рост средних  затрат на 1 учащегося в спортивной  школе; 

-рост средств, выделенных из федерального бюджета на проведение всероссийских и обеспечение участия в международных соревнованиях спортсменов-инвалидов;

-увеличение объема финансирования  ФКС из федерального бюджета,  увеличение капитальных вложений  на развитие баз и центров  олимпийской подготовки из федерального  бюджета; 

-рост численности кадров  ФКС, количества присвоенных спортивных  разрядов и званий, количества  клубов ФКС по месту жительства, а также физкультурно-оздоровительных  центров предприятий и организаций. 

 

3. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте.

Высокая социально-экономическая  значимость физической культуры и спорта потребовала создать для этой сферы жизнедеятельности законодательные  основы. Президентом Российской Федерации 27 апреля 1993 г. были подписаны «Основы  законодательства Российской Федерации  о физической культуре и спорте». Этот документ направлен на то, чтобы  обеспечить всестороннее развитие человека, утвердить здоровый образ жизни, сформировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, создать условия для занятий  любыми видами физической культуры и  спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений. Гарантируются права граждан  заниматься физической культурой и  спортом (в том числе спортом  как профессией), объединяться в  организации физкультурно-оздоровительной  и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения. Государство признает и поддерживает Олимпийское движение в России, его  деятельность координируется Олимпийским  комитетом, который является неправительственной  независимой организацией и официально представляет Россию во всех мероприятиях, проводимых Международным Олимпийским  комитетом.

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены общества, современное состояние, законодательство Российской Федерации в данной обла