Физическое развитие детей до года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:07, доклад

Описание работы

Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни - из щитовидной железы и с 3-4 лет - из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом.

Файлы: 1 файл

Физическое развитие детей до года.docx

— 270.56 Кб (Скачать файл)

Физическое развитие детей  до года

 При оценке физического  развития ребёнка необходимо  знать его рост, массу тела, пропорции  развития отдельных частей тела.

 Степень физического  развития зависит как от генетических  особенностей, так и от сложного  комплекса социальных условий.

 Различают эндогенные  и экзогенные причины (факторы), влияющие на массу тела, рост  и другие показатели уже после рождения.

Эндогенные причины находятся  в зависимости от того влияния, которое  оказывают на увеличение роста и  массы тела эндокринные железы. В  самом раннем периоде это влияние  исходит из вилочковой железы, с  конца первого года жизни - из щитовидной железы и с 3-4 лет - из гипофиза. Уровень  гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию – определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и  инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно важна с 3 до 11 лет.

Экзогенные факторы - это  те условия, в которые ребёнок  попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста.

Определенную роль приписывают  ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма .

За первый год ребёнок  прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При  правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам  и к году эти колебания роста  не должны превышать 1 см.

Рост

Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания  особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов  группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, «золотым стандартом» оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические заболевания.

 Измерения роста ребенку  на первом году жизни производят  на горизонтальном ростомере.  Измерения производят 2 человека. Измеряющий находится с правой стороны ребёнка. Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Верхушечная часть головы должна прикасаться к вертикальной неподвижной планке. Руки ребёнка вытянуты вдоль тела. Измеряющий лёгким надавливанием на колени ребёнка левой рукой удерживает его ноги в выпрямленном положении, а правой рукой подвигает подвижную планку ростомера плотно к подошвенной стороне стоп, согнутых под прямым углом.

 За второй год жизни  ребенок вырастет на 12-13 см, за  третий – 7-8 см.

МАССА ТЕЛА.

В отличие от роста масса  тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует  и изменяется под влиянием самых  различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем  равна 3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается «физиологическая» убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям.

 

 Динамика массы тела  характеризуется большей прибавкой  в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно

Например, за десятый месяц  жизни ребёнок прибавляет в массе 800-(50х7) =450г.

 

 Существует и другое  мнение, что средняя ежемесячная  прибавка в массе тела в  первом полугодии жизни составляет 800г., во втором полугодии - 400г.  Однако, следует подчеркнуть, что расчет по данным, приведенным в табл. 3 считается предпочтительнее (физиологичнее).

 В среднем к одному  году масса тела ребенка равна  10-10,5 кг. Нарастание массы тела  у грудных детей не всегда  отличается такой закономерностью.  Это зависит от индивидуальных  особенностей ребёнка и целого  ряда внешних факторов. Дети с  первоначальной малой массой  тела дают относительно большие  ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.

 

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ. При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

 Кроме роста и массы  тела для оценки физического  развития имеют значение правильные  пропорции тела. Известно, что окружность  груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы  у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

 У ребенка, родившегося  с адаптивными показателями роста  и массы тела, окружность головы  составляет около 36 см. За первые 3 месяца жизни окружность головы  должна «вырасти» на 4 см (т.е. в  3 месяца – 40 см.). За последующие  3 месяца окружность головы увеличивается  еще на 3 см и становится к  6 месяцам равной 43 см, а к году 46-48 см. Размеры большого родничка  при рождении не должны превышать  2,5х3см, 3х3см.

 Окружность головы  измеряют при положении сантиметровой  ленты сзади на уровне затылочного  бугра, а спереди - над бровями.

 Для характеристики  физического развития ребёнка  большое значение имеет правильная  оценка особенностей его грудной  клетки, так как жизнедеятельность  внутренних органов во многом  зависит от формы и размеров  последней. Нарастание окружности  грудной клетки наиболее интенсивно  происходит на первом году  жизни, особенно в первые 6 месяцев.

У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная  прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается  на 15-20 см., после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в среднем увеличивается к  дошкольному возрасту на 3 см., а в  дошкольном - на 1-2 см в год.

 Для индивидуальной  оценки физического развития  ребёнка важно знать периоды  перекреста окружности головы  и грудной клетки. У здоровых  детей этот перекрест происходит  приблизительно в 3-4 месяца, a детей,  у которых в 5-7 мес. не наступил  перекрест, нужно брать на учет  и анализировать у них динамику  развития грудной клетки и  головы. Более ранний перекрест  может свидетельствовать о развивающейся  микроцефалии, поэтому необходимо  следить за сроками закрытия  большого родничка. Большой родничок  должен зарастать к концу первого  года у 80% детей, у остальных  детей - к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему. Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.

СТАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.

Статические функции оценивают  с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка. Необходимо учитывать  способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать  движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову,

в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,

в 5,5 –6 месяцев - хорошо поворачивается с живота на спину,

в 6 месяцев - сидит, если его  посадили,

 в 7,5 месяцев, (когда  ребенок научится хорошо ползать)  – сядет сам, 

в 9 месяцев – хорошо стоит,

в 10 месяцев – прохаживается  по манежу, держась рукой,

к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

 Развитию статических функций способствуют различные комплексы упражнений для детей: от 1-го до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев.

 

 

 

1. Общие, наиболее характерные  закономерности физического развития  детского организма 

 Дошкольный возраст  – от рождения ребенка до  поступления в школу – наиболее  ответственный период развития  организма и один из важнейших  в становлении личности человека. В эти годы закладываются основы  крепкого здоровья, гармонического  нравственного, умственного и  физического развития.

 В системе всестороннего  воспитания детей дошкольного  возраста физическое воспитания  имеет особо важное значение. Организм ребенка в этот период быстро растет и развивается, в тоже время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низкая, ребенок легко заболевает. Поэтому на первый план выдвигается забота о здоровье.

 На протяжении дошкольного  возраста человек меняется так  быстро и сильно, как ни в  одно последующее семилетие. Деление  возраста на периоды отражает  ступени биологического развития  и одновременно удовлетворяет  требованиям воспитательного процесса  в дошкольных учреждениях (Разработана НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР).

 Дошкольный возраст  подразделяют на:

1.новорожденный – 1- 10-й  дни; 

2.грудной – 10 дней- 1 год; 

3.раннее детство –  1-3 года;

4.первое детство –  4-7 лет. 

 В практике дошкольных  учреждений в связи с этим  употребляют термины: 

 а) младшие дошкольники  (2-4 года) – 1-я и 2-я младшие  группы;

 б) средние дошкольники  (4-5 лет) – средняя группа;

 в) старшие дошкольники  (5-6 лет) – старшая группа.

 Рост и развитие  детей дошкольного возраста подчиняются  общим закономерностям живой  материи и происходят в тесном  взаимодействии с внешней средой.

 Под ростом понимают  количественные изменения в организме,  происходящие за счет деления  клеток, увеличения их размеров.

Развитие – качественный процесс, выражающийся в совершенствовании  деятельности органов и тканей.

 Количественные и качественные  изменения протекают одновременно, но по интенсивности они не  совпадают: на фоне ускоренного  роста отмечается замедленное  созревание и, наоборот, усиленное  совершенствование функции организма  притормаживает рост.

 Наибольшей интенсивностью  рост ребенка отличается в  первый год жизни. Если при  рождении длина тела ребенка  в среднем равна 50 см., то к  концу первого года жизни она  достигает 75-80 см., т.е. увеличивается  более чем на 50%.

 За период с 3 до 7 лет длина тела увеличивается  в среднем на 28-30 см., причем этот  процесс идет неравномерно. В  3-5 лет ребенок вырастает за  год примерно на 4-6 см., а в 6-7 лет – на 8-10 см., что связано  с эндокринными сдвигами, усилением  функции гипофиза. Этот возрастной  отрезок называют первым периодом  вытяжения (второй в 13-14 лет  – связан с началом полового  созревания).

 Особенностью роста  в дошкольном возрасте является  заметное изменение пропорций  тела за счет более быстрого  увеличения длины конечностей  по сравнению с туловищем. Если  к 7-ми годам длина туловища  увеличивается в 2 раза, то длина  рук – более чем в 2,5 раза, а ног – более чем в 3 раза.

 Масса тела за период  с 3 до 7 лет увеличивается на 8-10 кг, причем так же неравномерно. Среднегодовые прибавки составляют 1,2-1,3 кг в 3 года и доходят  до 2,5 кг в 6-7 лет. Начиная с 5 лет более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

 Таким образом, антропометрические  показатели у здоровых детей  из месяца в месяц меняются  то более, то менее интенсивно  в зависимости от возраста, сезонов  года, характера деятельности.

 У дошкольников одного  и того же возраста длина  тела различна. Есть дети низкого,  среднего, высокого и даже очень  высокого роста. При одинаковой  длине тела у детей может  быть различной его масса. Если  длина тела обусловлена наследственными  свойствами, то масса – величина, тесно связанная с характером  питания, двигательным режимом,  наличием заболеваний и т.д.  Показатели длины тела и соотношение  длины и массы положены в  основу оценки физического развития  ребенка. 

Информация о работе Физическое развитие детей до года