Физическая культура,становление осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:50, реферат

Описание работы

Значение физкультуры в жизни человека возросло в последние десятилетия.
Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического
труда на производстве и в быту.
Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний,
в том числе при помощи физических упражнений.
Необходимо повысить уровень знаний людей о здоровом образе жизни,
приблизить занятия физкультурой и спортом к месту жительства, сделать
более доступными для населения спортивные товары и научно-популярную
литературу о сохранении и укреплении здоровья при помощи физических
упражнений и закаливания.
Важной задачей и неотъемлемой частью физического воспитания является
научный подход к организации занятий.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретический обзор исследуемой проблемы.
1. 1.Влияние физических упражнений на организм человека.
1.2. Характеристика методов ЛФК.
1.3. Медико-социальный анализ
1.4. Оценка физического развития.
1.5. Факторы, влияющие на формирование осанки.
1.6. Отклонения в структуре осанки.
1.7. Двигательный режим для детей с нарушениями осанки.
Заключение.
Глава 2. Практическая часть.

Файлы: 1 файл

физра.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Глава 1. Теоретический  обзор исследуемой проблемы.

1. 1.Влияние физических упражнений на организм человека. 
 
1.2. Характеристика методов ЛФК. 
 
1.3. Медико-социальный анализ 
 
1.4. Оценка физического развития. 
 
1.5. Факторы, влияющие на формирование осанки. 
 
1.6. Отклонения в структуре осанки. 
 
1.7. Двигательный режим для детей с нарушениями осанки.

Заключение.

Глава 2. Практическая часть. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 
Значение физкультуры в жизни человека возросло в последние десятилетия. 
Это связано с тем, что в наше время резко сократилась доля физического 
труда на производстве и в быту. 
Поэтому сейчас остро встал вопрос о профилактике различных заболеваний, 
в том числе при помощи физических упражнений. 
Необходимо повысить уровень знаний людей о здоровом образе жизни, 
приблизить занятия физкультурой и спортом к месту жительства, сделать 
более доступными для населения спортивные товары и научно-популярную 
литературу о сохранении и укреплении здоровья при помощи физических 
упражнений и закаливания. 
Важной задачей и неотъемлемой частью физического воспитания является 
научный подход к организации занятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Глава 1 Теоретический обзор исследуемой проблемы. 
1.1. Влияние физических упражнений на организм человека. 
Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще С. П. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. 
Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют 
обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому 
физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии. 
Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. 
Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь 
воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. 
При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло. На что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ. 
Если же мышцы бездействуют – ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, 
дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни 
приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям 
человека. 
Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм 
человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям 
окружающей среды. Так, например, у физически тренированных лиц по 
сравнению с нетренированными, наблюдается лучшая переносимость 
кислородного голодания. Отмечена, высокая способность работать при 
повышении температуры тела свыше 38 0С во время физических напряжений. 
В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое 
место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций 
основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной системе, 
газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную 
перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. 
Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются 
работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество 
эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются 
функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая 
обработка и продвижение пищи по кишечнику. 
Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение 
различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и 
вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты 
между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма. 
Всякое заболевание, как известно, сопровождается нарушением функций и их компенсацией. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению 
регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими 
(“строительными”) материалами, что ускоряет выздоровление. 
При болезнях снижается общий тонус, в коре головного мозга усугубляются 
тормозные состояния. Физические же упражнения повышают общий тонус, 
стимулируют защитные силы организма. 
Существует теснейшая связь между деятельностью мышц и внутренних 
органов. Ученые установили, что это объясняется наличием 
нервно-висцеральных связей. Так, при раздражении нервных окончаний 
мышечно-суставной чувствительности импульсы поступают в нервные центры, регулирующие работу внутренних органов. Соответственно изменяется деятельность сердца, легких, почек и др., приспосабливаясь к запросам работающих мышц и всего организма. 
При применении физических упражнений, кроме нормализации реакций 
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, выздоравливающего к 
климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным 
заболеваниям, стрессам и т.д. Это происходит быстрее, если используются 
гимнастические упражнения, спортивные игры, закаливающие процедуры и пр. 
При многих заболеваниях правильно дозированные физические нагрузки 
замедляют развитие болезненного процесса и способствуют более быстрому 
восстановлению нарушенных функций. 
Таким образом, под влиянием физических упражнений совершенствуется 
строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается 
работоспособность, укрепляется здоровье.
 
 
 
 
 
 

1.2. Характеристика методов ЛФК. 
ЛФК – метод, использующий средства физической культуры с 
лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного 
восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. 
Действующим фактором ЛФК является также его естественно-биологическое 
содержание, т.к. в лечебных целях используется одна из основных функций, 
присущая всякому живому организму – функция движения. 
ЛФК является также методом функциональной терапии. Физические 
упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации 
больного. 
Физические упражнения являются основным средством ЛФК. С лечебной целью используют физические упражнения, подвижные и спортивные игры, 
прикладные и спортивные упражнения, пассивные, рефлекторные и 
корригирующие движения, упражнения на специальных снарядах и аппаратах (тренажерах, идеомоторные упражнения и т.д.) 
Эффективность физических упражнений зависит от характера движений, числа повторений и вовлечения в динамический процесс той или иной группы мышц (различные движения в мелких, средних и крупных суставах конечностей, дыхательные упражнения – диафрагмальные, грудные и пр.) 
Одной из характерных особенностей ЛФК является ее дозирование. В ЛФК 
различают тренировку общую и специальную. 
Общая тренировка способствует оздоровлению и укреплению организма 
больного, при ее проведении используют все виды организации физических 
упражнений. 
Специальная тренировка направлена на восстановление нарушенных функций, в результате травмы или заболевания, при этом используют виды 
упражнений, оказывающих непосредственное воздействие на травмированный участок или функциональную систему. 
При применении ЛФК необходимо соблюдать следующие правила тренировки: 
· индивидуализация (учет возраста, пола пациента, характера течения 
заболевания); 
· системность (подбор упражнений и последовательность их применения); 
· регулярность (ежедневно); 
· длительность; 
· постепенное нарастание физической нагрузки в процессе курсового 
лечения. 
Основными средствами ЛФК являются физические упражнения, которые делят на следующие: гимнастические, ОРУ и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах, спортивно-прикладные: ходьба, бег, бросание мячей, прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.; игры: малоподвижные, подвижные и спортивные. 
 
Корригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), 
нормализацию осанки. 
Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем. 
К корригирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). 
Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах, в виде плавания брасом и др. включают корригирующие упражнения в сочетании с ОРУ и массажем.
 
 
 
 

1.3. Медико-социальный  анализ.

Материал государственного доклада “Положение детей в РФ (1994 г.)” 
свидетельствует о том, что уже в дошкольном возрасте 15 – 25 % детей 
имеют ту или иную хроническую неинфекционную патологию, а в возрасте 7 
– 14лет заболевания диагностируются 40 – 45 % детей. По данным НИИ 
гигиены и профилактики заболеваний лишь 10 % выпускников школ Росси 
считаются здоровыми. За период школьного обучения усиливаются примерно в 2 раза миопия (заболевания органов зрения) и дефекты 
опорно-двигательного аппарата. Так к моменту окончания школы 
близорукость, нарушение осанки и стопы отмечаются у каждого 3-го 
ученика. В структуре патологической пораженности детей ведущее место 
занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 
(плоскостопие болезни позвоночника). 
Большая доля вины возлагается на систему образования, которая не 
отвечает требованиям гигиены, естественно - научным основам возрастной 
физиологии (сидячий образ жизни, замена парт с наклонной рабочей 
поверхностью, преобладание одномерной мебели. 
Согласно статистике 85 % времени своего бодрствования школьник вынужден проводить сидя за столом, просмотру телепередач уделяется до 24 часов в неделю, компьютерные игры усугубили гиподинамию у подростков. 2 урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. 
Исследования А. А. Гужаловского, А. Г. Сухарева (1989 г.) показали, что 
спонтанная двигательная активность и организованные занятия физической 
культурой в школе не могут обеспечить суточный объем движений, 
необходимый нормально развивающемуся школьнику. Г. П. 
Сальникова (1998) считает, что урок физического воспитания компенсирует 
в среднем только 11 % необходимого суточного объема движений. Р. В. 
Силла пришел к выводу, что для сохранения здоровья и нормального 
развития девочек младшего школьного возраста достаточно 4 – 6 часов в 
неделю интенсивной физической нагрузки, а для мальчиков – того же 
возраста – 6 – 7 часов в неделю. По мнению исследователей, оптимальной 
нормой неорганизованной двигательной активности школьников является 
уровень – 176 минут в день.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
1.4. Оценка физического  развития.

Под физическим развитием человека понимают комплекс 
функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят та кие 
факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной 
и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация 
движений, мотивация и др. 
На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая 
среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, 
физическая активность, занятия спортом. 
Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измерения – антропометрия 
(соматометрия). 
При исследовании физического развития человека наряду с данными, 
полученными инструментальными методами, учитывают и описательные 
показатели. 
Чтобы определить, есть ли у обследуемого нарушения осанки, его 
осматривают, раздев до плавок. Осмотр проводится в привычной позе 
ребенка с одинаковой нагрузкой на обе ноги (с выпрямленными в коленных 
суставах ногами, пятки вместе, носки врозь) последовательно: спереди, 
сбоку, со спины и в положении наклона вперед. В положении наклона вперед 
подбородок прижимается к грудине, кисти рук соединяются вместе перед 
собой. 
Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, 
живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния 
опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей). 
Состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) – оценивается по общему 
впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр. 
Позвоночник – выполняет основную опорную и двигательную функцию. Его 
осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму 
линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, 
образуемого линией талии и опущенной рукой. 
Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной 
плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических 
состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем 
направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз). 
Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника. 
Круглая спина (сутуловатость) представляет собой форму грудного кифоза. 
При кругло вогнутой спине одновременно увеличены грудной кифоз и 
поясничный лордоз. 
При плосковогнутой – увеличен только поясничный лордоз. 
Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, зависит она от 
формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. 
Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. 
Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением 
лопаток, уровнем плеч, положением головы. Кроме того, 
включают инструментальные исследования (определение глубины шейного и 
поясничного изгибов и длины позвоночника). 
Нормальная осанка характеризуется пятью признаками: 
1. расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, 
опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной 
складки; 
2. расположением наплечий на одном уровне; 
3. расположением обеих лопаток на одном уровне; 
4. равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и 
свободно опущенными руками; 
5. правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной 
до 5 см в поясничном и до 2 см – в шейном). 
При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и др.) происходит изменение осанки. 
Нередко занятия соответствующим видом спорта, ранняя специализация 
(гимнастика, штанга и др.) ведут к расстройству функции позвоночника и 
мышечному дисбалансу, что отрицательно сказывается на функции внутренних органов и работоспособности человека в целом. 
При определении формы ног обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, 
выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, 
при: 
О-образной форме коленные суставы не касаются, при 
Х-образной – одни коленный сустав заходит за другой. 
Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, 
уплощенную и плоскую. При осмотре стопы опорной поверхности обращают 
внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней 
частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. 
Помимо осмотра, можно получить отпечатки стопы (плантография). Степень 
уплощения стопы рассчитывают по методу Штритер. 
Осмотр грудной клетки нужен для определения ее формы, симметричности в 
дыхании обеих половин грудной клетки и типа дыхания. 
Форма грудной клетки, соответственно конституциональным типам, бывает 
трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. Чаще 
грудная клетка бывает смешанной формы. 
Нормостеническая форма грудной клетки характеризуется 
пропорциональностью соотношения между переднезадними и поперечными ее размерами, над- и подключичные пространства умеренно выражены, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, межреберные пространства выражены не резко. Надчревный угол приближается к прямому и равен приблизительно 90 
Астеническая форма грудной клетки – достаточно плоская, потому что 
переднезадний размер уменьшен по отношению к поперечному. Над – и 
подключичные пространства западают, лопатки отстоят от грудной клетки. 
Край Х ребра свободен и легко определяется при пальпации. Надчревный 
угол острый – меньше 90 0С. 
Гиперстеническая форма грудной клетки. Переднезадний диаметр ее более 
нормостенической, и поэтому поперечный разрез приближается к кругу. 
Межреберные промежутки узкие, над- и подключичные пространства слабо 
выражены. Надчревный угол тупой – больше 90 0С. 
Патологические формы грудной клетки развиваются под влиянием болезненных процессов в органах грудной полости или при деформации скелета. У физкультурников нередко встречается воронкообразная грудная клетка, рахитическая, ладьевидная и др. 
На форму грудной клетки могут влиять также различные виды искривления 
позвоночника. Так, кифозное искривление позвоночника нередко сочетается 
с одновременным сколиозом и носит название кифосколиоза, а грудная 
клетка кифосколиотической. 
При исследовании грудной клетки необходимо также обратить внимание на 
тип дыхания, его чистоту, глубину и ритм. Различают следующие типы 
дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Если дыхательные движения 
выполняются в основном за счет сокращения межреберных мышц, то говорят о грудном, или реберном, типе дыхания. Он присущ в основном женщинам.  Брюшной тип дыхания характерен для мужчин. Смешанный тип, при котором в дыхании участвуют нижние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, характерен для спортсменов. 
Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, ее 
упругостью, рельефностью и др. О развитии мускулатуры дополнительно 
судят по положению лопаток, форме живота и др. Развитость мускулатуры в 
значительной мере определяет силу, выносливость человека и вид спорта, 
которым он занимается. 
Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. На телосложение влияет вид спорта, питание, окружающая среда (климатические условия) и другие факторы. Конституция – это особенности телосложения человека. М.В. Черноруцкий выделяет три типа конституции: гиперстенический, астенический и нормостенический  
Автор учитывает как морфологические, так и функциональные особенности 
индивидуума. 
При гиперстеническом типе телосложения преобладают поперечные размеры 
тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, 
грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и 
толстые, кожа плотная. 
Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продольных размеров тела. У астеников узкое лицо, длинная и тонкая шея, длинная и плоская грудная клетка, небольшой живот, тонкие конечности, 
слаборазвитая мускулатура, тонкая бледная кожа. 
Нормостенический тип телосложения характеризуется пропорциональным 
телосложением. 
Замечена зависимость конституционального типа человека и подверженного 
его тем или иным заболеваниям. Так, у астеников чаще встречаются 
туберкулез, заболевания желудочно-кишечного тракта, у гиперстеников – 
болезнь обмена веществ, печени, гипертоническая болезнь и др. 
Следует заметить, что четко выраженные типы телосложения у спортсменов 
встречаются редко. Чаще бывают различные комбинированные формы с 
преобладанием признаков того или иного типа телосложения. Однако 
существуют характерные типы телосложения для отдельных видов спорта. 
Так, баскетболисты – высокорослые; тяжелоатлеты, метатели – массивные; в 
спортивной гимнастике преобладают низкорослые и т.д. 
Антропометрия (соматометрия) 
Уровень физического развития определяют совокупность методов, основных 
на измерениях морфологических и функциональных признаков. Различают 
основные и дополнительные антропометрические показатели. К первым 
относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном 
вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу 
мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития 
относят определение соотношения “активных” и “пассивных” тканей тела 
(тощая масса, общее количество жира) и других показателей состава тела. 
К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, 
окружность шеи, размер живота, талии, бедра и голени, плеча, 
сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. 
Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, 
диаметров, окружностей и др. 
Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при 
котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, 
а линия живота не выходит за линию грудной клетки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. Факторы, влияющие  на формирование  осанки.

Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном 
месте, особенно если стул и стол не соответствует росту и пропорциям 
тела ребенка. Поэтому нужно регулярно проводить с детьми 
физические упражнения. Подвижные игры – все это укрепляет здоровье и 
опорно-двигательный аппарат. 
Нельзя допускать того, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или 
легкой прогибающейся под тяжестью их тела кровати. 
Осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на ее 
формирование в процессе роста и развития детей влияют многочисленные 
факторы. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего 
возраста и происходит на основе физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей и находятся в прямой зависимости от рационального двигательного и гигиенического режима. 
В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще 
всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, 
физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию 
ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создает 
неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и 
брюшной полости. 
В дошкольном возрасте и начальных классах надо особенно внимательно 
следить за развитием правильной осанки. Ведь у ребенка появляется 
достаточно много занятий, во время которых он сидит (рисование, лепка, 
чтение и, наконец, выполнение домашних заданий), если в это время он 
привыкнет к неправильным позам, то потом бороться с этим будет гораздо 
труднее. 
Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Следите за тем, чтобы 
сидя он держал спину прямо, не скрещивал ноги и не поджимал одну ногу 
под себя. Стул должен быть придвинут достаточно близко к столу, но не 
настолько, чтобы грудь упиралась в край стола. Не разрешайте ребенку 
низко склонять голову над книгой или тетрадью. Это не только портит 
осанку, но и вредит зрению. 
Искривлению позвоночника способствует и ношение тяжести (набитого 
книгами портфеля) в одной руке. Поэтому целесообразно купить школьнику 
ранец, который он будет носить за спиной. Кстати, почти у всех детей до 
8 – 9 лет лопатки немного торчат, а регулярное ношение ранца выпрямляет 
спину, убирает лопатки на место. 
Наблюдайте за детьми, постоянно напоминайте им, чтобы держались прямо, 
подтягивали живот, не горбились. Ведь ребенок, даже послушный, после 
такого напоминания выпрямится, но через пять минут бессознательно снова 
примет неправильную позу.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
1.6. Отклонения в структуре  осанки.

Необходимо различать три степени нарушения осанки. При нарушении только первой степени нарушается лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастической мышечной системы. 
При второй же степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при дополнительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством медиков. 
Третья степень нарушения осанки характеризуется изменениями в 
межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Эти нарушения с помощью 
корригирующей гимнастики не восстанавливаются. Нормальной и правильной считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для 
функционирования, как двигательного аппарата, так и всего организма. Она 
характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, 
симметрично расположенными лопатками, развернутыми плечами, прямыми 
ногами и нормальными сводками стоп . Взрослые люди, дети с 
хорошей осанкой отличаются стройностью, голову они держат прямо, их 
мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие. Признаками 
неправильной осанки служат: сутулость, усиление естественного изгиба 
позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной 
(лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз, т.е. боковое 
искривление позвоночника.  
Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы в первую 
очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная 
клетка уплощена, плечи сведены к тому, что живот несколько выпучен. При 
кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц наблюдаются изменения в связочном 
аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, от чего 
естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. 
Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних 
органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, 
уменьшается жизненная емкость легких, понижается обмен веществ, 
появляются головные боли, утомление, снижается аппетит и т.д. 
Самостоятельной группой идут заболевания – сколиозы (боковые искривления позвоночного столба): 
1. степень сколиоза – характеризуется простой дугой искривления 
позвоночного столба, напоминающей букву “С”. Эти деформации не стойкие. 
2. степень сколиоз – угол сколиотической дуги от 11 до 30 градусов 
вследствие чего позвоночник принимает форму латинской буквы S, 
сопровождается асимметрией лопаток и ключиц. Больные 2 степенью сколиоза должны наблюдаться врачом. 
3. степень сколиоза – сколиотическая дуга больше 30 градусов вследствие 
чего позвоночник имеет не менее двух дуг искривления. Все изменения 
носят стойкий характер. 
Нарушения осанки бывают двух типов. 
1. Нарушения осанки в сагиттальной плоскости – неправильное соотношение 
физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях наблюдать 
сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение 
поясничного лордоза при слабо выраженном шейном лордозе и грудном кифозе (плосковогнутая спина), увеличение всех физиологических изгибов 
(кругло-вогнутая спина) и увеличение грудного кифоза при уменьшенном 
шейном и поясничном лордозе (сутулость). 
2. Нарушение осанки во фронтальной плоскости характеризуется 
асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением 
позвоночника (остистые отростки позвоночника как бы образуют букву “С”). 
Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различных стадиях – от 
чуть заметных до резко выраженных. Наиболее часты нарушения осанки во 
фронтальной плоскости, которые важно своевременно дифференцировать от 
сколиоза. 
Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризуется теми же 
изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Поэтому 
начальные формы сколиоза нередко принимают за нарушение осанки, или 
наоборот – сколиоз 1 степени относят к нарушению осанки. Главным 
отличительным признаком начального сколиоза является наличие торсии 
позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной оси). Об этом 
свидетельствуют реберное выбухание по задней поверхности грудной клетки 
и появление мышечного валика в поясничной области (симптомы Чаклина). 
Поэтому при всех случаях нарушения правильной осанки необходимо показать ребенка врачу-ортопеду, который сможет поставить точный диагноз с помощью рентгенологического обследования. 
Чем раньше выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить. 
Определяя нарушения осанки, необходимо проверить высоту размещения 
плечевых линий, нижних углов лопаток и отставание их от грудной клетки; 
форму просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища. 
Асимметрию лопаток можно определить с помощью сантиметровой ленты, 
измерив “треугольник” на раздетом ребенке, который стоит в 
непринужденной позе. Определяются следующие расстояния: 1) 7-й шейный 
позвонок (наиболее выступающий) – нижний угол лопатки (расстояние А); 2) 
7-й шейный позвонок – нижний угол правой лопатки (расстояние В); 3) 
расстояние между нижними углами лопаток (С). При физиологически 
нормальной или исправленной при помощи физических упражнений осанке 
данные первого измерения равны данным второго. И если при повторных 
измерениях через 2 – 3 месяца расстояние между углами лопаток 
увеличится, это свидетельствует о нарушении осанки (“крыловидные 
лопатки”, кифотическая осанка). Асимметрия нижних углов лопаток (разная 
длина расстояний Аи В) свидетельствует о сколиотической осанке. 
Степень кифотической осанки и ее исправление под влиянием занятий 
физическими упражнениями определяют при помощи плечевого индекса: 
 
ширина плеч (см) 
 
_______________ Х 100 %. 
 
плечевая дуга (см) 
 
Ширина плеч измеряется сантиметровой лентой спереди и равна расстоянию 
по прямой между плечевыми точками. Плечевая дуга измеряется сзади и 
равна расстоянию по дуге между этими же точками. Оценка плечевого 
индекса: до 89,9 % и ниже – сутулость, от 90 до 100 % – нормальная 
осанка. Для простоты определения вида нарушений осанки предлагается 
таблица, в которой перечислены признаки различных отклонений осанки от 
нормы. 
Во всех случаях выявления нарушений осанки необходимо измерять длину 
нижних конечностей. Она определяется расстоянием от передней верхней 
ости подвздошной кости до верхушки наружной или внутренней лодыжки в 
положении лежа на спине. 
Нарушение осанки и сколиоз. 
Выделяют следующие изменения в позвоночнике: нарушение осанки 
(функциональные изменения, то есть мышечный дисбаланс); сколиоз 
(структурные изменения в позвонках, межпозвоночных дисках, связочном 
аппарате и др.) 
Привычное положение тела стоящего человека называется осанкой. 
Нормальная осанка предусматривает гармоничное строение тела, симметрию 
отдельных его частей, что является важным биомеханическим условием 
прочной физиологической опоры каждого сегмента позвоночника для 
вышележащего отдела. 
Наиболее часто встречаются искривление позвоночника во фронтальной 
плоскости, то есть сколиоз, который нередко сочетается с искривлением в 
сагиттальном направлении (кифосколиоз). Преимущественно наблюдается 
левосторонний сколиоз того или иного отдела позвоночника. Сколиозы 
разделяются по форме и степени проявления деформации. По форме различают сколиоз частичный и тотальный, а также S-образный (двойной), тройной и односторонний. Для сколиоза характерны постоянные или периодические боли в спине, усиливающиеся при нагрузке. Типично боковое искривление позвоночника влево или вправо от его средней линии, причем наибольший изгиб обычно соответствует 9 – 10 грудному позвонкам. 
Сколиозы бывают врожденные и приобретенные. По стадии изменения 
позвоночника выделяют четыре степени сколиоза: 
1. степень – незначительное искривление позвоночника во фронтальной 
плоскости, заметна асимметрия мышц; 
2. степень – отчетливо заметно боковое искривление позвоночника, 
намечается реберный горб; 
3. степень – сколиотическая деформация фиксирована, реберный горб 
высотой до 3 см, отклонение корпуса в сторону основной дуги; 
4. резко выраженный фиксированный кифосколиоз. значительное отклонение 
корпуса в сторону, сильно выраженный реберный горб сзади. 
По своему течению сколиозы могут быть не прогрессирующие, медленно 
прогрессирующие и быстропрогрессирующие. Определение степени сколиоза позволяет разработать наиболее рациональную систему лечения и 
профилактики. Чем младше заболевший ребенок, тем тяжелее прогноз: 
сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет. При прогрессировании 
сколиоза происходят изменения со стороны опорно-двигательного аппарата, 
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, страдает физическое развитие.
 
 
 

Информация о работе Физическая культура,становление осанки