Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Физическая культура — это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ фи¬зического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
В структуру физической культуры входят такие компоненты, как физическое образование, спорт, физическая ре-креация (отдых) и двигательная реабилитация (восстановление). Они полностью удов¬летворяют все потребности общества и личности в физичес¬кой подготовке.

Содержание работы

1.Общие понятия физической культуры
2. Основы здорового образа жизни студента.
2.1. Цель, задачи и формы организации физического воспитания
3. Влияние занятий физкультурой на системы организма.
3.1. Сердечно-сосудистая система
3.3. Опорно-двигательный аппарат

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

Изменения в строении мышц у спортсменов можно определить методом биопсии (взятия особым способом кусочков мышц) в процессе тренировки. Эксперименты показали, что нагрузки преимущественно статистического  характера ведут к значительному  увеличению объема и веса мышц. Увеличивается  поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и  удлиняется сухожильная. Происходит перестройка  в расположении мышечных волокон  в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение. Усиливается трофический аппарат мышечного волокна: ядра, саркоплазма, митохондрии. Миофибриллы (сократительный аппарат) в мышечном волокне располагаются рыхло, длительное сокращение мышечных пучков затрудняет внутриорганное кровообращение, усиленно развивается капиллярная сеть, она становится узкопетлистой, с неодинаковым просветом.

При нагрузках преимущественно  динамического характера вес  и объем мышц также увеличиваются, но в меньшей степени. Происходит удлинение мышечной части и укорочение сухожильной. Мышечные волокна располагаются  более параллельно, по типу веретенообразных. Количество миофибрилл увеличивается, а саркоплазмы становится меньше.

Чередование сокращений и  расслаблений мышцы не нарушает кровообращения в ней, количество капилляров увеличивается, ход их остается более прямолинейным.

Количество нервных волокон  в мышцах, выполняющих преимущественно  динамическую функцию, в 4 - 5 раз больше, чем в мышцах выполняющих преимущественно  статистическую функцию. Двигательные бляшки вытягиваются вдоль волокна, контакт их с мышцей увеличивается, что обеспечивает лучшее поступление  нервных импульсов в мышцу.

При пониженной нагрузке мышцы  становятся дряблыми, уменьшаются в  объеме, капилляры их суживаются, в  результате чего мышечные волокна истощаются, двигательные бляшки становятся меньших  размеров. Длительная гиподинамия приводит к значительному снижению силы мышц.

При умеренных нагрузках  мышцы увеличиваются в объеме, в них улучшается кровоснабжение, открываются резервные капилляры. По наблюдениям П.З. Гудзя, под влиянием систематической тренировки происходит рабочая гипертрофия мышц, которая является результатом утолщения мышечных волокон (гипертрофии), а также увеличения их количества (гиперплазии). Утолщение мышечных волокон сопровождается увеличением в них ядер, миофибрилл. Увеличение числа мышечных волокон происходит тремя путями: посредством расщепления гипертрофированных волокон на два - три и более тонких, вырастания новых мышечных волокон из мышечных почек, а также формирования мышечных волокон из клеток сателлитов, которые превращаются в миобласты, а затем в мышечные трубочки. Расщеплению мышечных волокон предшествует перестройка их моторной иннервации, в результате чего на гипертрофированных волокнах формируются одно - два дополнительных моторных нервных окончания. Благодаря этому после расщепления каждое новое мышечное волокно имеет собственную мышечную иннервацию. Кровоснабжение новых волокон осуществляется новообразующимися капиллярами, которые проникают в щели продольного деления. При явлениях хронического переутомления одновременно

Все эти особенности связаны  с неодинаковым биохимическими условиями в работе двигательного аппарата и требованиями, предъявляемыми к нему в различных видах спорта. При тренировке начинающих спортсменов необходимо обращать особое внимание на развитие силы «ведущих» групп мышц.

Физкультура и костная  система

Костная система, как и  все другие системы организма, реагирует  на уровень физической активности: на повышение физической нагрузки (давление на кость) увеличением костной массы (для распределения нагрузки на большее  количество костной ткани), на снижение - уменьшением костной массы.

Но для того, чтобы лучше  выяснить, что собой представляет костная ткань. Ведь кости – это  не только каркас обеспечивающий поддержку  мышц и внутренних органов. Это живой  орган, который как и другие органы развивается и меняется в течении всей жизни.

Костная ткань постоянно  обновляется. Этот процесс называется ремоделированием и заключается в постепенном удалении старой костной ткани и замещении ее новою осуществляется он следующим образом: остеокласты, клетки, разрушающие кость, растворяя минералы, образуют небольшие полости на поверхности костей. Затем остеобласты клетки, образующие костную ткань, начинают заполнять эти полости новой костной тканью до полного восстановления костных поверхностей. Ремоделирование является естественным, постоянным процессом, происходящим в здоровом организме. Это природный способ замены устаревшей костной ткани на новую в детстве и юности кости наращивают плотность, достигая в результате пиковой костной массы. Пиковая костная масса – специфический термин обозначающий такое состояние, при котором кости достигают своей максимальной плотности.

Пиковая костная масса  сохраняется несколько лет, а  затем здоровый человек начинает ежегодно терять в среднем около 1% общей костной массы. У женщин эти потери значительно возрастают после менопаузы и составляют 2-3% ежегодно.

С возрастом новая костная  ткань образуется все медленнее, а старая теряется все быстрее. В  результате этого кости истончаются, становятся хрупкими. Если скорость истончения костной ткани превышает возрастные нормы, это и называют остеопорозом.

Увеличению пиковой костной  массы и снижению потери костной  массы с возрастом способствует физическая активность, особенно те ее виды, которые направлены на нормализацию веса тела: ходьба, бег, танцы, бадминтон, кегли, городки, баскетбол, волейбол, футбол и так называемые резистентные упражнения. Они представляют собой упражнения по перемещению предметов или  веса собственного тела с использованием специальных тренажеров и гантелей, имеющихся в гимнастических залах  и направленных помимо укрепления костей на развитие мышечной силы и выносливости. Дома тренажеры и спортивные снаряды  могут быть с успехом заменены предметами домашнего обихода. Так, кувшины или бутылки с водой  могут использоваться вместо гантелей.

В дополнение к их действию на костную массу резистентные упражнения улучшают координацию движений, снижая риск падений, и помогают увеличить  и укрепить мышечную массу, которая  обеспечивает дополнительную защиту в  случае падения.

 

 

Список литературы:

1.  Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983.

2. Амосов Н.М. Раздумья  о здоровье. – Кемерово: Кемеровское  инженерное изд-во, 1981. – 176 с.

3.  Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья.

4.  Гайс И.А. Учитесь ходить быстро. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 110 с.

5.  Гилмор Г. Бег ради жизни. М, «Физкультура и спорт»,1969.

6.  Климов А.Н., Липовецкий Б.М.. Быть или не быть инфаркту. М, «Медицина»,1 981.

7. Орешник Ю.А. К здоровью  через физкультуру. М. «Медицина», 1989 г.

8. Решетников Г.С. Вам  за 40. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 55 с.

9. А. Колосков «Пешком  от инфаркта»/ журнал Физкультура  и спорт 2000 г. №5.

10. Е Мильнер «Бег и  лишние килограммы журнал» Физкультура  и спорт 2000 г. №6.

11.  Чазов Е.И. Сердце и ХХ век. М, «Педагогика», 1982.


Информация о работе Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов