Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 22:40, реферат
Время доказало, что воспитание успешно только тогда, когда оно системно.
В настоящее время в высшей школе начинают складываться гуманистические воспитательные системы. При этом каждая общая система образования должна отводить должное место и физическому воспитанию и спорту. Это необходимо для установления равновесия и укрепления взаимосвязей между составляющими элементами образования.
Введение стр 3
Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении стр 3
Цели и задачи общей физической подготовки. стр 5
Функции физической культуры, обуславливающие цели и задачи общей физической подготовки стр 5
Общепедагогические задачи стр 8
Методические принципы физического воспитания. стр 9
Специфические принципы
2. Принцип постепенного
наращивания функциональных
Принцип постепенного наращивания функциональных воздействий следует из теории развития организма. Он гарантирует повышение уровня функциональных возможностей организма и физической подготовленности, повышенные темпы развития двигательных способностей. Реально на непривычное воздействие организм реагирует с избытком (сверхкомпенсация - биологическое явление организма). Применение стандартных упражнений и стандартных нагрузок переводит организм в стадию устойчивой адаптации, что снижает развивающий эффект, т.к. степень функциональной активности систем организма уменьшается. Стандартизация должна быть только временной для формирования двигательных навыков и облегчения адаптации к предъявляемым нагрузкам.
Прогрессирующее функциональное воздействие достигается увеличением двигательной активности путем прогрессирующего изменения параметров физического упражнения (увеличения скорости, темпа, мощности, разового объема физической работы), обновления упражнений и условий их выполнения в сторону повышения функциональных требований к их выполнению, возрастания объема и интенсивности нагрузок в серии занятий и этапов физического воспитания.
3. Принцип адаптивной
Для динамики физических нагрузок
в процессе физического воспитания закономерно
не только их увеличение, но и относительная
стабилизация, а иногда и временное снижение
уровня. Общую ориентацию на регулирование
этих тенденций дает принцип адаптивного
сбалансирования динамики суммарной нагрузки
(регулирование наращивания относительной
стабилизации и временного снижения функциональных
воздействий). Следуя ему, нужно выполнять
следующие положения:
- суммарную нагрузку на протяжении серии
занятий и этапов следует регламентировать
применительно к динамике тренированности
занимающихся и с учетом показателей адаптации;
- увеличивать суммарную нагрузку всякий
раз после перехода приспособительных
процессов в стадию “устойчивой адаптации”
(уменьшаются функциональные сдвиги, т.к.
наступает адаптивная экономизация реакции
на нагрузку);
- после существенного увеличения суммарной
нагрузки далее следует фаза стабилизации
ее уровня, что способствует переходу
приспособительных процессов из “аварийной
стадии адаптации” (предельной мобилизации
функциональных и приспособительных возможностей
организма) в стадию
“устойчивой адаптации”.
4. Принцип цикличности
предполагает соблюдение
Соответственно различают: малые
- “микроциклы” (недельные и как минимум
2-3 дня), средние циклы - “мезоциклы” (обычно
месячные) и большие циклы -
“макроциклы” (годичные). Так как факторы
и конкретные обстоятельства в процессе
физического воспитания не остаются неизменными,
то и структура микроциклов вариативна.
Цикличность структуры процесса необходима
для достижения большего эффекта. Наиболее
рельефно циклическая структура выражена
в спортивной тренировке. Когда занятия
редки и незначительны по нагрузке (пр.:
2 раза в неделю со стандартными нагрузками),
микроциклы могут быть и не выражены. Для
упорядочения жизни и в соответствии с
естественными биоритмами человека мы
соблюдаем цикличность и в повседневной
трудовой деятельности: ограниченная
законодательством продолжительность
рабочего дня, недели, трудовые отпуска
и т.д. Для реализации принципа цикличности
в процессе физического воспитания необходимо:
- строить систему занятий
относительно завершенными
- серии занятий микроциклов компоновать
так, чтобы обеспечивалась прогрессивная
кумуляция эффекта занятий и создавались
условия для полного восстановления организма;
- последовательность стадий в средних
и больших циклах должна обеспечивать
поступательное развитие общей и специальной
подготовленности занимающихся, тренированности
спортсменов и исключить нарушения динамики
адаптационных процессов.
5. Принцип возрастной
В физиологии, психологии отмечают только
возрастные особенности. Опыт показывает,
что если строить тренировочный процесс
юных спортсменов в единстве ОФП и СП,
никакого дисбаланса нет. Доминирующим
направлением в физическом воспитании
до возрастного созревания организма
является общеподготовительное направление,
формирующее большой фонд жизненно важных
двигательных умений и навыков и всестороннее
воспитание индивидуальных физических
качеств. Эффективность ФВ в эти годы в
значительной мере зависит от использования
благоприятных возможностей для развития
тех или иных физических качеств в “сенситивные”
(чувствительные) периоды с более высокими
темпами изменения физических качеств.
Юношеский и I-й период зрелого возраста
(до 35 лет) наиболее благоприятен для предельного
проявления двигательных способностей.
Именно в этот период показывают, как правило,
высшие спортивные достижения.
В дальнейшем наблюдается возрастная
стабилизация функциональных возможностей
организма и уменьшение его адаптационных
возможностей.
Доминирующим направлением в процессе
физического воспитания становится поддержание
достигнутого уровня физической подготовленности
и тренированности, а затем и противодействие
регрессивным изменениям в организме
(возрастной инволюции его морфофункциональных
свойств). Перестройка процесса предполагает
более строгую регламентацию нагрузок.
Занятия приобретают физкультурно-кондиционную
направленность (на сохранение аэробных
возможностей организма и дееспособность
опорно-двигательного аппарата). Таким
образом, в многолетнем процессе физического
воспитания можно выделить
3 тенденции с учетом возрастных особенностей:
1) реализация общих принципов в воспитании общества;
2) реализация дидактических принципов (преимущественно в школьной педагогике);
3) реализация специфических принципов (преимущественно в спорте).
Специалист физической культуры должен постоянно помнить о взаимосвязи принципов и добиваться соблюдения всех закономерностей процесса физического воспитания в своей педагогической деятельности.
Список литературы.
1. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. — М.,1978.
2. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в
ВУЗе. — М., 1983.
3. Жолдак В.И. методы совершенствования физического воспитания в
ВУЗе. — М., 1983.
4. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980.
Информация о работе Физическая культура как учебная дисциплина в высшем учебном заведении