Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 22:40, реферат

Описание работы

Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно.
В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.

Содержание работы

Введение стр 3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении стр 3
Цели и задачи общей физической подготовки. стр 5
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки стр 5
Общепедагогические задачи стр 8
Методические принципы физического воспитания. стр 9
Специфические принципы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 49.42 Кб (Скачать файл)

2. Принцип постепенного  наращивания функциональных воздействий.

Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий следует из теории развития организма. Он гарантирует повышение уровня функциональных возможностей организма и физической подготовленности, повышенные темпы развития двигательных способностей. Реально на непривычное воздействие организм реагирует с избытком (сверхкомпенсация - биологическое явление организма). Применение стандартных упражнений и стандартных нагрузок переводит организм в стадию устойчивой адаптации, что снижает развивающий эффект, т.к. степень функциональной активности систем организма уменьшается. Стандартизация должна быть только временной для формирования двигательных навыков и облегчения адаптации к предъявляемым нагрузкам.

Прогрессирующее функциональное воздействие достигается увеличением двигательной активности путем прогрессирующего изменения параметров физического упражнения (увеличения скорости, темпа, мощности, разового объема физической работы), обновления упражнений и условий их выполнения в сторону повышения функциональных требований к их выполнению, возрастания объема и интенсивности нагрузок в серии занятий и этапов физического воспитания.

3. Принцип адаптивной сбалансированност и динамики суммарной нагрузки.

Для динамики физических нагрузок в процессе физического воспитания закономерно не только их увеличение, но и относительная стабилизация, а иногда и временное снижение уровня. Общую ориентацию на регулирование этих тенденций дает принцип адаптивного сбалансирования динамики суммарной нагрузки (регулирование наращивания относительной стабилизации и временного снижения функциональных воздействий). Следуя ему, нужно выполнять следующие положения: 
- суммарную нагрузку на протяжении серии занятий и этапов следует регламентировать применительно к динамике тренированности занимающихся и с учетом показателей адаптации; 
- увеличивать суммарную нагрузку всякий раз после перехода приспособительных процессов в стадию “устойчивой адаптации” (уменьшаются функциональные сдвиги, т.к. наступает адаптивная экономизация реакции на нагрузку); 
- после существенного увеличения суммарной нагрузки далее следует фаза стабилизации ее уровня, что способствует переходу приспособительных процессов из “аварийной стадии адаптации” (предельной мобилизации функциональных и приспособительных возможностей организма) в стадию 
“устойчивой адаптации”.

4. Принцип цикличности  предполагает соблюдение закономерностей  циклической структуры процесса, т.е. такой последовательности, при  которой занятия и серии занятий  чередуются в порядке “кругооборота”. Цикличность характерна как для  отдельных серий занятий в  пределах непродолжительного времени, так и для целых его этапов  и периодов.

Соответственно различают: малые - “микроциклы” (недельные и как минимум 2-3 дня), средние циклы - “мезоциклы” (обычно месячные) и большие циклы - 
“макроциклы” (годичные). Так как факторы и конкретные обстоятельства в процессе физического воспитания не остаются неизменными, то и структура микроциклов вариативна. Цикличность структуры процесса необходима для достижения большего эффекта. Наиболее рельефно циклическая структура выражена в спортивной тренировке. Когда занятия редки и незначительны по нагрузке (пр.: 2 раза в неделю со стандартными нагрузками), микроциклы могут быть и не выражены. Для упорядочения жизни и в соответствии с естественными биоритмами человека мы соблюдаем цикличность и в повседневной трудовой деятельности: ограниченная законодательством продолжительность рабочего дня, недели, трудовые отпуска и т.д. Для реализации принципа цикличности в процессе физического воспитания необходимо:

- строить систему занятий  относительно завершенными циклами, в которых соблюдается регулярная  повторяемость определенных фаз, этапов и периодов этого процесса; 
- серии занятий микроциклов компоновать так, чтобы обеспечивалась прогрессивная кумуляция эффекта занятий и создавались условия для полного восстановления организма; 
- последовательность стадий в средних и больших циклах должна обеспечивать поступательное развитие общей и специальной подготовленности занимающихся, тренированности спортсменов и исключить нарушения динамики адаптационных процессов.

5. Принцип возрастной адекватности  направлений физического воспитания  заключается в изменении доминирующей  направленности процесса в различных  его стадиях применительно к  периодам возрастного физического  развития организма. Это не означает  подчинения процесса физического  воспитания возрастным особенностям (плестись “на поводу” возрастных  функциональных изменений свойств  организма), а с учетом их вывести  организм на более высокую  ступень (оптимизировать возрастную  динамику индивидуальных возможностей  и способностей). 
В физиологии, психологии отмечают только возрастные особенности. Опыт показывает, что если строить тренировочный процесс юных спортсменов в единстве ОФП и СП, никакого дисбаланса нет. Доминирующим направлением в физическом воспитании до возрастного созревания организма является общеподготовительное направление, формирующее большой фонд жизненно важных двигательных умений и навыков и всестороннее воспитание индивидуальных физических качеств. Эффективность ФВ в эти годы в значительной мере зависит от использования благоприятных возможностей для развития тех или иных физических качеств в “сенситивные” (чувствительные) периоды с более высокими темпами изменения физических качеств. 
Юношеский и I-й период зрелого возраста (до 35 лет) наиболее благоприятен для предельного проявления двигательных способностей. Именно в этот период показывают, как правило, высшие спортивные достижения.

В дальнейшем наблюдается возрастная стабилизация функциональных возможностей организма и уменьшение его адаптационных возможностей. 
Доминирующим направлением в процессе физического воспитания становится поддержание достигнутого уровня физической подготовленности и тренированности, а затем и противодействие регрессивным изменениям в организме (возрастной инволюции его морфофункциональных свойств). Перестройка процесса предполагает более строгую регламентацию нагрузок. Занятия приобретают физкультурно-кондиционную направленность (на сохранение аэробных возможностей организма и дееспособность опорно-двигательного аппарата). Таким образом, в многолетнем процессе физического воспитания можно выделить 
3 тенденции с учетом возрастных особенностей:

1) реализация общих принципов в воспитании общества;

2) реализация дидактических  принципов (преимущественно в школьной  педагогике);

3) реализация специфических  принципов (преимущественно в спорте).

Специалист физической культуры должен постоянно помнить о взаимосвязи принципов и добиваться соблюдения всех закономерностей процесса физического воспитания в своей педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Ильин  В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические  и организационные основы. — М.,1978.

2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в

ВУЗе. — М., 1983.

3. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в

ВУЗе. — М., 1983.

4. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980.


Информация о работе Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении