Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 22:40, реферат
Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно.
В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
Введение стр 3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении стр 3
Цели и задачи общей физической подготовки. стр 5
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки стр 5
Общепедагогические задачи стр 8
Методические принципы физического воспитания. стр 9
Специфические принципы
- оздоровительную, благодаря которой физическая культура способствует сохранению и повышению общего состояния здоровья людей;
- рекреативную, назначение которой восстанавливать физические и психические силы человека с помощью средств физического воспитания: туризма, гимнастики, различных игр, использования природных факторов
(физическая рекреация
– использование игровых и
других элементов физической
культуры для активного отдыха;
рекреация от латинского
- лечебную, в соответствии с которой с помощью средств физической культуры восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого организма;
б) профессионально-прикладная, назначение которой – обучение и совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных специальностей посредством физических упражнений. Она включает:
- функцию совершенствования
профессиональных навыков и
- производственно-
- производственно-стимулирующую, благодаря которой поддерживается работоспособность и снижается утомление во время работы.
Социальные функции – это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам. Ее разновидности:
- социализирующая, назначение
ее способствовать процессу
- коммуникативная, функция
межличностных отношений, благодаря
которой люди вступают в
- интегративная, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы – спортивные клубы, коллективы и т.д.;
- зрелищная – наиболее характерна для спорта. Благодаря ей люди удовлетворяют свои потребности в зрелищах;
- семейно – бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи);
- воспитательная – благодаря ей происходит процесс целенаправленного формирования личности;
- престижная – дух состязательности помогает самоутвердиться как личности, добиться признания спортивного результата обществом.
Политические функции. Так как физическая культура и спорт связаны с другими социальными сферами, то они включены в политическую жизнь общества, т.е. осуществляют определенные политические функции. (Например, попытка сорвать Олимпийские игры в Москве: решение администрации американского президента Д.Картера бойкотировать проведение Олимпийских игр, по мнению конгресса, сильнее экономических санкций);
- военно – прикладная – связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих;
- классовая – зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает;
- агитационно – пропагандистская, благодаря которой в сфере физической культуры и спорта проводится пропаганда преимуществ соответствующего социального и государственного устройства;
- управленческая (регуляторная) – функционирование и развитие физической культуры осуществляется под воздействием государственных, ведомственных и общественно-самодеятельных органов управления;
- отвлечение – как средство
отвлечения отдельных
- сотрудничества – укрепление
сотрудничества между
Духовные функции:
-мировоззренческая, данные функции отражают идеологическая, особенности проявления философская, форм общественного научная, сознания в сфере ФК идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная
- творческая – способность
принимать решение в
- информационная – состоит в культурной связи поколений (накопление, сохранение и передача социального опыта физической культуры);
- нормативнаяиоценочная – нормирование общественной потребности в развитии физической способности членов общества (они имеют нормативную и оценочную сторону – эталоны, нормативы);
- гедонистическая – выражается в том, что люди, занимаясь физическими упражнениями, получают физическое и духовное удовольствие от этих занятий, испытывая при этом чувство приятного мышечного утомления;
- катарсическая (функция «очищения») состоит в том, что с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение.
После активной двигательной деятельности наступает приятное психическое состояние;
- эстетическая – формирование эстетических способностей (относят и к воспитательным).
Все функции – материально-производственная, социальная, политическая и духовная – находятся в диалектическом единстве. Будучи органически включенной в образ жизни, физическая культура испытывает влияние его сторон и одновременно влияет на различные сферы жизнедеятельности общества. Таким образом, она выступает как активный фактор, участвующий в физическом развитии человека, формировании его личности и образа жизни. В этом социальная сущность физической культуры. Физическая культура является частью культуры общества в целом, ее специфическим видом. С учетом этого необходимо различать специфические функции и общекультурные.
Специфические функции – это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся:
- специально-образовательные;
- прикладные,
- развивающие,
- спортивные,
- рекреативные,
- реабилитационные.
Специально – образовательные функции выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для формирования фонда двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний;
- развивающие функции
выражены в расширении
- прикладные функции выражены
при использовании физической
культуры в системе
- спортивные функции выражены
в области спорта высших
- рекреативные функции
выражены при использовании
- реабилитационные - для восстановления
утраченных функциональных
Современные исследовательские данные показывают, что гиподинамия охватила все слои населения, в том числе и детей. Ее влияние выразилось в резком росте сердечно-сосудистых, респираторных заболеваний, в интенсивном увеличении массы тела и других отклонениях. В связи с этим необходимо повысить физическую активность людей. Общекультурные функции присущи как физической культуре, так и другим видам общечеловеческой культуры, они включают социальные, политические и духовные функции.
Общепедагогические задачи
Важнейшими из них в системе воспитания являются задачи, предусматривающие нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание членов общества, а также задачи по воспитанию воли, позитивных качеств характера, эмоций и эстетических потребностей личности. Объективное единство физического и духовного развития человека эффективно позволяет решать и эти задачи.
Методические принципы физического воспитания.
Дидактические принципы. В физическом воспитании получили свое воплощение педагогические принципы, отражающие общие педагогические закономерности. Принципы, сформулированные применительно к законам обучения, называются дидактическими принципами. Они содержат ряд универсальных методических положений, без которых невозможна рациональная методика не только в обучении двигательным действиям, но и во всех остальных аспектах педагогической деятельности. Поэтому их можно называть общеметодическими принципами. К ним относятся: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности. Сознательность и активность. При пассивном отношении занимающихся эффект от занятий физическими упражнениями снижается на 50% и больше. Реализация этого принципа предполагает выполнение педагогом-тренером следующих требований:
- формировать у занимающихся осмысленное отношение и интерес к целям физического воспитания и конкретным задачам занятия;
- формировать устойчивую
потребность к регулярным
- вырабатывать привычку к анализу, самоконтролю и корректировке своих действий при выполнении упражнений;
- воспитывать самостоятельность, инициативность, творческое начало при решении задач.
Наиболее сложно для выполнения
последнее требование на школьном уроке
физической культуры, где преобладает
авторитарный стиль воспитания. Принцип
наглядности предполагает активное и
комплексное использование всех органов
чувств (а не только опору на зрительно
воспринимаемую информацию).
Неадекватно значение различных средств
и методов для реализации принципа наглядности
на разных этапах обучения двигательному
действию. Следует оптимально сочетать
непосредственную (показ упражнения) и
опосредованную наглядность (демонстрация
наглядных пособий, кино- и видеоматериалов,
использование образного слова); избирательное
(направленное воздействие на органы чувств
и анализаторы) и комплексное воздействие
на функции анализаторов движений. Причем
необходимо добиваться воздействия на
функции не только внешних (зрительной,
слуховой, тактильной), но и внутренних
сенсорных систем для саморегуляции движений
(проприорецепторы мышц, связок, суставов,
рецепторов вестибулярного аппарата).
В современной методике используются
технические средства сенсорного лидирования
(свето- и звуколидеры, позволяющие соблюдать
параметры движения) и срочной коррекции
(приборы, срочно информирующие о соблюдении
заданных параметров движения или отклонения
от них), тренажерные устройства (позволяющие
“прочувствовать” движение на основе
формирования кинестетических ощущений).
В результате, благодаря слаженному функционированию
сенсорных систем, возникают комплексные,
тонко специализированные ощущения движений
или условий их выполнения (“чувство”
воды, планки, снаряда при метаниях, дистанции
в единоборстве и др.).
Принцип доступности и индивидуализации
означает соблюдение меры между возможностями
занимающихся и объективными трудностями
выполнения ФУ
(координационной сложности, интенсивности,
длительности и др.) или оптимальное сочетание
задач, средств и методов физического
воспитания с возможностями занимающихся.
Доступность - это не легкость, а посильная трудность. Методика определения доступности складывается из определения меры индивидуальной и групповой доступности. Условия доступности:
- постепенность (от простого
к сложному, от легкого к трудному).
Использование подводящих и подготовительных
упражнений;
- преемственность ФУ (правила:
от известного к неизвестному, от освоенного
к неосвоенному).
Иногда в педагогических целях целесообразно
использовать и метод контрастных заданий:
броски предметов разного веса или одного
предмета на разные расстояния, прыжки
обычные и со свинцовым поясом и др.
Принцип доступности неотделим от принципа индивидуализации: использование средств, методов и форм занятий с учетом функциональных возможностей и морфологических особенностей индивидуума, т.е. следует гибко индивидуализировать процесс физического воспитания.
Проблема индивидуализации
в системе ФВ решается на основе органического
сочетания 2-х направлений - общеподготовительного
(ОФП в средних школах,
ПТУ, вузах и т.д.) и специализированного
(спортивного, ППФП).
Принцип систематичности рассматривается в качестве отправных (исходных) установок, регламентирующих системное построение учебно-воспитательного процесса. Бессистемность, неупорядоченность недопустимы, они приводят к резкому снижению эффекта занятий и всего процесса воспитания. (Система - упорядоченная совокупность элементов, представляющая целостный процесс физического воспитания).
Специфические принципы.
В теории и методике физического воспитания выделен ряд принципов, которые отражают специфические закономерности построения процесса физического воспитания.
1. Непрерывность процесса физического воспитания. Непрерывность - необходимое условие процесса физического воспитания, т.к. результаты процесса обратимы. Принцип непрерывности помогает обеспечить преемственность эффекта занятий физическими упражнениями, не допускать перерывов, разрушающих эффект занятий. В основе этой преемственности лежат функциональные изменения в организме под воздействием физической нагрузки: ближайший и отставленный (восстановление работоспособности до исходного уровня и фаза суперкомпенсации) эффекты. Непрерывная кумуляция эффекта занятий происходит тогда, когда последующее занятие проводится по “следам” предыдущего, углубляя и закрепляя их. Оптимальная кумуляция эффекта наблюдается при проведении очередного занятия в фазе “суперкомпенсации”. Увеличение интервала между занятиями увеличивает и вероятность “угасания” формируемых двигательно-координационных связей.
Информация о работе Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении