Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:41, реферат
Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. «Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании» (В. М. Выдрин, 1980).
1)Введение.Понятие физической культуры.
2) Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни .
3) Структура физической культуры .
4) Функции физической культуры, понятие, классификация
4.1)Характеристика общекультурных функций
4.1.1)Эстетическая функция физической культуры
4.1.2)Социальные функции физической культуры
4.2)Характеристика специфических функций
4.2.1)Специфические образовательные функции
4.2.2)Специфические прикладные функции
4.2.3)Специфические спортивные функции
4.2.4)Специфические рекреативные и оздоровительно реабилитационные функции
5) Заключение.
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.
Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений.
Выполняемые
при этом физические нагрузки
могут быть разной величины, зависящие
от поставленных задач –
Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания.
В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:
1.
Физкультурная деятельность
2.
Деятельность в сфере
3.
Физкультурная деятельность
Все эти признаки в своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны.
Структура физической культуры.
Любое сложное общественное
Базовая физическая культура составляет фундамент
физической культуры. Она является одним
из важнейших компонентов образования
и воспитания, т.к. направлена на обеспечение
базового уровня общей физической подготовленности,
необходимого в любой из сфер человеческой
деятельности.
Содержание базовой физической культуры
способствует приобретению основного
фонда знаний, жизненно важных двигательных
умений и навыков, достижению необходимого
в жизни уровня общего разностороннего
физического развития, то есть является
«базой» для избранной деятельности (профессиональной,
спортивной и др.) и представляет собой
базовое физическое воспитание.
Базовыми, непременными двигательными
навыками являются ходьба, бег, прыжки,
метания, плавание. В основе их формирования
лежат естественные физические способности:
сила, быстрота, выносливость, ловкость,
гибкость.
Основным видом базовой физической культуры
является школьная физическая культура,
формой организации которой является
урок, призванный последовательно создавать
благоприятные условия для физического
развития учащихся.
В зависимости от этапов возрастного
развития и условий жизни, а также личных
интересов и потребностей отдельных людей
содержание базовой физической культуры
может изменяться. Ее задачи могут также
решаться в форме секционных и самостоятельных
занятий по общей физической подготовке.
Для базовой физической культуры характерно,
что содержание занятий обеспечивает
комплексное совершенствование физических
возможностей занимающихся.
В состав базовой физической культуры
включены и элементы спорта, направленные
преимущественно на достижение базовой
физической подготовленности.
Итак, в базовой физической культуре выделяют
основные виды (разновидности) физической
культуры: - это «школьная физическая культура»
и «базовый спорт».
Спорт как компонент физической культуры. Основу спорта
составляет соревновательная деятельность.
Выделяют «спорт высших достижений» и
«базовый спорт».
Спорт высших достижений ориентирован
на достижение наивысших результатов
на уровне предельных и около предельных
человеческих возможностей. Базовый спорт
обеспечивает достижения массового уровня
и широко используется для повышения и
сохранения общей физической подготовленности.
Профессионально-прикладная
физическая культура. Этот компонент
физической культуры направлен на формирование
и совершенствование таких специфических
двигательных навыков, которые позволяют
человеку выполнять профессиональные
функции эффективно, экономно, сохраняя
достаточно длительное время высокую
работоспособность.
Видами этого направления являются:
- профессионально-прикладная физическая
подготовка (в том числе производственно
прикладную и военно-прикладную), преимущественно
направленная на совершенствование тех
свойств организма, от которых непосредственно
зависит качество профессионального труда,
благодаря чему сокращается время, необходимое
для освоения профессии (особенно военные
профессии предъявляют высокие требования
к физическим качествам человека).
Производственная физическая культура
призвана способствовать повышению производительности
труда и предупреждать возможное негативное
влияние характера и условий труда на
физическое состояние человека. Формами
производственной физической культуры
могут быть вводная гимнастика, физкульт
паузы, физкультминутки, после рабочие
реабилитационные упражнения и др.
Оздоровительно-
Выделяют следующие виды оздоровительно-
Фоновая физическая
культура:
Под этим условным названием объединены
гигиеническая физическая культура (занятия
физическими упражнениями в режиме повседневного
быта, не связанные со значительными нагрузками:
утренняя гимнастика, прогулки и др.) и
рекреативная физическая культур (использование
физических упражнений для развлечений:
игры на пляже, гребля, туристические походы
и др.).
Как правило, в фоновой физической культуре
нагрузка незначительна и поэтому коррекции
процесса физического развития не происходит.
Тем не менее двигательная активность
создает благоприятный функциональный
и эмоциональный фон для жизнедеятельности
организма.
Итак, выше были рассмотрены наиболее
крупные компоненты (виды) физической
культуры. Фактически эти компоненты не
только взаимосвязаны, но отчасти совпадают.
В то же время они имеют определенные различия
по целям, функциям, специфике задач.
Функции физической культуры, понятие, классификация.
По определению Л.П. Матвеева (1984), «Функции физической культуры - это объективно присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества». Реализуются функции в процессе физкультурной деятельности, в них раскрывается истинное содержание физической культуры.
Физическая культура, являясь относительно
самостоятельным видом
Под специфическими функциями
понимают те, которые позволяют
удовлетворять потребности
Таким образом, физической культуре присуще две категории функций: общекультурные и специфические. Понимание сущности этих функций дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования.
Следует
различать специфические и
Функции физической культуры |
||||||||
|
|
|||||||
Специфические функции физической культуры |
Частные функции физической культуры |
Общие функции физической культуры | ||||||
|
|
|||||||
Интегральные |
|
Видовые |
|
Эстетические | ||||
|
||||||||
Обеспечение оптимизации
физического состояния и |
|
Образовательные |
|
Нормативные | ||||
|
Прикладные |
|
Информационные | |||||
|
Спортивные |
|
Воспитательные | |||||
|
Рекреативные |
|
Социализация личности | |||||
|
Оздоровительные |
|
Социальной интеграции | |||||
|
Реабилитационные |
Характеристика общекультурных функций.
Поскольку физическая культура является видом культуры личности и общества, то ей присуще, прежде всего общекультурные функции. К ним можно отнести общеобразовательную, воспитательную, преобразовательную, коммуникативную, нормативную, познавательную функция. и др.
Общие функции основываются на
взаимосвязях между физической
культурой и другими
Эстетическая функция физической культуры.
Занятия физическими
Эстетическое воспитание
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте (Н.С. Бервинова, 1977).
Социальные функции физической культуры.
Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др. Рассмотрим некоторые из них:
Информация о работе Физическая культура:сущность,структура,функции