Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:16, реферат

Описание работы

Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности.

Содержание работы

1.Основные понятия и их краткая характеристика…………………….……….3
1.1. Физическая культура………………………………………………3
1.2. Спорт………………………………………………………………4
1.3. Физическое воспитание…………………………………………..4
1.4. Физическая подготовка…………………………………………..5
2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества…….6
3. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры……………9
4. ФК как учебная дисциплина……………………………………………..….16
5. Основные положения организации физического воспитания в вузе……..18
5.1. Распределение студентов по учебным отделениям…………18
5.2. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов …………………………………………………………..19
5.3. Контроль состояния здоровья студентов………….………..20
6. Список использованной литературы………………………………………...22

Файлы: 1 файл

реферат физ-ра.docx

— 46.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ университет  – УЧЕБНО-НАУЧНО - ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

 

Кафедра «Физическая культура и  спорт»

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Физическая культура»

 

 

На тему: «Физическая культура

в общественной и профессиональной подготовке студентов»

 

 

студента 4 курса группы 41-ПБ

Денисовой К.Г.

Ведущий преподаватель:

Котьков Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Орёл, 2012

 

Содержание

1.Основные понятия и их краткая характеристика…………………….……….3

     1.1.   Физическая культура………………………………………………3

     1.2. Спорт………………………………………………………………4

     1.3. Физическое воспитание…………………………………………..4

     1.4. Физическая подготовка…………………………………………..5

2.     Физическая культура и спорт как социальные феномены общества…….6

3.     Физическая культура как часть общечеловеческой культуры……………9

4.     ФК как учебная дисциплина……………………………………………..….16

5.     Основные положения организации физического воспитания в вузе……..18

      5.1.          Распределение студентов по учебным отделениям…………18

       5.2.          Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов …………………………………………………………..19

      5.3.          Контроль состояния здоровья студентов………….………..20

6. Список использованной литературы………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Основные понятия и их краткая характеристика

 

   1.1.   Физическая культура

Физическая культура как  учебная дисциплина хорошо  знакома  большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе  её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности.

Ученые, изучавшие понятие  физическая культура склоняются к единодушному мнению, что среди комплекса причин становления физической культуры следует  признать ведущей объективную необходимость  подготовки подрастающих и взрослых поколений к жизненной практике. Главными формами которой, во многом определяющими сам факт существования  человека как социально биологического существа, были и остаются трудовая профессиональная и оборонная деятельность.

Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.  

 

 

 

    1. Спорт

 

Дословно переводится  с английского языка как развлечение. Является частью физической культуры. Существует ряд понятий: «массовый  спорт» или «спорт для всех», «спорт высших достижений». Эти понятия  существенно отличаются между собой. Объединяет их соперничество. Исследователи  отмечают, что спортивные соревнования – это игровое, гуманистически ориентированное  соперничество. По отношению к соревновательным ситуациям в реальной жизни, спортивное соревнование выступает как гуманная модель.

Спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.  

 

    1. Физическое воспитание

 

Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса (направляющая роль педагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.), либо осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительная особенность физического воспитания,  заключается, прежде всего, в том, что процесс, направлен на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, которые определяют физическую работоспособность. Отметим, что ФВ один из эффективных инструментов воспитания личности.

Физическое воспитания – процесс, направленный на воспитания личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и навыков в области ФКиС в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры.

    1. Физическая подготовка

 

Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал, что основу любой  деятельности человека составляет двигательная деятельность. Процесс физической подготовки позволяет сделать эту деятельность более совершенной. У физиологов существует выражение «Функция рождает  орган». В основе ФП лежит процесс  тренировки или адаптации органов  и систем организма человека, повышение  их функциональных возможностей, развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), улучшение  способности координировать движения и волевые качества.

Различают общую и специальную  физическую подготовку. Общая физическая подготовка направлена на создание фундамента общей или неспецифической адаптации к успеху в самых различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка направлена достижение успеха применительно к особенностям какой-либо специальной деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объекта углубленной специализации.

Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом его деятельности и социально-демографических характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

 

Для современного общества ФКиС являются важной частью общей  культуры человечества. Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности не связанной с ФКиС.

Известный историк Ласло Кун, анализируя предпосылки возникновение ФКиС, писал, что человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого человеческого тела, организма человека как главной производительной силы.

При подготовке к охоте  древние люди совершали ритуальные обряды,  имитировали действия охотника в беге, лазании, метании стрельбе. Через некоторое время они  установили связь между подготовкой  к охоте и её результатом.  Вычленение подготовки, как специфической деятельности и является началом возникновения  физической культуры.

За время развития человеческой цивилизации ФКиС приобрела новые функции. Под функциями ФКиС понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Специалисты по психологии, физиологии отмечают, что занятия  ФКиС позволяют как никакая другая деятельность формировать психические  качества и свойства личности. В  ряде исследований отмечается, что  спортсмены легче общаются в коллективе, быстрее договариваются при решении  спорных проблем. Известный специалист по психологии И.П. Волков пишет, что  такие качества, как дружелюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, формируемые  в спорте, нужны человеку в его  трудовой жизни. А такие психомоторные  свойства,  как быстрота реакции, выносливость, концентрация внимания и др., выявляемые у спортсменов, являются необходимыми свойствами для  успешной профессиональной адаптации в ряде современных профессий – оператора, диспетчера, летчика и т.д.

ФКиС присущи следующие  общекультурные и социальные функции: воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др.

 Воспитание человека

Известно, что ФК формирует физические (сила, быстрота, выносливость и т.д.) и психические качества (воля, смелость и решительность, трудолюбие); гуманистические убеждения (свободу, достоинство, творчество, разностороннее и гармоничное развитие личности); социальную активность (капитан, физорг и т.д.).

Образование человека

Образование – это процесс  овладения знаниями, умениями и навыками. В процессе занятий человек овладевает знаниями, умениями и навыками, которые  создают возможности для развития личности.

Оздоровление  человека

Движения издревле, считались  эффективным средством оздоровления. Сейчас, широкую известность получила валеология, рассматривающая средства ФКиС как инструмент оздоровления. Физические упражнения, солнце, воздух и вода, применяемые систематически и дозировано, являются эффективным  средством укрепления и поддержания  здоровья здоровых людей и лечения  ослабленных. Часто, лечение средствами ФКиС называют реабилитацией или (восстановлением).

Большинство зарубежных специалистов считают, что в современном обществе спорт выполняет следующие функции:

·        обеспечение потребностей личности (проведение свободного времени, развлечение, преодоление вредных привычек, отвлечение от различных проблем и т.п.);

·        поддержание здоровья нации и восприятие спорта прежде всего как превентивного и профилактического средства от многих неинфекционных заболеваний;

·        утверждение и укрепление положительного имиджа и национального престижа страны путем успешного выступления спортсменов на различных международных соревнованиях (политическая функция);

·        воспитания населения в духе господствующей в обществе идеологии (идеологическая функция);

·        объединения нации и поддержание общественного порядка (социальная функция);

·        улучшение международных отношений и укрепление дружбы между народами (международная функция);

·        защита отечества и укрепление обороноспособности (военная функция);

·        повышение производительности труда, укрепление дисциплины и снижение заболеваемости в организациях и учреждениях (экономическая функция) и т.д.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры

 

В словосочетании физическая культура присутствует понятие «культура». Традиционно принято считать, что  это понятие включает все то, что  противопоставляется слову «природа». Социологи, при рассмотрении понятия  культура определяют его через понятие  «ценности». Социальные явления, которые  социальный субъект (индивид, социальная группа или общество в целом) оценивает  позитивно, рассматривает как значимые, полезные, привлекательные, а потому поддерживает, сохраняет, передает из поколения в поколение, выступают  для него как ценности. Ориентация (установка) людей на определенные ценности называют ценностными ориентациями (ориентация по франц. установка). Различают три вида ценностей: декларативные, эмоциональные и реальные. Поэтому, понятие культура может характеризовать деятельность социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) по созданию, освоению и потреблению сложного и многообразного мира ценностей.

Рассматривая ценности ФК, современные ученые выделяют два  уровня ценностей: общественный и личностный.

К общественным ценностям ФК относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, мобилизационные и интенционные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера, следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе ФВ и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.

Под ценностями технологий формирования физической культуры понимают, различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки.

Интенционными ценностями ФК являются, сформированность общественного мнения, престижность ФКиС в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей ФК. В эту же группу входят установки людей, на занятия физическими упражнениями и спортом.

К мобилизационным ценностям ФКиС относят, воспитываемые в процессе занятий, способность к рациональной организации бюджета своего времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и поражение. Эти ценности помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях.

Информация о работе Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов