Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:16, реферат
Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности.
1.Основные понятия и их краткая характеристика…………………….……….3
1.1. Физическая культура………………………………………………3
1.2. Спорт………………………………………………………………4
1.3. Физическое воспитание…………………………………………..4
1.4. Физическая подготовка…………………………………………..5
2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества…….6
3. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры……………9
4. ФК как учебная дисциплина……………………………………………..….16
5. Основные положения организации физического воспитания в вузе……..18
5.1. Распределение студентов по учебным отделениям…………18
5.2. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов …………………………………………………………..19
5.3. Контроль состояния здоровья студентов………….………..20
6. Список использованной литературы………………………………………...22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет – УЧЕБНО-НАУЧНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»
Кафедра «Физическая культура и спорт»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Физическая культура»
На тему: «Физическая культура
в общественной и профессиональной подготовке студентов»
студента 4 курса группы 41-ПБ
Денисовой К.Г.
Ведущий преподаватель:
Котьков Н.Н.
Орёл, 2012
Содержание
1.Основные понятия и их краткая характеристика…………………….……….3
1.1. Физическая культура………………………………………………3
1.2. Спорт………………………………………………………………4
1.3. Физическое воспитание…………………………………………..4
1.4. Физическая подготовка…………………………………………..5
2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества…….6
3. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры……………9
4. ФК как учебная дисциплина……………………………………………..…
5. Основные положения организации физического воспитания в вузе……..18
5.1. Распределение студентов по учебным отделениям…………18
5.2. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов …………………………………………………………..19
5.3. Контроль состояния здоровья студентов………….………..20
6. Список использованной литературы………………………………………...22
1. Основные понятия и их краткая характеристика
1.1. Физическая культура
Физическая культура как
учебная дисциплина хорошо знакома
большинству студентов с
Ученые, изучавшие понятие
физическая культура склоняются к единодушному
мнению, что среди комплекса причин
становления физической культуры следует
признать ведущей объективную
Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Дословно переводится
с английского языка как
Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.
Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.), либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительная особенность физического воспитания, заключается, прежде всего, в том, что процесс, направлен на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, которые определяют физическую работоспособность. Отметим, что ФВ один из эффективных инструментов воспитания личности.
Физическое воспитания – процесс, направленный на воспитания личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и навыков в области ФКиС в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.
Великий русский физиолог
И.М. Сеченов писал, что основу любой
деятельности человека составляет двигательная
деятельность. Процесс физической подготовки
позволяет сделать эту
Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка направлена на создание фундамента общей или неспецифической адаптации к успеху в самых различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка направлена достижение успеха применительно к особенностям какой-либо специальной деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации.
Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом его деятельности и социально-демографических характеристик.
Для современного общества ФКиС являются важной частью общей культуры человечества. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности не связанной с ФКиС.
Известный историк Ласло Кун, анализируя предпосылки возникновение ФКиС, писал, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека как главной производительной силы.
При подготовке к охоте древние люди совершали ритуальные обряды, имитировали действия охотника в беге, лазании, метании стрельбе. Через некоторое время они установили связь между подготовкой к охоте и её результатом. Вычленение подготовки, как специфической деятельности и является началом возникновения физической культуры.
За время развития человеческой цивилизации ФКиС приобрела новые функции. Под функциями ФКиС понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Специалисты по психологии, физиологии отмечают, что занятия ФКиС позволяют как никакая другая деятельность формировать психические качества и свойства личности. В ряде исследований отмечается, что спортсмены легче общаются в коллективе, быстрее договариваются при решении спорных проблем. Известный специалист по психологии И.П. Волков пишет, что такие качества, как дружелюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, формируемые в спорте, нужны человеку в его трудовой жизни. А такие психомоторные свойства, как быстрота реакции, выносливость, концентрация внимания и др., выявляемые у спортсменов, являются необходимыми свойствами для успешной профессиональной адаптации в ряде современных профессий – оператора, диспетчера, летчика и т.д.
ФКиС присущи следующие общекультурные и социальные функции: воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др.
Воспитание человека
Известно, что ФК формирует физические (сила, быстрота, выносливость и т.д.) и психические качества (воля, смелость и решительность, трудолюбие); гуманистические убеждения (свободу, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности); социальную активность (капитан, физорг и т.д.).
Образование человека
Образование – это процесс
овладения знаниями, умениями и навыками.
В процессе занятий человек овладевает
знаниями, умениями и навыками, которые
создают возможности для
Оздоровление человека
Движения издревле, считались
эффективным средством
Большинство зарубежных специалистов
считают, что в современном обществе
спорт выполняет следующие
· обеспечение потребностей личности (проведение свободного времени, развлечение, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т.п.);
· поддержание здоровья нации и восприятие спорта прежде всего как превентивного и профилактического средства от многих неинфекционных заболеваний;
· утверждение и укрепление положительного имиджа и национального престижа страны путем успешного выступления спортсменов на различных международных соревнованиях (политическая функция);
· воспитания населения в духе господствующей в обществе идеологии (идеологическая функция);
· объединения нации и поддержание общественного порядка (социальная функция);
· улучшение международных отношений и укрепление дружбы между народами (международная функция);
· защита отечества и укрепление обороноспособности (военная функция);
· повышение производительности труда, укрепление дисциплины и снижение заболеваемости в организациях и учреждениях (экономическая функция) и т.д.
В словосочетании физическая
культура присутствует понятие «культура».
Традиционно принято считать, что
это понятие включает все то, что
противопоставляется слову «
Рассматривая ценности ФК, современные ученые выделяют два уровня ценностей: общественный и личностный.
К общественным ценностям ФК относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, мобилизационные и интенционные ценности.
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.
К ценностям двигательного характера, следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе ФВ и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.
Под ценностями технологий формирования физической культуры понимают, различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки.
Интенционными ценностями ФК являются, сформированность общественного мнения, престижность ФКиС в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей ФК. В эту же группу входят установки людей, на занятия физическими упражнениями и спортом.
К мобилизационным ценностям ФКиС относят, воспитываемые в процессе занятий, способность к рациональной организации бюджета своего времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и поражение. Эти ценности помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях.
Информация о работе Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов