Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Использование новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению аспирантуре.
Квалификация «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовке

Содержание работы

1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи
2. Методические основы производственной физической культуры
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК
4. Производственная физическая культура в рабочее время
5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей
6. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 34.07 Кб (Скачать файл)

                          

 

 

ФГОУ  СПО

Петрозаводский  автотранспортный техникум

 

 

 

 

Реферат на тему:

Физическая  культура в профессиональной деятельности специалиста

 

 

 

 

Работу  выполнила

Студентка гр. 1-ЭБ-1У

Кунцевич Инна

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1. Производственная физическая  культура, ее цель и задачи

2. Методические основы производственной  физической культуры

3. Влияние условий труда и  быта специалиста на выбор  форм, методов и средств ПФК

4. Производственная физическая  культура в рабочее время

5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей

6. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в производственный коллектив

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Производственная  физическая культура и её цели.

В основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов  определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего  гуманитарного образования. Использование  новых концептуальных подходов предполагает поэтапное, трехуровневое обучение специалистов уровень бакалавра  и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует  обучению аспирантуре.

Квалификация «бакалавр» (от латинского корня – первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовке. Бакалавр обязан понимать:

·  роль физической культуры в развитии человека;

·  ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни;

·  владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развития психофизических способностей и качеств.

Вторая ступень профессионального обучения на степень «магистра» (мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое обучение. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовке.

Третья ступень предполагает дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре на основе магистерской степени высшего духовно-творческого уровня осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.

Использование средств физической культуры для повышения и поддержания  профессиональной работоспособности  всегда было и будет тесно связано  с условиями и характером труда.

Вопросы повышения профессионального  мастерства средствами физического  воспитания более подробно можно  рассмотреть в процессе производственной физической культуры (ПФК).

Производственная физическая культура – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как  в рабочее, так и в свободное  время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

2. Методические  основы производственной физической  культуры 

Основы производственной физической культуры – теория активного  отдыха. Великий ученый И.М. Сеченов  показал, что для организма наиболее благоприятен такой режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что  работоспособность восстанавливается  быстрее и полнее не в состоянии  покоя или пассивного отдыха, а  в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются  другими, неутомленными частями  тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются  процессы восстановления и их работоспособность  повышается.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова  мы находим объяснения того, как  устойчивая работоспособность зависит  от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в  этом процессе.

Методическое обеспечение  производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки - умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

Итак, методика ПФК находится  в зависимости от характера и  содержания труда и имеет «контрастный»  характер:

·        чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

·        чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

·        чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК. 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Влияние условий  труда и быта специалиста на  выбор форм, методов и средств  ПФК 

Производственная физическая культура проявляется в различных  формах:

·        в рабочее время в форме производственной гимнастики и профессионально-прикладной, физической подготовки;

·        в свободное время в форме оздоровительно-восстановительных процедур, оздоровительно-профилактических физических упражнений, занятий в спортивных секциях и при необходимости – профессионально-прикладной физической подготовке к отдельным профессиональным видам работ.

Занятия в любых формах ПФК могут проводиться как  индивидуально, так и в группах.

При выборе методов и средств  важно учитывать условия труда  и технологические особенности, воздействующие на трудовой процесс. Кроме  того, необходимо принять во внимание такие факторы, как рабочая поза, разнообразие рабочих движений, загруженность  отдельных функциональных систем. Например, при рабочей позе стоя восстановительные  и  профилактические упражнения рекомендуется проводить в положении сидя или лежа. При рабочей позе сидя или в неудобных позах упражнения проводятся стоя в свободной позе. Соответственно подбираются и конкретные упражнения по «контрастному» методу.

На подбор методов и  средств ПФК оказывает влияние  динамика, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца или года. В случаях значительного переутомления человека метод активного отдыха менее эффективен, чем пассивный отдых. Поэтому оценка степени рабочего утомления в течение рабочего времени или после него - необходимое условие для подбора оптимальных методов и средств ПФК. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Производственная  физическая культура в рабочее  время 

В рабочее время ПФК  реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев  включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

В особых случаях для некоторых  специалистов даже в рабочее время  могут быть организованы занятия  по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

Производственная  гимнастика 

Производственная гимнастика - это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с  целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная  минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1)  рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

2)  рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая  и нервно-мышечная нагрузка, сложность  и интенсивность мыслительных  процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость  движений, монотонность труда);

4) степень и характер  усталости по субъективным показателям  (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

5) возможные отклонения  в здоровье, требующие индивидуального  подхода при составлении комплексов  производственной гимнастики;

6) санитарно-гигиеническое  состояние места занятий (обычно  комплексы проводятся на рабочих местах).

Вводная гимнастика. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5-7 мин.

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной  гимнастики следует использовать специальные  упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым  во время работы, имитируют их.

В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может  проводиться непосредственно перед  началом рабочего времени или  может быть включена в это время.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин.

Место физкультурной паузы  и количество повторений зависит  от продолжительности рабочего дня  и динамики работоспособности.

При обычном 7-8-часовом рабочем  дне с часовым обеденным перерывом  при «классической» кривой изменения  работоспособности рекомендуется  проводить две физкультурные  паузы: через 2-2,5 ч после начала работы и за 1-1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы  подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности  труда.

Физкультурная пауза при  благоприятных санитарно-гигиенических  условиях может проводиться на рабочих  местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических  условий) проводить физкультпаузу  невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование  ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2-3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.

Физкультминутки с успехом  применяются, когда по условиям организации  труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв  для активного отдыха, т.е. в тех  случаях, когда нельзя останавливать  оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может  быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем  месте. Работающий человек имеет  возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает  потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Физкультминутки можно проводить  в любых условиях, даже там, где  по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной  паузы.

 

 

 

 

5. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей

Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста