Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:29, реферат
В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Использование новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению аспирантуре.
Квалификация «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовке
1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи
2. Методические основы производственной физической культуры
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК
4. Производственная физическая культура в рабочее время
5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
6. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив
ФГОУ СПО
Петрозаводский автотранспортный техникум
Реферат на тему:
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Работу выполнила
Студентка гр. 1-ЭБ-1У
Кунцевич Инна
Содержание:
1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи
2. Методические основы
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК
4. Производственная физическая культура в рабочее время
5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
6. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив
1. Производственная физическая культура и её цели.
В основах законодательства Российской
Федерации физическая культура студентов
определяется в качестве одного из
основополагающих направлений высшего
гуманитарного образования. Использование
новых концептуальных подходов предполагает
поэтапное, трехуровневое обучение
специалистов уровень бакалавра
и магистра предполагает обучение на
массовых ступенях высшего образования,
а более высокий уровень
Квалификация «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовке. Бакалавр обязан понимать:
· роль физической культуры в развитии человека;
· ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни;
· владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развития психофизических способностей и качеств.
Вторая ступень профессионального обучения на степень «магистра» (мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое обучение. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовке.
Третья ступень предполагает дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре на основе магистерской степени высшего духовно-творческого уровня осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.
Использование средств физической культуры для повышения и поддержания профессиональной работоспособности всегда было и будет тесно связано с условиями и характером труда.
Вопросы повышения профессионального мастерства средствами физического воспитания более подробно можно рассмотреть в процессе производственной физической культуры (ПФК).
Производственная физическая культура – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.
Заниматься ПФК можно как
в рабочее, так и в свободное
время. При неблагоприятных условиях
труда (повышенная запыленность, загазованность)
мероприятия ПФК могут
Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.
2. Методические
основы производственной
Основы производственной
физической культуры – теория активного
отдыха. Великий ученый И.М. Сеченов
показал, что для организма наиболее
благоприятен такой режим работы,
когда происходит смена нагрузки,
перемена усилий и групп работающих
мышц. Он экспериментально доказал, что
работоспособность
В трудах другого великого
русского физиолога И.П. Павлова
мы находим объяснения того, как
устойчивая работоспособность зависит
от правильного чередования
Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки - умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.
Итак, методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:
· чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;
· чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;
· чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК
Производственная физическая культура проявляется в различных формах:
· в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально-прикладной, физической подготовки;
· в свободное время в форме оздоровительно-
Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как индивидуально, так и в группах.
При выборе методов и средств важно учитывать условия труда и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме того, необходимо принять во внимание такие факторы, как рабочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность отдельных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные и профилактические упражнения рекомендуется проводить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в неудобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе. Соответственно подбираются и конкретные упражнения по «контрастному» методу.
На подбор методов и средств ПФК оказывает влияние динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него - необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств ПФК.
4. Производственная физическая культура в рабочее время
В рабочее время ПФК
реализуется через
В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.
Производственная гимнастика
Производственная гимнастика
- это комплексы специальных
Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.
При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:
1) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);
2) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);
3) характер трудовой деятельности
(нагрузка на органы чувств, психическая
и нервно-мышечная нагрузка, сложность
и интенсивность мыслительных
процессов, эмоциональная
4) степень и характер
усталости по субъективным
5) возможные отклонения
в здоровье, требующие индивидуального
подхода при составлении
6) санитарно-гигиеническое
состояние места занятий (
Вводная гимнастика. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5-7 мин.
Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.
В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.
В зависимости от технологии
и организации профессиональной
деятельности вводная гимнастика может
проводиться непосредственно
Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.
Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.
При обычном 7-8-часовом рабочем
дне с часовым обеденным
Физкультурная пауза при
благоприятных санитарно-
Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.
Физкультминутки с успехом
применяются, когда по условиям организации
труда и его технологии невозможно
сделать организованный перерыв
для активного отдыха, т.е. в тех
случаях, когда нельзя останавливать
оборудование, нарушать общий ритм
работы, отвлекать надолго внимание
работающего. Физкультминутка может
быть использована в индивидуальном
порядке непосредственно на рабочем
месте. Работающий человек имеет
возможность выполнять
Физкультминутки можно проводить
в любых условиях, даже там, где
по санитарно-гигиеническим
5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста