Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 11:23, реферат
Суть основных задач,решаемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП),студентов-экономистов заключается в том, чтобы:
1) пополнить иусовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков ифизкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избраннойпрофессиональной деятельности;
Введение...................................................................................................................3-5
1.Сущность профессионально-прикладной физической подготовки….............6
1.1Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость..........................................................................................................6-9
1.2Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки...............................................................................................................9-10
1.3Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения.............10-15
1.4Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов по избранным направлениям.............................................................15-18
2.Средства и методические основы построения профессионально-прикладной физической подготовки........................................................................................18-20
2.1Особенности состава средств профессионально-прикладной физической подготовки.............................................................................................................20-25
2.2Основные черты методики и формы построения занятий в профессионально-прикладной физической подготовке...................................................................25-27
2.3Подвижные игры: организация и методические основы проведения........27-28
Заключение...............................................................................................................28
Список использованных источников.....................................................................29
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Пензенский государственный технологический университет»
Факультет «Физической культуры»
Кафедра «Физическая культура»
Реферат на тему: :
«Физическая культура в профессиональной
деятельности бакалавра и специалиста »
Выполнила:
студентка группы 13ЭМ1б
Васина Александра
Проверил:
преподаватель Накарякова
Введение......................
1.Сущность профессионально-прикладной физической подготовки….............6
1.1Цели, задачи профессионально-прикладной
физической подготовки и её необходимость.................
1.2Педагогические основы профессионально-прикладной
физической подготовки....................
1.3Требования к физической подготовленности трудящихся в различных сферах современного профессионального труда и тенденции их изменения.............10-15
1.4Особенности профессионально-прикладной
физической подготовки студентов по избранным
направлениям..................
2.Средства и методические основы
построения профессионально-прикладной
физической подготовки....................
2.1Особенности состава средств
профессионально-прикладной физической
подготовки....................
2.2Основные черты методики и формы
построения занятий в профессионально-прикладной
физической подготовке....................
2.3Подвижные игры: организация и методические основы проведения........27-28
Заключение....................
Список использованных источников....................
Общественное значениепрофессионально-
В процессе умственноготруда наиболее типичным является рабочее положение, сидя за столом. В таком,многократно согнутом в различных суставах ног, рук, туловища и шеи, положении,с несколько наклоненными вперед головой и туловищем — кровь распределяется поорганам и тканям очень неравномерно — могут проявляться неблагоприятныезастойные явления в мозге, брюшной полости, полости таза, в ногах.
Многие мышечные группыпри этом испытывают длительные и однообразные статические напряжения, особенномышцы шеи и поясницы. В результате такого длительного, специфическинаклоненного положения тела у работников умственного труда (экономистов,бухгалтеров, менеджеров), не занимающихся физкультурой и спортом,вырабатывается поверхностное дыхание, уменьшается жизненная емкость легких,нарушается осанка, дряхлеют мышцы скелета, понижается обмен веществ. Ухудшениесостояния здоровья студентов вызывает большое беспокойство. Научно-техническийпрогресс привел к изменению условий жизни человека. Как результат — возниклиболезни цивилизации, куда входят наркомания, алкоголизм, курение (особеннодевушек — будущих матерей), СПИД, злокачественные и эндокринные заболевания,снижение функциональных резервов и сопротивляемости к болезням, рождениеослабленного потомства.
Студенты, просидевшие6-8 часов за партой, отдают преимущества компьютерным играм, просмотрутелепередач, видеофильмов и т.д., и мало кто ведет активный здоровый образжизни. Система рыночных отношений требует конкурентно-способных специалистов,имеющих не только специальные знания и умения, но и высокий уровеньработоспособности. Профессионально подготовленный, но не здоровый специалист неможет быть востребованным к конкретной деятельности. В службах отделов кадровпоявляются специалисты-психологи по профпригодности и профотбору, способные повнешним признакам, телосложению, определить уровень соответствия иработоспособность, готовность к активной трудовой деятельности.
Суть основных задач,решаемых в процессе профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП),студентов-экономистов заключается в том, чтобы:
1) пополнить иусовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков ифизкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избраннойпрофессиональной деятельности;
2) интенсифицироватьразвитие профессионально важных физических качеств и непосредственно связанныхс ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровнядееспособности;
3) повысить степеньрезистентности организма по отношению к неблагоприятным воздействиям условийсреды, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению егоадаптационных возможностей, сохранению и улучшению здоровья;
4) способствоватьуспешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональнойподготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств,характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающихего материальные и духовные ценности.
Эти задачи в каждомотдельном случае нужно конкретизировать применительно к специфике профессии иособенностям контингента занимающихся. Ясно также, что ППФП может бытьдостаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемымисоциальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовойдеятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельныхэтапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, аперманентно.
Первостепенную роль вих реализации играет полноценная общая физическая подготовка. На базесоздаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП.
Специализация еенеобходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональнойдеятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следуетзабывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннемугармоничному развитию человека.
Важным средствомформирования профессионально важных физических качеств и работоспособности вВУЗах является физическое воспитание, поскольку то, каким специалистом станетнынешний студент, зависит не только от того, насколько хорошо он учится, но иот умения владеть здоровыми жизненными навыками. Реально и без преувеличений,оценивая нынешний уровень здоровья студентов, можно сказать, что физическаякультура в плане сохранения и улучшения здоровья должна занимать вучебно-педагогическом процессе значительно весомое место, чем она занимаетсейчас. Практика показывает, что значительной части студентов вузовформирование навыков ведения здорового образа жизни имеет хаотичный характер.
В высших учебныхзаведениях на
занятиях по физическому воспитанию основное
внимание уделяетсяисключительно повышению
уровня общей физической и спортивно-
Учебные занятия пофизическому воспитанию должны решать вопросы физкультурного образования ивоспитания, знакомить студента с элементами психофизического тренинга,учитывать специфику обучения и будущую профессиональную деятельность, изучатьразносторонние психологические аспекты, связанные с умением преодолеватьстрессовые ситуации. Важная задача при подготовке специалистов экономическойсферы -активизировать их познавательную деятельность в процессе обучения, а этоозначает, прежде всего, развивать их мышление. Много примеров подтверждают, чтовыпускники вузов, которые активно занимались во время обучения физическойкультурой и спортом, успешно трудятся в сложных условиях предприятий.
Однако некоторые фактысвидетельствуют о том, что не в полной мере используются все возможностифизического воспитания в решении задач подготовки студентов квысокопродуктивному труду.
Исходя из того, что насовременном уровне развития национальной экономики постоянно повышается рольработников экономической сферы, требования к их подготовке в системе высшихучебных заведений постоянно растут. В связи с этим главную задачу всегоучебного процесса по физическому воспитанию мы видим в обучении работниковэкономической сферы и студентов-экономистов специальным знаниям здоровогообраза жизни и формирование у них практических навыков по профессиональнойприкладной подготовке.
1. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки
1.1 Цели, задачи профессионально-прикладной физической подготовки и её необходимость
Принцип органическойсвязи физического воспитания с практикой трудовой деятельности наиболееконкретно воплощается в профессионально-прикладной физической подготовке. Хотяэтот принцип распространяется на всю социальную систему физического воспитания,именно в профессионально-прикладной физической подготовке он находит своеспецифическое выражение. В качестве своеобразной разновидности физическоговоспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собойпедагогически направленный процесс обеспечения специализированной физическойподготовленности к избранной профессиональной деятельности. Иначе говоря, это всвоей основе процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профессиональнополезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственносвязанных с ними способностей, от которых прямо или косвенно зависитпрофессиональная дееспособность.
Известно, чторезультативность многих видов профессионального труда существенно зависит,кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемойпредварительно путем систематических занятий физическими упражнениями,адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым кфункциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ееусловиями. Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихсяпредставлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического иобщего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, озакономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хроническойадаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности,взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемыхв процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этихзакономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидностифизического воспитания — профессионально-прикладной физической подготовки(далее сокращенно — ППФП).
Начало ее формированияв качестве профилированного направления и вида физического воспитанияприменительно к нуждам социалистического производства у нас в стране относитсяк 30-м годам. Значительную роль в этом сыграло постановление Президиума ЦИКСССР от 1 апреля 1930 г., где предусматривались серьезные государственные исоциальные меры по внедрению физической культуры в систему рационализации трудаи подготовки профессиональных кадров не только в утилитарных целях, но и вцелях содействия полноценному развитию и укреплению здоровья трудящихся.
С накоплениемположительного практического опыта и научно-исследовательских данных всоответствующих сферах сложилась целая профилированная отрасль физическойкультуры — профессионально-прикладная физическая культура, а педагогическинаправленный процесс использования ее факторов занял важное место в общейсистеме образования-воспитания подрастающего поколения и профессиональныхкадров (в виде ППФП). В настоящее время ППФП в нашей стране осуществляетсяпрежде всего в качестве одного из разделов обязательного курса физическоговоспитания в профессионально-технических училищах, средних специальных и высшихучебных заведениях, а также в системе научной организации труда в периодосновной, профессиональной деятельности трудящихся, когда это необходимо похарактеру и условиям труда.
Необходимость дальнейшегосовершенствования и внедрения ППФП в систему образования и сферупрофессионального труда определяется главным образом следующими причинами иобстоятельствами:
1) время, затрачиваемоена освоение современных практических профессий, и достижение профессиональногомастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностейорганизма, имеющих природную основу, от степени развития физическихспособностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных имдвигательных умений и навыков.
Не случайно, например,выпускники
ПТУ, прошедшие основательный курс ППФП.
зачастую получают болеевысокий профессионально-
2) производительностьдостаточно
многих видов профессионального труда,
несмотря на прогрессирующееубывание
доли грубых мышечных усилий в современном
материальном производстве,прямо или
косвенно продолжает быть обусловленной
физической дееспособностьюисполнителей
трудовых операций, причем не только в
сфере преимущественнофизического труда,
но и в ряде видов трудовой деятельности
смешанного(интеллектуально-
Информация о работе Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста