Физическая культура как вид культуры личности в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:27, реферат

Описание работы

Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает влияние на многие стороны жизни общества -медицину, педагогику, науку, военное дело.

Содержание работы

Возникновение термина физическая культура…………………………………………………..3

Физическая культура как вид культуры общества……………………..……………………….3

Физическая культура как часть культуры личности…………………………………………….4

Социальные функции физической культуры студенческой молодежи……….……6

Физическая культура как вид культуры в Российском обществе……………..………..9

Список литературы………………………………………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 54.74 Кб (Скачать файл)

Важную роль в формировании духовного облика учащейся молодежи играет перенос положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.

Исследованиями выявлены основные группы мотивов, побуждающих студенческую молодежь к занятиям физическими упражнениями:

- удовлетворенность процессом  деятельности на учебных занятиях (эмоциональность, динамичность, новизна  и разнообразие, дружба, товарищество, коллективизм и др.);

- результативность деятельности (приобретение  новых навыков, умений, знаний, преодоление  физических нагрузок, рост спортивных  показателей и т.д.);

- перспективность занятий спортом (физическое совершенство, спортивный  результат и знание, желание участвовать  в спортивной жизни коллектива, воспитывать волю, характер и  др.).

По данным различных авторов, воля к победе, трудолюбие и дисциплинированность являются основными качествами в спортивной деятельности. Среди мотивов желание быть здоровым и сильным выразила большая часть опрошенных студентов - 62,8%, стремление к первенству и рекордам - 56,7% . На воспитание характера и силы воли указали 19,5% .

Несмотря на огромное воспитательное значение физической культуры для учащейся молодежи, проблема внедрения ее в повседневную жизнь остается пока нерешенной. Так по данным Л.А.Рубиной, активно занимающиеся спортом, имеющие спортивный разряд составляют 6,5% студентов вузов в городе Екатеринбурге, регулярно занимающиеся определенным видом спорта, участвующие во внутривузовских соревнованиях - 4,5%, включающие занятия физической культурой в повседневную жизнь с целью укрепления здоровья -21,8%, не занимающиеся физкультурой - 67,2%. Лишь 26,2% выпускников отметили, что тратят на занятия физической культурой много времени.

По данным В.М. Выдрина, Б.К. Зыкова, А.В. Лотоненко, которые проводили исследования в Воронежском университете, количество студентов выпускных курсов постоянно занимающихся физкультурой и спортом составляет лишь 13,8%.

Большой процент первокурсников (6,4%) по состоянию здоровья не могут заниматься спортом, 1,6% - это студенты, которые не считают обязательным заниматься физической культурой и спортом; 11,7% - активные болельщики, которые не занимаются физкультурой, это студенты старших курсов.

По данным И.Г.Бердникова, А.В.Маглеванного, В. Н.Максимова, для формирования физкультурно-спортивной активности необходимо изучить студентов: определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья, физкультурно-спортивные интересы, отношение к физическому воспитанию на предшествующем этапе учебы или работы, социально-нравственные качества личности, их желания, устремления, установки. Негативное отношение к физкультурно-спортивной деятельности - это не свойство личности, а результат неправильного воздействия внешних факторов, имевших место в прошлом.

На первом этапе студенты могут не знать цели педагога. При этом важен не только конечный результат, сколько сам процесс достижения. Призывы, заявления о необходимости, обязательности и пользе занятий не находят отзвука в сознании студентов. Успех в работе может принести лишь соответствующая организация их деятельности на учебных занятиях.

На втором этапе у студентов развиваются физкультурно-спортивные способности, наличие которых придает деятельности личностно значимый смысл. Положительно - эмоциональные переживания при этом связаны с осознанием собственных успехов и достижений, удовольствием от самого процесса деятельности. На этом этапе необходимо привлекать студентов к участию в массовых соревнованиях, в которых участвует вся учебная группа. Мотивы, которые движут студентами - долг, честь, ответственность за коллектив, чувство сопереживания, гордости, группового престижа.

На третьем этапе личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности переживается как адекватный общественному. В этот период студенты на занятиях наиболее активны, проявляют инициативу, ставят перед собой более высокие цели и добиваются их. Этому способствуют увеличивающийся объем знаний, расширенный диапазон двигательных умений и навыков и качество владения ими.

Если на первом этапе происходит опосредованное формирование потребности в физкультурно-спортивной деятельности, то на третьем этапе этот процесс возможен лишь через доверительное общение педагога со студентами, при котором обе стороны осознают цели совместной деятельности и способствуют их достижению.

В процессе воспитательной работы выделяют следующие уровни сформированности физкультурно-спортивной активности у студентов:

Низкий уровень: включенность в нее удовлетворяет минимальные потребности личности. Интерес не сформирован. Физкультурно - спортивная деятельность затухает по мере прекращения воздействия извне. В послевузовский период специалисты с таким уровнем активности не используют средства физической культуры в образе жизни, либо используют их эпизодически.

Средний уровень: студенты этой группы наиболее подвержены воздействию извне. Формирование потребностей и интересов у них идет тем успешнее, чем прочнее они усваивают необходимость применения полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Включение физической культуры в образ жизни после окончания вуза наблюдается у них при условии, если попадают в коллектив, где есть хорошие традиции физкультурной и спортивной работы.

Высокий уровень: у студентов сформирована убежденность в необходимости занятий физической культурой для себя лично. Они активно воздействуют и на ближайшее к себе окружение. Это проявляется в здоровом образе жизни, в организаторской, познавательной, судейской и других видах активности. По окончании вуза такие студенты продолжают занятия физической культурой, им свойственна высокая общественная активность.

 

Физическая культура как вид культуры в Российском обществе.

Не один век созидался фундамент Российского спорта. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти начало отсчета: эти истоки — в основе нации, в основе характера нашего народа. Здесь сконцентрировались многие традиции, обычаи и обряды Киевского, Владимирского и других княжеств. В древних летописях не раз встречается упоминание, что люди тогда были выносливые, сильные, свидетельствует о славных богатырях и русский эпос. А если есть сила — как не похвастаться ею? И как утверждают историки, еще в деревянных, а потом и белокаменных городах редкий праздник обходился без игрищ. Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули подковы. Бывало, боролись с медведем, состязались в умении бросать тяжелые валуны…

В XIX веке проходят первые чемпионаты России по современным видам спорта, так только в Москве состоялись чемпионаты по конькобежному спорту, велосипедные гонки (первый чемпионат состоялся в 1891 году на дистанции 7,5 верст), в начале ХХ века широкое распространение получают футбол, фигурное катание, теннис, лыжные гонки - в первом десятилетии уходящего века проходят чемпионаты России по этим видам спорта, создаются спортивные ассоциации.

Медленно растет значение физкультуры и спорта в международных отношениях. Русские спортсмены стали выезжать на международные соревнования и проводить их у себя в стране, они уже завоевали звание чемпионов Европы и мира. Россия, в основном представленная российскими и петербургскими спортсменами, постепенно становилась спортивной державой.

В первое десятилетие XX века, когда русский спорт стал выходить на международную арену, происходило еще одно явление — может, не яркое, как победа на крупных состязаниях, но чрезвычайно значительное: спорт уходил из рук одиночек, переставал быт забавой для избранных, формировалось массовое физкультурное движение.

В 1908-1910 годах чемпионом России среди конькобежцев был российский скороход Николай Струнников. В 1910 году он впервые в истории российского спорта завоевал звание чемпиона Европы и мира. За границей его называли “русским чудом”, и в письме с приглашением на очередное мировое первенство 1912 года представители Международного союза конькобежцев выражались так: “…участие Николая Струнникова в этих турнирах ожидается с большим интересом и составит честь его организаторам и участникам” (но Струнников остался дома — у скромного служащего не было денег на поездку за границу).

7 февраля 1910 года в Москве впервые в  России разыгрывался чемпионат  по лыжным гонкам. Тридцать километров  по Петровскому парку, Ходынскому  полю, Москве-реке быстрее всех  пробежал Павел Бычков. Но звание  “Первый лыжебежец России” могло и не достаться Бычкову: в примечании к правилам Российский лиги лыжебежцев говорилось, что “учителя гимнастики, фехтования и т. п., наравне с лицами, занимающимися только физическим трудом, не признаются любителями в лыжном спорте”. А победитель соревнований Павел Афанасьевич Бычков был дворником.

В I Олимпийских турнирах 1896 года спортсмены царской России не участвовали, так как не имели средств на поездку в Грецию. По той же причине они не участвовали во II и III Олимпиадах. Впервые русские спортсмены приехали на IV Олимпийские игры 1908 года в Лондон. Их было всего пятеро, и трое из них завоевали медали — одну золотую и две серебряные. Николай Панин-коломенкин одержал победу в соревнованиях фигуристов, а борцы классического стиля А. Петров и Н. Орлов были вторыми в своих весовых категориях.

В 1912 году в Стокгольм, на V Олимпийские игры, приехали уже 178 русских спортсменов, в числе которых было много москвичей. Однако из-за недостаточной подготовки команда России заняла лишь 15 место. Многие способные спортсмены не могли полностью раскрыть свои таланты из-за недостаточности финансирования.

Многим не были доступны яхты, финские гоночные лыжи     “хааповеси”, “норвежские” беговые коньки, ракетки “Максплэй”! Еще меньше возможностей имели жители провинциальных городов страны.

В этот период массовый спорт не имел большого смысла, поскольку страна была аграрная, и основная часть населения была занята физическим трудом - возделывало землю, трудилось у станков. Олимпийское движение начинало первые шаги и победы спортсменов на мировых аренах еще не поднимали авторитет государства столь  значительно, как сейчас.

Все это, несмотря на успехи отдельных спортсменов, привело к тому, что ко времени Великой Октябрьской социалистической революции Россия в своем спортивном развитии значительно уступала большинству других стран мира.

 

 

После Великой Октябрьской социалистической революции положение в корне изменилось. Коммунистическая партия, формирующееся Советское государство были заинтересованы в массовом развитии физкультуры и спорта - руководство осозновало психологическую роль коллективной общности и рассматривало физическую культуру не только как средство производства новых воинов, но и как механизм пропаганды революционных идей. Власть комиссаров сделала спорт всеобщим достоянием, открыла к нему дорогу всем, кто стремился к всестороннему физическому развитию. В 1919 году в Петрограде открывается институт физической культуры институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, а годом спустя аналогичное учебное заведение в Москве. Институты в то время открывались по декретам Совета Народных Комиссаров.

Важной вехой в развитии физкультуры и спорта в Республике Советов стал Всевобуч. Как известно, VII съезд партии, который состоялся в марте 1918 года и обсудил важнейшие вопросы, решавшие судьбу молодого Советского государства, постановил, в частности, принять все меры для всеобщего военного обучения населения. Составной частью Всевобуча явилась физическая подготовка. Это был новый взгляд на физкультурное движение — с классовой точки зрения, он ставил спорт в один ряд с такими понятиями, как патриотизм, ответственность за судьбу революции. Всюду, куда дошла молодая Советская власть, инструкторами Всевобуча назначались спортсмены, передававшие допризывникам свои навыки и опыт. С молодежью занимались лучшие лыжники, гимнасты, конькобежцы. Они и составили ядро Высшего совета физической культуры, учрежденного при Всевобуче в 1919 году по решению 1 Всероссийского съезда работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки. В день годовщины Всевобуча, 25 мая 1919 года, в Москве состоялся парад его частей. Он походил на Красной площади. Праздник показывает огромные возможности, таящиеся в спорте. С удивлением смотрела Москва на ладных, крепких молодых людей, не только сохранивших, но и укрепивших свои силы в тяжелое военное время, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. В том же 1919 году Всевобуч подготовил для фронта отряды лыжников. Руководство Всевобучем осуществлял видный государственный деятель Н. И. Подвойский.

1919 год. Опубликованы  правила новой, не знакомой ранее  игре — баскетболу…

1923 год. 5 августа  в Сокольниках прыгнул Николай  Файт. Он установил первый рекорд — преодолел планку на высоте 170 сантиметров. Основано первое в стране добровольное спортивное общество — “Динамо”, база которого находилась тогда Орлово-Давыдовском переулке, у нынешнего Рижского вокзала (база — футбольное поле, деревянный сарай-павильон, скамейки вместо трибун). Впервые выехавшая за рубеж сборная футбольная команда РСФСР успешно выступила в Швеции, Норвегии, Германии…

   В те годы еще медленно, но уже начинался штурм секунд, сантиметров, без которого жизнь  спортсмена немыслима. И рождался  еще один рекорд — рекорд  массовости.

Огромное значение для развития физкультурного движения имело постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 года “О задачах партии в области физической культуры”, которое стало программой деятельности в этом направлении спортивных организаций.

Повсюду в стране, строились спортивные площадки, создавались физкультурные ячейки на фабриках и заводах. Во многих городах действовало общество “Муравей”, созданное по инициативе комсомола. Только в Москве насчитывалось 180 кружков “Муравья”, в которых более 10 тысяч юношей и девушек знакомились с основами спорта, получали первые спортивные навыки.

Пожалуй, нельзя сказать, что рабочие этих предприятий в 20-е годы о стадионах и спортзалах даже не мечтали, — само понятие “стадион” в те годы было мало кому знакомо. До Великого Октября в России их не существовало — ни одного…

Стадион “Динамо”, являющийся в те года столь же совершенным объектом, как и открывшийся в этом году Ледовый дворец в Санкт-Петербурге, был построен в предельно короткий срок: с того момента, как в парке появились топографы, до открытия спортивного комплекса прошло всего два года. Строители торопились, чтобы сдать его к 17 августа 1928 года, — торжественному открытию первой всесоюзной Спартакиады.

   Спартакиада открылась парадом на Красной площади. Знаменательно, что это происходило в тот день, когда в Амстердаме завершились IX Олимпийские игры. Буржуазные спортивные деятели предсказывали провал Спартакиады, но первый ее рекорд был установлен еще до начала стартов: в Москву со всех концов нашей страны приехали соревноваться 7225 спортсменов — больше, чем в Амстердам, куда собралось лишь 3015 представителей из 46 стран мира.

Много замечательных достижений, рекордов было зарегистрировано в эти 12 дней Спартакиады. По накалу страстей, по техническим результатам соревнования не уступали Олимпийским играм. Финал Спартакиады украсили футбольные матчи. Только что открытый стадион “Динамо” испытывался на предварительных нагрузках — казалось, весь город хотел посмотреть игры сборных Москвы, Ленинграда и Украины.

Информация о работе Физическая культура как вид культуры личности в обществе