Дети у которых масса тела
соответствует длине тела, находящейся
в пределах от ниже средней до высокой,
имеют нормальное физическое развитие
(их большинство). Другую группу составляют
дошкольники с отклонениями в физическом
развитии. Варианты отклонений различны.
Прежде всего это низкий рост, который
является признаком отставания в физическом
развитии.
Чаще отстают в физическом
развитии дошкольники, перенесшие
в раннем возрасте рахит или
дизентерию, а также имеющие близорукость
и некоторые хронические заболевания.
С отставанием в физическом
развитии связано и нарушение
речепроизношения, особенно в возрасте
3-4 лет, когда речевая функция еще достаточно
не закрепилась.
В период адаптации
при переводе дошкольников из
младшей в последующие группы,
а затем от воспитания в
детском саду к систематическому
обучению и воспитанию в школе
у детей наблюдаются не только
снижение интенсивности нарастании
массы тела, но даже ее падение
(резкий дефицит).
Обычно после устранения
условий, задерживающих закономерное
нарастание соматометрических параметров,
проведения определенных гигиенических
мер (рационализация режима воспитания
и обучения) – скорость роста этих параметров
становиться в 3-4 раза интенсивнее обычной,
и показатели через некоторое время достигают
возрастных нормативов.
2. Особенности развития
и совершенствования функций
различных органов и систем
организма ребенка
2.1 Особенности формирования
нервной системы
Масса головного мозга
к 6-7 годам достигает 1200-1300г., приближаясь
к массе взрослого человека. И
по внешнему виду мозг ребенка
почти не отличается от мозга
взрослого. Однако внутреннее
его строение и функциональные
возможности имеют большие отличия.
Сочетание процессов возбуждения
и торможения определяют работу
головного мозга. Для высшей нервной
деятельности ребенка характерно преобладание
возбудительного процесса над тормозным
и неустойчивость основных процессов
нервной системы, которая особенно остро
проявляется в трудный период адаптации
к новым условиям (нарушение сна, повышенная
возбудимость, чрезмерная подвижность,
суетливость, отвлекаемость и т.д.).
Приобретение и упрочение
знаний, умений, навыков и должных
норм поведения связано с функциональным
состоянием высшей нервной деятельности,
в основе которой лежит образование
условных рефлексов.
Чем совершеннее кора
больших полушарий, тем более
тонкие и сложные рефлексы
могут быть сформированы. В дошкольном
возрасте рефлексы образуются
не только на реально существующие
раздражители (первая сигнальная
система – анализаторы), но и
на их речевые символы (вторая
сигнальная система).
Длительное применение
в определенной последовательности
внешних раздражителей приводит
к образованию динамического
стереотипа, т.е. устойчивой системы
ответных реакций.
Динамические стереотипы
вырабатываются у ребенка в
процессе обучения и воспитания.
Тем не менее следует
осторожно тренировать нервную систему
ребенка с целью изменения (т.е. совершенствования)
установившегося стереотипа. Так, учитывая
особенности развития движений ребенка
на втором году жизни, следует в физкультурные
занятия после овладения детьми обычной
ходьбой ввести усложненную ходьбу (по
дорожке, доске и др.).
В результате происходит
совершенствование навыка не
только при выполнении упражнения,
но и в повседневной жизни.
Усвоение учебного
материала и его закрепление
облегчается при одновременном
участии нескольких анализаторов
– слухового, зрительного, тактильного.
Этим определяется рациональная
методика проведения учебного
процесса, основанная на использовании
пособий, игрушек, игр в сочетании
с образным, четким объяснением.
Образование условных
рефлексов зависит от состояния
здоровья ребенка. При любом,
даже незначительном заболевании
нарушается возбудимость, повышается
истощаемость нервных клеток
коры головного мозга.
Новые условные связи
формируются с трудом, и для
их выработки требуются раздражители
с большим числом повторений.
Имеющиеся, но еще
не достигшие достаточной устойчивости
связи нарушаются, и ребенок теряет
приобретенный ранее, но незакрепленный
навык.
Мощным стимулом для
развития ЦНС, высшей нервной
деятельности является богатство
и разнообразие информации, поступающей
в кору головного мозга благодаря
специфической функции органов
чувств (анализаторов), в числе которых
особую роль в дошкольном возрасте
играют зрительный, слуховой, двигательный
и тактильный.
Зрительный анализатор.
Зрительный анализатор
осуществляет восприятие и анализ
зрительных ощущений. В его состав
входят: глаз, зрительный нерв и
зрительные зоны головного мозга,
расположенные в затылочной части.
Изменчивость всех
элементов глаза и формирование
его оптической системы происходит
параллельно с ростом и развитием
всего организма. Это длительный
процесс, особенно интенсивно
протекающий от 1 года до 5 лет
жизни ребенка. В этом возрасте
значительно увеличивается размер
и преломляющая сила глаза.
Постепенно развивается острота
зрения (способность глаза воспринимать
на расстоянии форму, очертания,
размеры предметов), достигающая
возможного минимума к 5 годам.
Первые годы жизни
ребенок может различать и
называть цвета, определять простые
геометрические формы, в 5-7 лет
читать сначала крупные, а затем
и мелкие буквы, писать и
рисовать. В этом возрасте у
ребенка заканчивается формирование
совместного зрения двумя глазами,
обеспечивающего пространственное
восприятие предметов.
В течении всего дошкольного
возраста, в связи с продолжающимся развитием
организма, устойчивость его к внешним
воздействиям недостаточна.
Слуховой анализатор.
Слуховой анализатор,
как и зрительный, обеспечивает
поступление информации в кору
головного мозга. С функцией
этого анализатора связано становление
речи.
Человеческое ухо способно
воспринимать звуки разной интенсивности,
но для нормального функционирования
слухового анализатора уровень
шума не должен превышать 55
децибел (120 дцб – стоя рядом с турбиной
реактивного самолета, 110 дцб – порог болевой
чувствительности человека).
Интенсивность шума
в дошкольных учреждениях нередко
выходит за пределы нормы. Общаясь
друг с другом дети, как правило,
стремятся говорить громко. Взрослые
не всегда воспитывают у дошкольников
умение разговаривать не напрягая голосовые
связки, нередко они и сами стараются перекричать
детей (громкая речь от 70 до 80 децибел).
Поэтому дополнительная
шумовая нагрузка к общему
фону не должна превышать диапазона
обычной разговорной речи.
Особенности строения
уха дошкольника создают предпосылки
для его воспаления – отита,
особенно при заболеваниях носоглотки.
Провоцирующий фактор возникновения
отита – охлаждение ребенка,
которое понижает сопротивляемость
тканей.
Таким образом, для
профилактики заболеваний уха
существенное значение приобретают
тепловой комфорт и закаливание
ребенка.
Двигательный анализатор.
Двигательный анализатор
– участвует в формировании
и совершенствовании самых разнообразных
двигательных навыков, начиная
с сидения, стояния, перемещения
в пространстве и кончая сложнокоординированными
движениями, такими, как сохранение равновесия,
выполнение графических действий, точное
речепроизношение и др.
Функция двигательного
анализатора тесно связана с
деятельностью опорно-двигательного
аппарата.
2.2 Особенности формирования
опорно-двигательного аппарата
Источником развития
детей, их естественной потребностью
является движение, осуществляемое
за счет работы скелетной мускулатуры
и костной основы – скелета.
Скелет ребенка дошкольного
возраста состоит преимущественно
из хрящевой ткани, что обуславливает
возможность дальнейшего роста.
Однако мягкие и податливые
кости под влиянием нагрузок
изменяют форму.
Избыточная и неравномерная
нагрузка, связанная с длительным
стоянием, хождением, переносом тяжестей,
сидением за несоответствующими
росту столами, может отрицательно
повлиять на развитие опорного
скелета – изменить форму ног,
позвоночника, свода стопы, вызвать
нарушения осанки.
К концу дошкольного
возраста в основном завершается
формирование костного скелета
кисти руки, что создает наряду
с другими факторами возможность
систематического обучения.
В период дошкольного
детства происходит изменение
формы черепа – увеличение
лицевой его части.
В известной мере
это связано с функцией жевания,
которая формируется с момента
прорезывания зубов.
Интенсивное развитие
скелета у дошкольников тесно
связано с развитием мускулатуры,
сухожилий и суставно-связочного
аппарата. У дошкольников наблюдается
высокая подвижность в суставах,
связанная с большой эластичностью
мышц, сухожилий и связок.
