Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:16, реферат
Физическая культура как учебная дисциплина хорошо знакома большинству студентов с детства. В то же время в высшей школе её назначение как учебной дисциплины определено тем, что вклад физкультурного образования в общее высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. А также в овладении всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности.
1.Основные понятия и их краткая характеристика…………………….……….3
1.1. Физическая культура………………………………………………3
1.2. Спорт………………………………………………………………4
1.3. Физическое воспитание…………………………………………..4
1.4. Физическая подготовка…………………………………………..5
2. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества…….6
3. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры……………9
4. ФК как учебная дисциплина……………………………………………..….16
5. Основные положения организации физического воспитания в вузе……..18
5.1. Распределение студентов по учебным отделениям…………18
5.2. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов …………………………………………………………..19
5.3. Контроль состояния здоровья студентов………….………..20
6. Список использованной литературы………………………………………...22
Личностный уровень освоения ценностей ФКиС определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью.
Исходя из этого можно сформулировать следующее определение понятия "физическая культура личности". Это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.
Ученые выделяют несколько уровней физической культуры личности:
1. Ситуативный, при котором отмечается отсутствие специальных знаний и интеллектуальных способностей, представлений о социально-духовных ценностях физической культуры. Физическое совершенство характеризуется низким уровнем физического развития и несоответствием физической подготовленности возрастному эталону, отдельным индивидуальным особенностям. В целом отсутствует положительное отношение к освоению ценностей физической культуры ….
2. Начальной грамотности характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и другими видами физкультурной деятельности… Осваиваются отдельные простейшие элементы физической культуры (выполнение утренней зарядки, закаливающих процедур, развитие определенных физических качеств, двигательных умений и навыков и т. д.), которые можно рассматривать как формы гигиенической физической культуры и попытки физического самосовершенствования. Физическое совершенство характеризуется удовлетворительным уровнем физического развития и подготовленности… Приобщение к организованной групповой оздоровительной и спортивной деятельности становится реальностью, отмечаются попытки систематизации деятельности.
3. Уровень образованности отражает познание существенных положений физической культуры и ее социально-духовных ценностей. Отмечаются интеллектуальные способности и эрудированность. Физическое совершенство характеризуется хорошей степенью физического развития и подготовленности, соответствующей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Как правило, физическое самосовершенствование и организованные групповые формы занятий становятся нормой.
4. Творческий уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования физической культуры, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Познавательные интересы в области физической культуры включены в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов. Физическое совершенство характеризуется высокой степенью физического развития и подготовленности, соответствующей возрастному эталону, индивидуальным особенностям или спортивным достижениям. Физическое самообразование и физическое самосовершенствование приобретают системность и творческую основу.
Приведенные выше уровни физической культуры личности, косвенно можно оценить по отношению студентов к занятиям ФКиС. Наиболее широко такие исследования проводились научными коллективами под руководством Л.И. Лубышевой (респондентами выступали студенты сибирских вузов) и М.Я. Виленским (респондентами выступали студенты педагогических вузов Москвы).
Считается, что у нас
в стране ФКиС занимается 5 – 10% населения.
В наиболее экономически развитых странах
количество занимающихся составляет от
40 до 60% населения. Концепция развития
ФКиС в стране предполагает активное
привлечение студентов к
Обратимся к данным, полученным 5 – 7 лет назад и попытаемся выяснить роль побудительных факторов, активизирующих спортивную деятельность студента, определить, что же движет им: чувство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потребность или необходимость выполнить норматив учебной программы и получить зачет.
Таблица 1
Отношение студентов разного пола к физкультурно-спортивной деятельности, %
Отношение к физкультурно-спортивной деятельности |
Пол студентов |
Все студенты | |
Женщины |
мужчины | ||
Занимаются систематически |
36,9 |
12,9 |
21,8 |
Занимаются эпизодически |
44,5 |
53,5 |
50,1 |
Не занимаются в свободное время |
18,6 |
33,9 |
28,1 |
Автор отмечает, что в
целом лишь у 15,1% студентов длительность
и регулярность занятий отвечает
требованиям рационального
Таблица 2
Отношение студентов к социальной значимости физической культуры, %
Физическая культура –
необходимый элемент общей |
Пол студентов
|
Все студенты | |
мужчины |
женщины | ||
Да |
73,3 |
72,9 |
73,2 |
Нет |
12,5 |
6,6 |
8,8 |
Затрудняюсь ответить |
10,1 |
18,5 |
15,3 |
Нет ответов |
4,1 |
2,0 |
1,7 |
Результаты данного опроса показывают, что 73,2% студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая её важнейшим элементом общей культуры человека.
Важным представляется рассмотрение причин, препятствующих физкультурно-спортивной деятельностью студентов. Студенты университета выделяют несколько: недостаток времени, удаленность от мест занятий, усталость от учебы и другие. Изучение отрицательных мотивов показывает, что наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени – 48,3% опрошенных студентов отметили этот фактор.
В тоже время большинство
социологов, исследовавших бюджет свободного
времени студентов, утверждают о
наличии значительного
Таблица 3
Причины, препятствующие занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных вузов, %
Причины, препятствующие занятий физкультурно-спортивной деятельностью студентов различных вузов |
Профиль вуза |
Все студенты | ||
гуманитарные |
технические |
смешанные | ||
Недостаток времени |
41,9 |
55,8 |
47,6 |
48,3 |
Недостаток физкультурных знаний в организации самостоятельных занятий |
11,6 |
6,5 |
13,2 |
10,2 |
Недостаток инвентаря и спортивной формы |
7,0 |
8,8 |
7,8 |
7,8 |
Отсутствие выбора вида спорта |
5,5 |
6,6 |
9,3 |
7,0 |
Слабая организация массовой
физкультурно-оздоровительной |
7,3 |
3,9 |
3,5 |
5,0 |
О причинах не задумывался |
26,7 |
13,0 |
18,2 |
19,6 |
Нет ответа |
- |
5,2 |
0,4 |
2,1 |
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, учебная дисциплина ФК преподается в высших учебных заведениях в объеме 408 часов с 1-го по 4-й курс.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Учебная дисциплина ФК включает
в качестве обязательного минимума
следующие дидактические
· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
· социально-биологические основы физической культуры;
· основы здорового образа и стиля жизни;
· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы программы:
· теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношений к физической культуре;
· практический, состоящий из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности, и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности;
· контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
Профессиональная
5. Основные положения
организации физического
5.1. Распределение студентов по учебным отделениям
Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное и спортивное.
Распределение в учебные отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов студента.
В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам.
В специальное отделение
зачисляются студенты, отнесенные по
данным медицинского обследования в
специальную медицинскую
Студенты, освобожденные
по состоянию здоровья от практических
занятий на длительный срок, зачисляются
в специальное учебное
В спортивное учебное отделение, зачисляются студенты имеющие спортивные разряды по видам спорта, показавшие хорошую физическую подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе.
Студенты спортивного
отделения выполняют
Перевод студентов из одного
учебного отделения в другое, осуществляется
по их желанию только после успешного
окончания семестра или учебного
года. Перевод студентов в
5.2. Учебные и внеучебные формы физического воспитания студентов
Физическое воспитание студентов осуществляется с использованием разнообразных форм учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе.
Учебные занятия проводятся в форме:
- теоретических, практических, контрольных;
- элективных практических занятий (по выбору);
- индивидуальных и
индивидуально-групповых
Информация о работе Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов