Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:27, реферат
Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает влияние на многие стороны жизни общества -медицину, педагогику, науку, военное дело.
Возникновение термина физическая культура…………………………………………………..3
Физическая культура как вид культуры общества……………………..……………………….3
Физическая культура как часть культуры личности…………………………………………….4
Социальные функции физической культуры студенческой молодежи……….……6
Физическая культура как вид культуры в Российском обществе……………..………..9
Список литературы………………………………………………………………………………………………..23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский Государственный Университет Леса
Реферат
По дисциплине:
Физическая культура
Физическая культура как вид культуры личности в обществе
Руководитель : Брусованкин В.С.
Подготовила студентка
Группы ЭДб-Д-21
Фаньковская Е.А.
Москва 2014
Содержание
Возникновение термина физическая культура…………………………………………………..3
Физическая культура как вид культуры общества……………………..……………………….3
Физическая культура как часть культуры личности…………………………………………….4
Социальные функции физической культуры студенческой молодежи……….……6
Физическая культура как вид культуры в Российском обществе……………..………..9
Список литературы……………………………………………………
Возникновение термина физическая культура
Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает влияние на многие стороны жизни общества -медицину, педагогику, науку, военное дело.
Термин «физическая культура» появился лишь в конце XIX века. Первоначально латинское слово cuture означало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В различных источниках употреблялись словосочетания: физические способности, гимнастика, физическое образование, физическая тренировка.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский применял выражение «физическое воспитание» и «гимнастика», Н.Г.Чернышевский – «физические упражнения» и «гимнастика», П.Ф.Лесгафт, А.Д.Бутковский, В.В.Гориневский, А.В. Луначарский – «физическое образование». В Англии с 1904 года появляется словосочетание «физическая культура и спорт».В России этот термин имеет свою историю. В переводе с английского на русский язык как физическое развитие (1899г.), с немецкого как культура тела, красота и сила (1908 г.) и только на русском языке термин «физическая культура» встречается с 1911 года.
Физическая культура как вид культуры общества
Для понимания места и значения физической культуры в обществе необходимо иметь представление об общей культуре человечества. С одной стороны, это процесс материальной и духовной деятельности людей, с другой, продукт этой деятельности, ее результат.
Культура представляет собой не абстрактную деятельность, а ее качественную сторону, которая отражается в результатах материальной и духовной сторон деятельности человека и общества.
Человек в сфере культуры осуществляет деятельность в трех аспектах:
1. познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, созданных предшествующим человеческим опытом (освоение искусства, техники, литературы, науки и т.п.);
2.действует как носитель
3.создает новые культурные
Таким образом, культура - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в картинах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле - это сфера духовной жизни людей.
Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она не может быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного ее человека не главная ее характеристика как социального явления. По этой же причине она не может быть отнесена и только к духовной культуре, хотя в ее сфере и отражается общественное сознание.
В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Она должна способствовать росту экономического и оборонного потенциала страны, удовлетворению духовных потребностей людей, быть средством всестороннего гармоничного развития личности, формирования активной жизненной позиции.
Физическая культура как часть культуры личности
Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.
Физическая культура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса.
Основными материальными ценностями физической культуры личности являются необходимый объем двигательных навыков и умений, определенный уровень развития основных физических и специальных качеств, функциональных возможностей различных органов и систем организма. Они составляют материальную основу жизненных сил каждого человека, фундамент его рабочей силы и выступают в качестве обязательного средства осуществления любого вида человеческой деятельности.
К духовным ценностям физической культуры личности относятся совокупность специальных знаний в области всестороннего физического развития, идеалы физического совершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того или иного вида спорта, его истории перспективы развития и т.д. Иными словами, духовные ценности физической культуры личности выступают как способ реализации социальной программы физического развития и как способ практического выполнения двигательных приемов и действий в трудовой, спортивной, военной и других видах деятельности. Физическую культуру личности определяют физическая подготовленность, физическая готовность и физическое совершенство.
Культурный уровень человека - это степень его приобщения к процессам созидания и «потребления» ценностей в различных областях культуры: духовной, политической, физической и др. Степень удовлетворения потребностей в движениях, физических упражнениях непосредственно зависит от состояния здоровья человека.
Одним из критериев культурного уровня человека является его способность правильно, с большой пользой для себя и общества, расходовать свободное время. Использование физических упражнений сохраняет силы и здоровье человека, позволяет ему творчески трудиться.
Социальные функции физической культуры студенческой молодежи
Физическое и духовное развитие учащейся молодежи органически дополняют друг друга и способствуют повышению социальной активности личности. Студенческий возраст имеет особо важное значение как период наиболее активного овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Молодежь должна регулярно заниматься физической культурой, спортом, туризмом. Это ставит перед преподавателями физического воспитания важную задачу - целенаправленно формировать у молодого поколения здоровые интересы, настойчиво бороться с вредными привычками и наклонностями, последовательно прививать потребности физического и нравственного совершенствования, воспитывать высокие волевые качества, мужество и выносливость, готовность к труду и обороне России.
Физическая культура - это средство не только физического совершенствования и оздоровления, но и воспитания социальной, трудовой и творческой молодежи, существенно влияющего на развитие социальной культуры общества. В частности, от физической подготовленности, состояния здоровья, уровня работоспособности будущих специалистов во многом зависит выполнение ими социально-профессиональных функций.
Социальная деятельность человека является социальной обязанностью и естественной необходимостью. В первом случае она выполняется как обязанность, во втором превращается во внутреннюю потребность, поскольку человек не может не заниматься ею. По мнению исследователей, физическая культура и спорт прочно войдут в образ жизни в том случае, если станут деятельностью второго типа, что будет способствовать более активной самореализации личности в различных видах этой деятельности, связанных со здоровьем, физической подготовленностью и работоспособностью человека.
Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от природы и которые он в течении жизни использует недостаточно, физическая культура позволяет раскрыть, развить в полной мере.
Постоянно растущий объем информации, усложнение учебных программ, различные общественные поручения делают учебный труд студентов все более интенсивным и напряженным. Зачастую это приводит к уменьшению двигательной активности (гиподинамии), а одновременное увеличение нагрузки на психику отрицательно влияет на организм, затрудняет учебу и физическую подготовку к будущей производственной деятельности. Недостаток движений способствует детренированности организма. Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственная работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость.
Особое внимание следует уделять физическому закаливанию как профилактике заболевания. Оно включает и правильно дозированную нагрузку, и водные процедуры, и оптимальный режим труда и отдыха, повышение устойчивости к изменяющимся климатическим и гелиогеофизическим факторам. Это основа здоровья и работоспособности человека любого возраста.
Современное понимание физического здоровья базируется на представлениях о комплексе биосоциальных свойств личности, обеспечивающих ее активное и эффективное функционирование в среде. Главной социально значимой целью процесса формирования физического здоровья человека является не только достаточно высокие абсолютные показатели функционирования всех систем его организма, но и высокий уровень адаптивных способностей этих систем.
Недостаток двигательной деятельности, как правило, проходит совершенно незаметно, часто сопровождается даже приятными ощущениями комфорта. Вместе с тем при внимательном отношении к своему здоровью человек может наблюдать признаки того, что чрезмерное мышечное бездействие расслабляет организм. Двигательная активность при этом может различаться очень сильно в зависимости от образа жизни человека. Так, при «сидячем» образе жизни затраты энергии на мышечные движения составляют 0,1 - 0,2 доли затрат при тяжелом физическом труде (соревновательный период тренировки спортсмена). Общий расход энергии за сутки в первом случае составляет 2000 -2500 ккал, во втором 5000 - 6000 ккал.
В процессе физического воспитания осуществляется морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных функций, физических качеств, двигательных навыков, умений и знаний. Диапазон возможностей в совершенствовании физической природы человека практически безграничен. Пример этого -деятельность человека в условиях невесомости и перегрузок при космических полетах.
В процессе обучения у молодежи следует постоянно вырабатывать навыки здорового образа жизни. Необходимо помнить, что систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому способствует творческий трудовой подъем. Соблюдение гигиенических норм, создание в студенческих коллективах хорошего психологического климата, стимулирование занятий массовой физической культурой, правильная организация рабочего времени - необходимые условия здорового образа жизни. Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями.
Данные исследований В.М.Выдрина позволяют утверждать, что навыки общественной и профессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физической культурой, успешно переносятся на другие виды деятельности. Физическая культура способствует формированию воли, характера, решительности (аспекты сущности человека).
По мнению исследователя Н.В.Башиева, исследования средств физической культуры в формировании социальной активности студенческой молодежи подразделяют на 3 этапа.
Первый этап - приобретение студентами знаний; овладение умениями и навыками в подаче исполнительных и строевых команд; краткое объяснение и четкий показ физических упражнений; проведение разминки с группой занимающихся.
Второй этап - постоянное усложнение форм и содержания физкулътурно-спортивной деятельности от простых исполнительных функций на учебных занятиях до проявления самодеятельности во внеурочное время; участие в работе выборных органов по руководству спортивно-массовой работой на факультете, в вузе.
Третий этап - умение вести шефскую учебно-воспитательную работу по физической культуре и спорту; овладение профессией общественного инструктора, судьи по спорту.
Большую роль в образе жизни студентов, отмечают социологи, играют факторы, обеспечивающие развитие и сохранение социальной активности молодежи. К ним относятся физические силы человека, которые обеспечивают ей возможность работать в определенных условиях, а также высокую работоспособность в дальнейшей трудовой деятельности. Активность молодежи проявляется в повышении уровня образованности, освоении духовных ценностей, во всестороннем развитии физических качеств и двигательных навыков, в отдаче обществу полученных знаний, навыков, опыта.
Физическая культура способствует проявлению лучших свойств личности студента. При этом на высоком эмоциональном уровне реализуется одна из важнейших общественных потребностей - общение с людьми. Преимущества спорта заключаются в его привлекательности для молодежи, в его доступном и понятном каждому человеку "языке", его польза для здоровья несомненна. По схеме воздействия на человека физическая культура выдвигается на одно из центральных мест культурной жизни общества. Она является важным средством обогащения нашей культуры.
Информация о работе Физическая культура как вид культуры личности в обществе