Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:16, реферат
В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации (принятом 13.01.99 г.) физическая культура рассматривается как важнейшая часть культуры общества, а физическое воспитание как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащегося, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психического благополучие, физическое совершенство.
Карагандинский
Экономический Университет
Реферат
На тему: Физическая культура как воспитание личности
Выполнила: Муравьева Дарья
Группа: МЭ-11
Караганда, 2013
I. Что понимается под физической культурой личности. Ее связь с общей культурой человека.
В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации (принятом 13.01.99 г.) физическая культура рассматривается как важнейшая часть культуры общества, а физическое воспитание как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащегося, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психического благополучие, физическое совершенство.
Физическая культура (ФК) – это часть общечеловеческой культуры, она представляет собой вид социальной деятельности, направленной на оздоровление человека и развитие его физических способностей. ФК – вид социальной практики, а это значит, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития.
Главная цель занятий физической культурой и спортом - формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не оступиться в пути, человек должен быть обучен»1. В программе средних специальных учебных заведений (да и высших тоже) решение этой задачи осуществляется через воспитание физической культуры личности.
Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать свое телесное «Я». А для этого необходим определенный объем знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнении на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости).
Другое необходимое условие формирования физической культуры личности - это стремление к овладению системой определенных умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие способностей. Например, умение составить план занятий по развитию физических возможностей, профилактике неблагоприятных воздействий профессиональной деятельности и др. Конкретные навыки помогут в реализации поставленной задачи: производственная гимнастика, комплекс утренней зарядки, умение плавать, ходить на лыжах и др.
И, пожалуй, самое основное требование - практическое применение знаний и умений в своей жизни. Регулярные занятия физической культурой и спортом, достижение необходимого уровня развития физических качеств, т.е. достижение определенного уровня тренированности. Без выполнения этого требования цена двух предыдущих невелика.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.
Умственное воспитание. На занятиях физической культурой и спортом учащиеся приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретённых навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены.
Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности.
Литература:
II. В чем разница между скоростно-силовой и собственно силовыми способностями человека. С помощью каких упражнений они развиваются.
Под силой понимается способность преодолевать внешние сопротивления преимущественно за счет мышечной деятельности или не противодействовать внешним силам.
Скоростная сила представляет собой способность мышцы преодолевать сопротивление с большим ускорением и определяется скоростью движения, которая сообщается определенному весу. Ее можно также выявить на основании времени, необходимого для выполнения наибольшего числа повторений движения с определенной амплитудой и определенным весом отягощения. Скоростная сила мышц ног характеризуется также высотой или длиной прыжка с места.
Силовая выносливость. Под сиговой выносливостью следует понимать сопротивляемость утомлению при длительных нагрузках со значительными силовыми компонентами. Силовую выносливость можно определить по числу повторений движения с отягощением и по частоте движений до отказа или до появления заметных признаков утомления.
Средства силовой тренировки. Силу можно развивать разнообразными тренировочными средствами. Какое-либо одно из них нельзя признать пригодным для решения всех задач силовой тренировки.
Отягощения. Используют штанги, гири, тяжелые медицинболы, ядра, камни, бревна и т.д. Они применяются для метаний, толканий, рывков, ими жонглируют.
Упражнения со штангой служат для развития основной мускулатуры тела. Важное значение для тренировочного эффекта имеет правильное дозирование массы дисков.
Преодоление массы тела. Здесь преимущественное положение занимает снарядовая гимнастика. Она укрепляет в первую очередь мышцы туловища и плечевого пояса, а также верхние конечности. Бег, прыжки через ящики, столы и скамейки развивают взрывную силу. Для этого пригодны также различные варианты подскоков, например, с такими отягощениями, как мешок с песком, штанга и т.д.
Упражнения с партнерами. Отличным средством силовой тренировки является борьба. Большой ценностью обладают также и упражнения, в которых партнера нужно приподнять, пронести, оттолкнуть, притянуть. подбросить и т. д.
Соревновательное упражнение. Ориентируясь на определенную задачу, силу можно также развивать с помощью специфической формы движения (соревновательного упражнения). При этом увеличивается масса, а значит, и сопротивление соревновательного снаряда. Так, толкатели ядра тренируются с утяжеленными ядрами, метатели молота работают с двумя молотами, метатели копья используют железные прутья, гребцы (академическая гребля и гребля на байдарках и каноэ) применяют тормозные устройства. Эти упражнения обладают существенными достоинствами, поскольку они укрепляют группы мышц, на которые приходится основная нагрузка при выполнении соревновательных упражнений, и активизируют все большее и большее число мышечных волокон, участвующих в процессе движения. Кроме того, повышенное сопротивление требует увеличения волевого усилия. Движение следует выполнять технически правильно и как можно быстрее.
Занятие по развитию силы.
Исходное состояние силовой подготовки – ты ни разу не можешь выполнить силового упражнения.
Прежде всего необходимо заняться снижением веса тела (как правило, у таких студентов вес превышает норму).
Для выполнения 1-го и 2-го упражнений используются резиновые амортизаторы. Лучше всего подходит для этого резиновый бинт. Концы бинта накручиваются на перекладине или брусьях и зажимаются руками. Ногами встать в петлю. Помощь амортизатора должна быть минимальной. Регулируется количеством слоев и длиной бинта.
Третье упражнение выполняется с облегчением: лежа на спине на наклонной
скамейке головой вверх или вниз. Раз в
две недели следует делать контрольные
подходы на каждое упражнение. Проверяется
возможность выполнения без амортизатора.
Как только ты начал выполнять упражнения
по 2 раза без амортизатора, эти упражнения
должны стать основными в тренировке,
т. е. переходишь на вариант 1.
Занятия по развитию скоростно-силовых качеств
Разминка (см. занятие по развитию силы).
Основная часть:
1. Бег прыжками - 4 раза по 20 м.
2. Пробегание с ходу с максимальной скоростью - 4 раза по 30 м.
3. Многоскоки (пятерной прыжок) - 3 раза.
4. Выпрыгивание из глубокого приседа - 4 раза по 10.
5. Приседание на одной ноге у опоры, поочередно на обеих ногах до отказа; повторить 2 раза; после каждой попытки отдых 1 -2 мин.
Литература.
III. В чем разница между общей и специфической выносливостью? С помощью каких упражнений развивается общая и специфическая выносливость.
Выносливость в спорте – это сопротивляемость утомлению при спортивной двигательной деятельности. Благодаря выносливости обеспечивается эффект работы в течении требуемого времени нагрузки и высокое качество выполнения движений до конца соревнований, а также ускоряет процесс восстановления после утомительной нагрузки. Показатели выносливости повышаются за счет рациональности движений (экономичного расход энергии) и рационального функционирования сердечно-сосудистой системы, обмена веществ и дыхательной системы.
Разносторонность требований, предъявляемых к выносливости. Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к выносливости. В марафонском беге или шоссейной велогонке нагрузка длится много часов, причем средняя скорость остается почти неизменной. В соревнованиях на средних дистанциях высокая скорость должна сохраняться несколько минут. В спортивных играх и единоборствах темп игры или борьбы постоянно меняется. В других дисциплинах - таких, как снарядовая гимнастика или стрельба, - спортсмен подвергается действию статических нагрузок; предъявляются также высокие требования к концентрационной выносливости спортсмена. Многие соревнований продолжаются несколько дней, причем работоспособность спортсмена не только не должна снижаться, она должна возрасти ко дню финальных соревнований. Основная цель тренировки на выносливость заключается в том, чтобы подготовить спортсмена к выполнению тех специфических требований, которые предъявляются к выносливости в его соревновательной дисциплине.
Выносливость в циклических упражнениях. В бе-говых дисциплинах, гребле, плавании, велоспорте и т.д. различают скоростную выносливость (продолжительность соревнований от 0,20 до 0,45 мин), спринтерскую выносливость (продолжительность соревнований от 0,45 до 2,00 мин), средневистскую выносливость (продолжительность соревнований от 2.00 до 10.00 мин) и стайерскую выносливость (продолжительность соревнований от 11,00 мин до нескольких часов). В данном случае речь идет об обобщенных качествах выносливости применительно к определенным физическим упражнениям, которые классифицируются по принципу продолжительности соревнований. Вне зависимости от специфической структуры движений в каждом классе к спортсмену предъявляются сопоставимые требования, затрагивающие области моторики, энергетики и психике; именно эти требования в то же время и отличают один класс от другого.
Самым существенным общим методическим моментом тренировки, направленной на развитие упоминавшихся выше качеств выносливости, является необходимость тренировки основной выносливости, предваряющей тренировку специфической соревновательной выносливости и постоянно дополняющей ее.
Основная выносливость и тренировка основной выносливости. Основная выносливость - это сопротивляемость утомлению при длительной нагрузке. Она представляет собой решающую предпосылку для оптимального развития спортивного результата и специфической соревновательной выносливости прежде всего в видах спорта, требующих преимущественного развития выносливости. Масштабом уровня основной выносливости является наивысшая скорость, которую спортсмен может сохранить в течение длительного времени при сбалансированном обмене веществ. Уровень основной выносливости определяют экономичность расходования энергии движений, рациональное протекание всех физиологических функций и отсутствие снижения готовности к нагрузкам
Тренировка основной выносливости характеризуется прежде всего большим объемом нагрузки, который, однако, должен быть приведен в соответствие с комплексным характером структуры результата. Интенсивность нагрузки (скорость, частота движений) достигает, как правило, лишь средних величин, которые допускают длительную нагрузку на тренировочном занятии. Скорость можно регулировать по частоте сердечных сокращений, которая, как покапывает обширный опыт, должна находиться в пределах 140-160 (экстенсивная тренировка основной выносливости) или 160-175 (интенсивная тренировка основной выносливости). При экстенсивной форме выполняется значительно больший объем нагрузок.
Основным средством тренировки для развития основной выносливости является форма движения соревновательного упражнения. Юным спортсменам рекомендуется в дополнение к ней выполнять еще и некоторые дргуие циклические упражнения.
Информация о работе Физическая культура как воспитание личности