Своеобразие мышечной
системы состоит в маленькой
толщине мышечных волокон, большим
содержанием в мышцах воды, низким
показателем мышечной силы.
Объем мышечных волокон
заметно нарастает к 5 годам,
одновременно увеличивается и
мышечная сила, однако эти сдвиги
неравнозначны в разных группах
мышц. Глубокие спинные мышцы
и в 6-7 летнем возрасте отличаются
слабостью, они недостаточно укрепляют
позвоночный столб. Слабо развиты
и мышцы живота. Поэтому у дошкольников
часты функциональные (нестойкие)
отклонения осанки.
В этом возрасте
сила мышц сгибателей выше
мышц-разгибателей, что определяет
особенности позы ребенка: голова
слегка наклонена вперед, живот
выпячен, ноги согнуты в коленных
суставах. Вот почему так важны
и необходимы упражнения для
мышц, удерживающих позу, и для
мышц разгибателей.
Медленно развиваются
мелкие мышцы кисти. Только
к 6-7 годам ребенок начинает
овладевать более сложными и
точными движениями кисти и
пальцев. Этому способствуют упражнения
с мячами, лепка, рисование и
др.
У детей младшего
дошкольного возраста слабо развит
мышечный аппарат стопы, поэтому
не следует позволять им спрыгивать
с высоты.
Для укрепления свода
стопы полезны систематические
корригирующие упражнения. Необходимо
большое внимание уделять спортивной
обуви (плотный задник, эластичная
подошва с каблучком, соответствующая
размеру стопы стелька).
Показателем совершенствования
костно-мышечной системы является развитие
основных движений (бега, прыжков, метания,
лазания) и физических качеств – силы,
быстроты, ловкости, координационных способностей.
Движения детей младшего
дошкольного возраста отличаются
недостаточной координацией, нечетким
ритмом, несогласованностью действий
рук и ног. Развитие движений
ребенка с возрастом происходит
не только в результате укрепления
костно-мышечного аппарата, но главным
образом от совершенствования
функции нервного аппарата и
коры головного мозга.
Детям дошкольного возраста
свойственна низкая выносливость мышечной
системы. Статическое напряжение мышц
ребенка может удерживаться только
в течение короткого времени.
Поэтому младшие дошкольники
не в состоянии долго выполнять
одинаковые движения, идти спокойным,
равномерным шагом. Они то и дело
меняют позу при стоянии или сидении.
У старших дошкольников
мышцы становятся значительно
сильнее, их выносливость несколько
повышается, но и в этом возрасте
ритмичность при ходьбе, а также
неподвижная поза, особенно при
сидении, сохраняются недолго.
Низкой остается выносливость
и по отношению к силовым
напряжениям.
Однако под влиянием
эмоционального возбуждения дошкольник
может проявить большую силу
и выносливость двигательного
аппарата, не свойственную ему
в обычных условиях, что нередко
отрицательно сказываются на
общем состоянии организма и,
в частности, сердечно-сосудистой
системы. Поэтому такие физические нагрузки,
как подвижные игры, занятия гимнастикой,
необходимо строго дозировать, соблюдая
правило постепенного увеличения нагрузок.
Уровень развития основных
движений и физических качеств
зависит от постановки физического
воспитания, проводимых на основе
возрастных функциональных возможностей
ребенка.
2.3 Особенности развития
дыхательной и сердечнососудистой
системы
Развитие дыхательной
системы характеризуются увеличением
объема легких и совершенствованием
функции внешнего дыхания. К
3-4 годам устанавливается грудной
тип дыхания, что происходит
в результате развития дыхательной
мускулатуры. Увеличивается глубина
дыхания и, следовательно, насыщаемость
крови кислородом. Нарастает жизненная
емкость легких: с 400-500мл –
в 3-4 года до 1500-2200мл – в 7
лет.
В 6-7- лет показатели
функции внешнего дыхания (ЖЕЛ,
частота дыхания, минутный объем
дыхания) у мальчиков выше чем
у девочек. При более редкой частоте дыхания
большая величина минутного объема дыхания
(как в состоянии покоя, так и при нагрузке)
обеспечивается у мальчиков за счет глубины
дыхания, т.е. более экономичного, чем у
сверстниц.