Физические упражнения – основное средство физического воспитания (понятие, содержание, классификация)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:33, реферат

Описание работы

Цель исследования - охарактеризовать физические упражнения как средство физического воспитания.
Задачи исследования:
1.Расскрыть понятие физические упражнения.
2. Изучить содержания физических упражнений.
3. Рассмотреть специфику физических упражнений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения физических упражнений как средства физического воспитания
1.1 Понятие физические упражнения
1.2 Содержание физических упражнений
Глава 2.Особенность специфики физических упражнений
2.1 Техника физических упражнений
2.2 Классификация физических упражнений
Выводы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Физические упражнения.docx

— 23.77 Кб (Скачать файл)

-Физические упражнения – основное средство физического воспитания (понятие, содержание, классификация)

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения физических упражнений как  средства физического воспитания

1.1 Понятие физические  упражнения

1.2 Содержание физических  упражнений

Глава 2.Особенность специфики  физических упражнений

2.1 Техника физических  упражнений

2.2 Классификация физических  упражнений

Выводы

Библиографический список

 

 

Введение

 

Актуальность.

 

В основе физического воспитания лежат физические упражнения, т.е. специальные  движения и более или менее  сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения отличаются большим  разнообразием, как по содержанию, так  и по форме. В практике физического  воспитания физические упражнения применяются  в виде гимнастики, различных видов  спорта, игр и туризма.

 

Упражнения по физической культуре имеют целью профилактическое, корригирующее и тонизирующее действие.

 

Физические нагрузки благотворно  влияют на процессы кровоснабжения органов  и тканей, снижая риск атеросклеротических  и ишемических изменений, появление  которых неизбежно при гиподинамическом образе жизни. Необходимо отметить благотворное влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему. Оно выражается в общеукрепляющем  воздействии нагрузок на мышцы, скелет и связки, обусловливая правильное развитие и нормальное их функционирование. Физические упражнения создают возможности  для развития всех органов и систем человека в оптимальном соотношении.

 

Физические упражнения оказывают  общеукрепляющее действие на весь организм, улучшает трофику костно-мышечного  аппарата, повышает силовую выносливость мышц спины, что позволяет выработать достаточно мощный мышечный корсет, удерживающий позвоночный столб, и тем самым  создать необходимую компенсацию.

 

Занятия физическими упражнениями требуют знаний, побуждая к изучению их влияния на организм человека, умения грамотно пользоваться средствами и  методами применительно к своим  индивидуальным возможностям и условиям. Всё это способствует умственному  развитию, интеллектуальному совершенствованию. Кроме того, хорошо известно и достаточно исследовано благотворное влияние  физических упражнений на умственные способности человека.

 

Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырёх  основных механизмов:

 

Тонизирующее влияние  физических упражнений. Возбуждение  ЦНС и усиление деятельности желез  внутренней секреции стимулируют вегетативные функции, т.е. улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и др. систем, повышают обмен веществ и различные  защитные реакции, в том числе  иммунобиологические. Тонизирующее действие физических упражнений тем больше, чем больше мышечной массы вовлекается  в движение, и чем больше напряжение.

 

Трофическое действие (питание  тканей). Мышечная деятельность стимулирует  обменные, окислительно-восстановительные, регенеративные процессы в организме. Механизмы формирования компенсации. Физические упражнения содействуют  увеличению размеров сегмента или парного  органа, повышая их функцию, вовлекая в работу мышцы ранее не принимающих  участие в выполнении неприсущих им движений.

 

Исходя из вышеперечисленных  фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Физические упражнения как средство физического воспитания».

 

Объектом нашего исследования является система физического воспитания

 

Предмет исследования - методика физических упражнений

 

Цель исследования - охарактеризовать физические упражнения как средство физического воспитания.

 

Задачи исследования:

 

1.Расскрыть понятие физические  упражнения.

 

2. Изучить содержания физических  упражнений.

 

3. Рассмотреть специфику  физических упражнений.

 

При написании работы использовался  метод изучения и анализ литературных источников.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения физических упражнений как  средства физического воспитания

 

 

1.1 Понятие физические  упражнения

 

 

Физические упражнения -- это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые  направлены на реализацию задач физического  воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям[1].

