Физические упражнения – основное средство физического воспитания (понятие, содержание, классификация)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 00:33, реферат

Описание работы

Цель исследования - охарактеризовать физические упражнения как средство физического воспитания.
Задачи исследования:
1.Расскрыть понятие физические упражнения.
2. Изучить содержания физических упражнений.
3. Рассмотреть специфику физических упражнений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения физических упражнений как средства физического воспитания
1.1 Понятие физические упражнения
1.2 Содержание физических упражнений
Глава 2.Особенность специфики физических упражнений
2.1 Техника физических упражнений
2.2 Классификация физических упражнений
Выводы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Физические упражнения.docx

— 23.77 Кб (Скачать файл)

 

Ритм как комплексная  характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок  распределения усилий во времени  и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и  уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники  в единое целое, является важнейшим  интегральным признаком техники  двигательного действия[11].

 

Критерии оценки эффективности  техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель  может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

 

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники[15]:

 

результативность физического  упражнения (в том числе и спортивный результат);

 

параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной  техники;

 

разница между реальным результатом  и возможным.

 

Ближайший (следовой) и кумулятивный эффекты упражнений. Эффект от выполнения любого физического упражнения может  наблюдаться непосредственно в  процессе его выполнения и по истечении  определенного промежутка времени. В первом случае говорят о ближайшем  эффекте упражнения, который характеризуется, кроме прочего, утомлением, наступившим  в результате длительного или  неоднократного выполнения упражнения в процессе занятия. Во втором случае имеет место следовой эффект упражнения.

 

При этом в зависимости  от интервалов времени, проходящего  до очередного занятия, выделяют следующие  фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, суперкомпенсаторную  и редукционную фазы.

 

В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется  развертыванием восстановительных  процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности  до исходного уровня.

 

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности  над исходным уровнем.

 

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время  между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений -- кумулятивно-хронический эффект. Он является, таким образом, общим результатом интеграции (соединения) эффектов регулярно воспроизводимого упражнения (или системы различных упражнений).

 

В физическом воспитании главный  смысл обеспечения долговременного  кумулятивного эффекта упражнений заключается в развитии тренированности, сохранении и дальнейшем улучшении  физической подготовленности. [16].

 

2.2 Классификация физических  упражнений

 

В теории и методике физического  воспитания создан целый ряд классификаций  физических упражнений[18].

 

1. Классификация физических  упражнений по признаку исторически  сложившихся систем физического  воспитания. Исторически в обществе  сложилось так, что все многообразие  физических упражнений постепенно  аккумулировалось всего в четырех  типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

 

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они  различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в  системе физического воспитания, а также свойственной им методикой  проведения занятий.

 

В нашей системе физического  воспитания гимнастика, игра, спорт  и туризм дают возможность:

 

-во-первых, обеспечить всестороннее  физическое воспитание человека;

 

-во-вторых, удовлетворить  индивидуальные запросы и интересы  многих людей в сфере физического  воспитания;

 

-в-третьих, охватить физкультурными  занятиями людей практически  на протяжении всей жизни - от элементарных детских подвижных  игр до занятий упражнениями  из арсенала лечебной физической  культуры в пожилом возрасте.

 

2.Классификация физических  упражнений по их анатомическому  признаку. По этому признаку все  физические упражнения группируются  по их воздействию на мышцы  рук, ног, брюшного пресса, спины  и т.д. С помощью такой классификации  составляются различные комплексы  упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка  и т.п.).

 

3.Классификация физических  упражнений по признаку их  преимущественной направленности  на воспитание отдельных физических  качеств. Здесь упражнения классифицируются  по следующим группам: скоростно-силовые  виды упражнений, характеризующиеся  максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции,  прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения  циклического характера на выносливость (например, бег на средние и  длинные дистанции, лыжные гонки,  плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие  высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические  упражнения, прыжки в воду, фигурное  катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

 

Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры  движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные  упражнения.

 

Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон  мощности. По этому признаку различают  упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

 

Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три  группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

 

В любой классификации  упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными  признаками, в том числе по эффекту  воздействия на выполняющего упражнение[15].

 

Выводы

 

 

1.Физические упражнения - это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые  направлены на реализацию задач  физического воспитания, сформированы  и организованы по его закономерностям.

 

2.Содержание любого физического  упражнения сопряжено, как, правило,  с комплексом воздействий на  человека. Профессионально весьма  важно для учителя физической  культуры (тренера по спорту) умение  всесторонне оценить содержание  используемого упражнения в педагогическом  аспекте, реально определить возможность  использования его различных  сторон в образовательно-воспитательных  целях.

 

3. В особенности специфики  физических упражнений мы рассмотрели  технику физических упражнений, где мы выяснили, что под техникой  физических упражнений понимают  способы выполнения двигательных  действий, с помощью которых двигательная  задача решается целесообразно  с относительно большей эффективностью. Также узнали, существует целый  ряд классификаций физических  упражнений.

 

Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся  систем физического воспитания, по их анатомическому признаку, по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств, биомеханической структуры движения, физиологических зон мощности, спортивной специализации.

 

Библиографический список

 

 

1. Арбузов Е.А. Физическая  культура.- М.: Физкультура и спорт, 2008.-220с.

 

2. Вавилова Е.Н.Физическая  культура.- М.: Физкультура и спорт,2004.-1 20с.

 

3. Введение в теорию  физической культуры. / Под ред.  Л.П.Матвеева. - М.,2004.-106с.

 

4. Дегтярев И.П. Физическое  развитие. Киев 2007. - С.23-48.

 

5. Дергунов Н.И. Физическая  культура. - М.: Академия, 2005.-245с.

 

6. Змановский Ю.Ф. Круговая  тренировка в школе.- М.:Знание, 2008. - 290 с.

 

7. Евсеев Ю.И.Физическая  культура.-М.:Академия,2003.-384с.

 

8. Клевенко В.М. Физическая  культура. - М.: Академия, 2004. - 327с.

 

9. Кузнецова В.В. Круговая  тренировка в физическом воспитании. - Физкультура и спорт,2007.-330с.

 

10. Лайзане С.Я. Физическая  культура. -М.: Академия, 2005.-175 с.

 

11. Никифоров Ю.Б. Физическая  культура. - М.: Физкультура и спорт, 2003. -150с.

 

12. Ноткина Н.А. Физическая  культура.. -СПб.: Питер, 2004.-192с.

 

13. Оленчук П.Т. Здоровье  дарит спорт. - М.: Академия, 2003. - 265 с.

 

14. Осокина Т. И. Физическая  культура.- М.: Академия, 2005.-85с.

 

15. Романенко М.И.Теория  и методика физической культуры. Физкультура. - Киев, 2008. - 260 с.

 

16. Рунова М.А. Физическое  воспитание -М.: Физкультура и спорт, 2003. -140с.

 

17. Стрельников В.А.. - Улан - Удэ, 2006.- 410 с.

 

18. Теория и методика  физической культуры / Под ред.  Л.П.Матвеева. -М.: Физкультура и спорт,2005.-230с.

 

19. Физическое воспитание: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002. - 61 с.

 


Информация о работе Физические упражнения – основное средство физического воспитания (понятие, содержание, классификация)