Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 21:27, реферат
Физическая культура как социальное явление функционирует на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры в обществе оказывают влияние производственные отношения людей, экономическая, политическая и идеологическая формы классовой борьбы, достижения науки, философии, искусства. В то же время физическая культура оказывает влияние на многие стороны жизни общества -медицину, педагогику, науку, военное дело.
Возникновение термина физическая культура…………………………………………………..3
Физическая культура как вид культуры общества……………………..……………………….3
Физическая культура как часть культуры личности…………………………………………….4
Социальные функции физической культуры студенческой молодежи……….……6
Физическая культура как вид культуры в Российском обществе……………..………..9
Список литературы………………………………………………………………………………………………..23
Важную роль в формировании духовного облика учащейся молодежи играет перенос положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом.
Исследованиями выявлены основные группы мотивов, побуждающих студенческую молодежь к занятиям физическими упражнениями:
- удовлетворенность процессом
деятельности на учебных
- результативность деятельности (приобретение новых навыков, умений, знаний, преодоление физических нагрузок, рост спортивных показателей и т.д.);
- перспективность занятий
По данным различных авторов, воля к победе, трудолюбие и дисциплинированность являются основными качествами в спортивной деятельности. Среди мотивов желание быть здоровым и сильным выразила большая часть опрошенных студентов - 62,8%, стремление к первенству и рекордам - 56,7% . На воспитание характера и силы воли указали 19,5% .
Несмотря на огромное воспитательное значение физической культуры для учащейся молодежи, проблема внедрения ее в повседневную жизнь остается пока нерешенной. Так по данным Л.А.Рубиной, активно занимающиеся спортом, имеющие спортивный разряд составляют 6,5% студентов вузов в городе Екатеринбурге, регулярно занимающиеся определенным видом спорта, участвующие во внутривузовских соревнованиях - 4,5%, включающие занятия физической культурой в повседневную жизнь с целью укрепления здоровья -21,8%, не занимающиеся физкультурой - 67,2%. Лишь 26,2% выпускников отметили, что тратят на занятия физической культурой много времени.
По данным В.М. Выдрина, Б.К. Зыкова, А.В. Лотоненко, которые проводили исследования в Воронежском университете, количество студентов выпускных курсов постоянно занимающихся физкультурой и спортом составляет лишь 13,8%.
Большой процент первокурсников (6,4%) по состоянию здоровья не могут заниматься спортом, 1,6% - это студенты, которые не считают обязательным заниматься физической культурой и спортом; 11,7% - активные болельщики, которые не занимаются физкультурой, это студенты старших курсов.
По данным И.Г.Бердникова, А.В.Маглеванного, В. Н.Максимова, для формирования физкультурно-спортивной активности необходимо изучить студентов: определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья, физкультурно-спортивные интересы, отношение к физическому воспитанию на предшествующем этапе учебы или работы, социально-нравственные качества личности, их желания, устремления, установки. Негативное отношение к физкультурно-спортивной деятельности - это не свойство личности, а результат неправильного воздействия внешних факторов, имевших место в прошлом.
На первом этапе студенты могут не знать цели педагога. При этом важен не только конечный результат, сколько сам процесс достижения. Призывы, заявления о необходимости, обязательности и пользе занятий не находят отзвука в сознании студентов. Успех в работе может принести лишь соответствующая организация их деятельности на учебных занятиях.
На втором этапе у студентов развиваются физкультурно-спортивные способности, наличие которых придает деятельности личностно значимый смысл. Положительно - эмоциональные переживания при этом связаны с осознанием собственных успехов и достижений, удовольствием от самого процесса деятельности. На этом этапе необходимо привлекать студентов к участию в массовых соревнованиях, в которых участвует вся учебная группа. Мотивы, которые движут студентами - долг, честь, ответственность за коллектив, чувство сопереживания, гордости, группового престижа.
На третьем этапе личностный смысл физкультурно-спортивной деятельности переживается как адекватный общественному. В этот период студенты на занятиях наиболее активны, проявляют инициативу, ставят перед собой более высокие цели и добиваются их. Этому способствуют увеличивающийся объем знаний, расширенный диапазон двигательных умений и навыков и качество владения ими.
Если на первом этапе происходит опосредованное формирование потребности в физкультурно-спортивной деятельности, то на третьем этапе этот процесс возможен лишь через доверительное общение педагога со студентами, при котором обе стороны осознают цели совместной деятельности и способствуют их достижению.
В процессе воспитательной работы выделяют следующие уровни сформированности физкультурно-спортивной активности у студентов:
Низкий уровень: включенность в нее удовлетворяет минимальные потребности личности. Интерес не сформирован. Физкультурно - спортивная деятельность затухает по мере прекращения воздействия извне. В послевузовский период специалисты с таким уровнем активности не используют средства физической культуры в образе жизни, либо используют их эпизодически.
Средний уровень: студенты этой группы наиболее подвержены воздействию извне. Формирование потребностей и интересов у них идет тем успешнее, чем прочнее они усваивают необходимость применения полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности. Включение физической культуры в образ жизни после окончания вуза наблюдается у них при условии, если попадают в коллектив, где есть хорошие традиции физкультурной и спортивной работы.
Высокий уровень: у студентов сформирована убежденность в необходимости занятий физической культурой для себя лично. Они активно воздействуют и на ближайшее к себе окружение. Это проявляется в здоровом образе жизни, в организаторской, познавательной, судейской и других видах активности. По окончании вуза такие студенты продолжают занятия физической культурой, им свойственна высокая общественная активность.
Физическая культура как вид культуры в Российском обществе.
Не один век созидался фундамент Российского спорта. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти начало отсчета: эти истоки — в основе нации, в основе характера нашего народа. Здесь сконцентрировались многие традиции, обычаи и обряды Киевского, Владимирского и других княжеств. В древних летописях не раз встречается упоминание, что люди тогда были выносливые, сильные, свидетельствует о славных богатырях и русский эпос. А если есть сила — как не похвастаться ею? И как утверждают историки, еще в деревянных, а потом и белокаменных городах редкий праздник обходился без игрищ. Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули подковы. Бывало, боролись с медведем, состязались в умении бросать тяжелые валуны…
В XIX веке проходят первые чемпионаты России по современным видам спорта, так только в Москве состоялись чемпионаты по конькобежному спорту, велосипедные гонки (первый чемпионат состоялся в 1891 году на дистанции 7,5 верст), в начале ХХ века широкое распространение получают футбол, фигурное катание, теннис, лыжные гонки - в первом десятилетии уходящего века проходят чемпионаты России по этим видам спорта, создаются спортивные ассоциации.
Медленно растет значение физкультуры и спорта в международных отношениях. Русские спортсмены стали выезжать на международные соревнования и проводить их у себя в стране, они уже завоевали звание чемпионов Европы и мира. Россия, в основном представленная российскими и петербургскими спортсменами, постепенно становилась спортивной державой.
В первое десятилетие XX века, когда русский спорт стал выходить на международную арену, происходило еще одно явление — может, не яркое, как победа на крупных состязаниях, но чрезвычайно значительное: спорт уходил из рук одиночек, переставал быт забавой для избранных, формировалось массовое физкультурное движение.
В 1908-1910 годах чемпионом России среди конькобежцев был российский скороход Николай Струнников. В 1910 году он впервые в истории российского спорта завоевал звание чемпиона Европы и мира. За границей его называли “русским чудом”, и в письме с приглашением на очередное мировое первенство 1912 года представители Международного союза конькобежцев выражались так: “…участие Николая Струнникова в этих турнирах ожидается с большим интересом и составит честь его организаторам и участникам” (но Струнников остался дома — у скромного служащего не было денег на поездку за границу).
7 февраля 1910 года в Москве впервые в России разыгрывался чемпионат по лыжным гонкам. Тридцать километров по Петровскому парку, Ходынскому полю, Москве-реке быстрее всех пробежал Павел Бычков. Но звание “Первый лыжебежец России” могло и не достаться Бычкову: в примечании к правилам Российский лиги лыжебежцев говорилось, что “учителя гимнастики, фехтования и т. п., наравне с лицами, занимающимися только физическим трудом, не признаются любителями в лыжном спорте”. А победитель соревнований Павел Афанасьевич Бычков был дворником.
В I Олимпийских турнирах 1896 года спортсмены царской России не участвовали, так как не имели средств на поездку в Грецию. По той же причине они не участвовали во II и III Олимпиадах. Впервые русские спортсмены приехали на IV Олимпийские игры 1908 года в Лондон. Их было всего пятеро, и трое из них завоевали медали — одну золотую и две серебряные. Николай Панин-коломенкин одержал победу в соревнованиях фигуристов, а борцы классического стиля А. Петров и Н. Орлов были вторыми в своих весовых категориях.
В 1912 году в Стокгольм, на V Олимпийские игры, приехали уже 178 русских спортсменов, в числе которых было много москвичей. Однако из-за недостаточной подготовки команда России заняла лишь 15 место. Многие способные спортсмены не могли полностью раскрыть свои таланты из-за недостаточности финансирования.
Многим не были доступны яхты, финские гоночные лыжи “хааповеси”, “норвежские” беговые коньки, ракетки “Максплэй”! Еще меньше возможностей имели жители провинциальных городов страны.
В этот период массовый спорт не имел большого смысла, поскольку страна была аграрная, и основная часть населения была занята физическим трудом - возделывало землю, трудилось у станков. Олимпийское движение начинало первые шаги и победы спортсменов на мировых аренах еще не поднимали авторитет государства столь значительно, как сейчас.
Все это, несмотря на успехи отдельных спортсменов, привело к тому, что ко времени Великой Октябрьской социалистической революции Россия в своем спортивном развитии значительно уступала большинству других стран мира.
После Великой Октябрьской социалистической революции положение в корне изменилось. Коммунистическая партия, формирующееся Советское государство были заинтересованы в массовом развитии физкультуры и спорта - руководство осозновало психологическую роль коллективной общности и рассматривало физическую культуру не только как средство производства новых воинов, но и как механизм пропаганды революционных идей. Власть комиссаров сделала спорт всеобщим достоянием, открыла к нему дорогу всем, кто стремился к всестороннему физическому развитию. В 1919 году в Петрограде открывается институт физической культуры институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, а годом спустя аналогичное учебное заведение в Москве. Институты в то время открывались по декретам Совета Народных Комиссаров.
Важной вехой в развитии физкультуры и спорта в Республике Советов стал Всевобуч. Как известно, VII съезд партии, который состоялся в марте 1918 года и обсудил важнейшие вопросы, решавшие судьбу молодого Советского государства, постановил, в частности, принять все меры для всеобщего военного обучения населения. Составной частью Всевобуча явилась физическая подготовка. Это был новый взгляд на физкультурное движение — с классовой точки зрения, он ставил спорт в один ряд с такими понятиями, как патриотизм, ответственность за судьбу революции. Всюду, куда дошла молодая Советская власть, инструкторами Всевобуча назначались спортсмены, передававшие допризывникам свои навыки и опыт. С молодежью занимались лучшие лыжники, гимнасты, конькобежцы. Они и составили ядро Высшего совета физической культуры, учрежденного при Всевобуче в 1919 году по решению 1 Всероссийского съезда работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки. В день годовщины Всевобуча, 25 мая 1919 года, в Москве состоялся парад его частей. Он походил на Красной площади. Праздник показывает огромные возможности, таящиеся в спорте. С удивлением смотрела Москва на ладных, крепких молодых людей, не только сохранивших, но и укрепивших свои силы в тяжелое военное время, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. В том же 1919 году Всевобуч подготовил для фронта отряды лыжников. Руководство Всевобучем осуществлял видный государственный деятель Н. И. Подвойский.
1919 год. Опубликованы правила новой, не знакомой ранее игре — баскетболу…
1923 год. 5 августа в Сокольниках прыгнул Николай Файт. Он установил первый рекорд — преодолел планку на высоте 170 сантиметров. Основано первое в стране добровольное спортивное общество — “Динамо”, база которого находилась тогда Орлово-Давыдовском переулке, у нынешнего Рижского вокзала (база — футбольное поле, деревянный сарай-павильон, скамейки вместо трибун). Впервые выехавшая за рубеж сборная футбольная команда РСФСР успешно выступила в Швеции, Норвегии, Германии…
В те годы еще медленно, но уже начинался штурм секунд, сантиметров, без которого жизнь спортсмена немыслима. И рождался еще один рекорд — рекорд массовости.
Огромное значение для развития физкультурного движения имело постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 года “О задачах партии в области физической культуры”, которое стало программой деятельности в этом направлении спортивных организаций.
Повсюду в стране, строились спортивные площадки, создавались физкультурные ячейки на фабриках и заводах. Во многих городах действовало общество “Муравей”, созданное по инициативе комсомола. Только в Москве насчитывалось 180 кружков “Муравья”, в которых более 10 тысяч юношей и девушек знакомились с основами спорта, получали первые спортивные навыки.
Пожалуй, нельзя сказать, что рабочие этих предприятий в 20-е годы о стадионах и спортзалах даже не мечтали, — само понятие “стадион” в те годы было мало кому знакомо. До Великого Октября в России их не существовало — ни одного…
Стадион “Динамо”, являющийся в те года столь же совершенным объектом, как и открывшийся в этом году Ледовый дворец в Санкт-Петербурге, был построен в предельно короткий срок: с того момента, как в парке появились топографы, до открытия спортивного комплекса прошло всего два года. Строители торопились, чтобы сдать его к 17 августа 1928 года, — торжественному открытию первой всесоюзной Спартакиады.
Спартакиада открылась парадом на Красной площади. Знаменательно, что это происходило в тот день, когда в Амстердаме завершились IX Олимпийские игры. Буржуазные спортивные деятели предсказывали провал Спартакиады, но первый ее рекорд был установлен еще до начала стартов: в Москву со всех концов нашей страны приехали соревноваться 7225 спортсменов — больше, чем в Амстердам, куда собралось лишь 3015 представителей из 46 стран мира.
Много замечательных достижений, рекордов было зарегистрировано в эти 12 дней Спартакиады. По накалу страстей, по техническим результатам соревнования не уступали Олимпийским играм. Финал Спартакиады украсили футбольные матчи. Только что открытый стадион “Динамо” испытывался на предварительных нагрузках — казалось, весь город хотел посмотреть игры сборных Москвы, Ленинграда и Украины.
Информация о работе Физическая культура как вид культуры личности в обществе