 

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие  от умственной), внешне проявляемой  в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и  во времени.

 

Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа  исполнения этого действия.

 

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой -- как процесс многократного  повторения.

 

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений -это  совокупность физиологических, психологических  и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические  сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.)[4].

 

1.2 Содержание физических  упражнений

 

 

Обусловливает их оздоровительное  значение, образовательную роль, влияние  на личность.

 

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные  морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает  лечебный эффект.

 

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечнососудистых заболеваниях.

 

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую  методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях  уменьшают[7].

 

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его  физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится  на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность  длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы.

 

Образовательная роль. Через  физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и  собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет  осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом  двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается  к условиям окружающей среды и  тем легче он осваивает новые  формы движений.

 

В процессе занятий физическими  упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются  и углубляются ранее приобретенные[4].

 

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного  проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности  и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

 

Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности под общую стратегию  действий. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно-единственное правильное решение и, не считаясь со своими личными амбициями, помочь товарищу. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями.

 

Содержание любого физического  упражнения сопряжено, как, правило, с  комплексом воздействий на человека. Профессионально весьма важно для  учителя физической культуры (тренера  по спорту) умение всесторонне оценить  содержание используемого упражнения в педагогическом аспекте, реально  определить возможность использования  его различных сторон в образовательно-воспитательных целях.

 

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического  упражнения -- это определенная упорядоченность  и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного  упражнения[9].

 

Глава 2. Особенность специфики  физических упражнений

 

 

2.1 Техника физических  упражнений

 

физический упражнение трофический  воспитание

 

Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью  которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей  эффективностью[7].

 

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

 

Подготовительная фаза предназначена  для создания наиболее благоприятных  условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение  бегуна на короткие дистанции, замах  при метании диска и т.п.).

 

Основная фаза состоит  из движений (или движения), с помощью  которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании  диска и т.п.).

 

Заключительная фаза завершает  действие (например, пробежка по инерции  после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции  тела после выпуска снаряда в  метаниях и т.п.).

 

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических  характеристик отдельных движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений[11].

 

Пространственные характеристики. К ним относятся положение  тела и его частей (исходное положение  и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.

 

От исходного положения  во многом зависит эффективность  последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед  отталкиванием в прыжках с  места во многом определяют эффективность  последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

 

 

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она  будет рациональна, зависит и  конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при  прыжках с трамплина не позволяет  в полной мере использовать воздушную  подушку и осуществлять планирующий  полет.

 

Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения  при метании копья или диска  существенно отражается на направлении  полета снаряда. Поэтому, осуществляя  двигательное действие, каждый раз  выбирают такое направление, которое  бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике[10].

 

Рациональная техника  во многом зависит от амплитуды в  подготовительных или основных фазах  движения. Во многих случаях она  определяет: 1) длительность приложения сил и, следовательно, величину ускорения (что очень важно, например, для  результата в метаниях); 2) полноту  растяжения и сокращения мышц; 3) эстетику и красоту выполняемых движений, характерных для спортивной и  художественной гимнастики, фигурного  катания на коньках и др. Амплитуда  движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.

 

 

Существенное значение для  эффективности физических упражнений имеет траектория движения. По форме  она может быть криволинейной  и прямолинейной. Во многих случаях  оправданной является закругленная форма траектории. Это связано  с нецелесообразными затратами  мышечных усилий. В других случаях  предпочтительной является прямолинейная  форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.)[13].

 

Временные характеристики. К  ним относятся длительность движений и темп.

 

Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) определяет величину его воздействия (нагрузку). Длительность отдельных* движений влияет на выполнение всего двигательного  действия.

 

Темп движения определяется количеством движений в единицу  времени. От него зависит скорость перемещения  тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится  в прямой зависимости от темпа.

 

Пространственно-временные  характеристики -- это скорость и  ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и  др.).

 

Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения - тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления  растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут  перемещать тело в пространстве без  взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся  силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления  внешней среды (вода, воздух, снег и  др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Информация о работе Физические упражнения – основное средство физического воспитания (понятие, содержание, классификация)