Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:18, реферат
Наша страна переживает сложное время перемен во всех сферах жизнедеятельности. Перемены коснулись и системы образования: новые типы школ, новые парадигмы, новые технологии. Изменения в обществе нашли свое отражение в изменении запроса на образование подрастающего поколения.
Стране нужны активные деятели, творцы, которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь. Это обусловило появление в школе развивающего обучения, личностно-ориентированного, дифференцированного образования.
Введение
Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
Заключение
Приложение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И
Институт: Институт международных отношений и права
Кафедра: Кафедра физического воспитания и спорта
Реферат
Учебная дисциплина: Физическая культура
Номер и название темы: 59, «Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем»
Номер зачетной книжки: 111589
Номер группы: БМ-15
Ф. И. О. студента: Сабаева Анна Александровна
Проверил (а): Коршунова Ольга Сергеевна
Оценочное заключение:
Новосибирск 2013
Содержание
Введение
Наша страна переживает сложное время перемен во всех сферах жизнедеятельности. Перемены коснулись и системы образования: новые типы школ, новые парадигмы, новые технологии. Изменения в обществе нашли свое отражение в изменении запроса на образование подрастающего поколения.
Стране нужны активные
деятели, творцы, которые смогут сами
нести ответственность за свою жизнь.
Это обусловило появление в школе
развивающего обучения, личностно-ориентированного,
дифференцированного
Обществу нужна личность – гармонично развитая, творческая, активная, понимающая свое предназначение в жизни, умеющая управлять своей судьбой, здоровая физически и нравственно.
Сегодня все чаще
поднимается вопрос об
Различные исследования
медиков, физиологов, психологов
и гигиенистов показывают, что
уже в первом классе 15 % детей
имеют хронические патологии,
более 50 % - те или иные отклонения
физического здоровья, 18-20 % - пограничные
нарушения психического
У 20-60 % детей младшего школьного возраста выявлен высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, иммунная система в 70-80% случаев функционирует в режиме перенапряжения.
Неуклонное снижение
уровня здоровья детей
Теория
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все дети распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную.
Подготовительная группа формируется из детей, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность.
Основными
задачами занятий физическими
При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к детям снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.
Двигательные задания детям данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
В специальную группу включают детей, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение детей в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Основными задачами физического воспитания детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
–
повышение функционального
– повышение физической и умственной работоспособности;
– повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
– формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;
– обучение рациональному дыханию;
– освоение основных двигательных умений и навыков;
– воспитание морально-волевых качеств;
– воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся;
– создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом.
В зависимости от характера заболеваний детей, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Основной формой физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья является занятие, которое строится по стандартной схеме: подготовительная, основная и заключительная части. Однако от обычных занятий физической культуры оно имеет свои принципиальные особенности. В отличие от обычного занятия продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части занятия. Подбор упражнений в основной части занятия (20–22 мин) предусматривает решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств. Наиболее широко используются гимнастические упражнения, позволяющие дозировать физическую нагрузку, избирательно влиять на отдельные органы и системы, мышечные группы и суставы. Применяются также элементы подвижных и спортивных игр, легкой атлетики и лыжной подготовки. Полностью исключаются акробатические упражнения и упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными статическими напряжениями. В заключительной части занятия (3–5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.
Двигательные
режимы для детей с ослабленным
здоровьем рекомендуется
Двигательные режимы при ЧСС 130–150 уд./мин являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.
Преподаватель физической культуры контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.
Кроме занятий используются и другие формы физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до занятий, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др.
Заключение
Обеспечение надлежащего врачебного и педагогического контроля за физическим воспитанием школьников из специальных медицинских групп возможно лишь при взаимопонимании и взаимодействии департаментов народного образования и здравоохранения. Организационно- методическую и практическую работу по профилактике заболеваемости и контролю за динамикой восстановления физической работоспособности больных детей должны возглавлять врачебно- физкультурные диспансеры.
На базе врачебно-физкультурных
диспансеров могут быть организованы
постоянно действующие семинары
для медработников и
Медицинским работникам
школ необходимо постоянно проводить
с родителями и детьми индивидуальные
и коллективные беседы о роли двигательной
культуры и основах здорового
образа жизни людей. Важно обеспечить
учащихся комплексами упражнений в
форме физкультурных пауз (физкультминуток),
которые они могут выполнять
дома во время приготовления уроков
или работы за компьютером.
Следует рекомендовать школьным коллективам
чаще приглашать на открытые уроки СМГ
родителей и демонстрировать им на конкретных
примерах рост физической подготовленности
детей.
Показательные уроки и спортивные праздники
могут также стать мощным побудительным
фактором для самостоятельных занятий
детей дома, а со временем – с учетом их
возможностей, склонностей и интересов
– и к самостоятельным занятиям различными
формами физической культуры и спорта.
Приложение
Подготовительная
часть. Построение. Объяснение
задач урока. Подсчет пульса и частоты
дыхания. Уточнение самочувствия. Медленная
ходьба с изменением направления движения.
Ходьба в полуприседе и в приседе. Быстрая
ходьба. Бег в среднем темпе 30–60 секунд.
Быстрая ходьба с постепенным замедлением
темпа и с выполнением простых дыхательных
упражнений. Построение для выполнения
простых общеразвивающих упражнений.
Упражнение 1. «Кролики
и великаны»
И.п. – о.с. 1–2 – полуприсед; 3–4 – встать,
подняться на носки, руки вверх. Выполнять
6–8 раз.
Упражнение 2. «Азбука
Морзе»
И.п. – руки на поясе. 1 – руки вперед; 2
– руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – и.п.
Повторять 6–8 раз.
Упражнение 3. «Часы»
И.п. – руки на поясе. Наклоны в стороны
на каждый счет с речитативом «Тик-так,
тик-так, целый день вот так». Повторять
12 раз.
Упражнение 4. «Хлопки»
И.п. – о.с. 1 – поднять левую ногу, согнутую
в колене, и сделать хлопок под ней; 2 –
и.п.; 3–4 – то же с хлопком под правой ногой.
Повторять 10–12 раз.
Упражнение 5. «Маятник»
И.п. – руки согнуты в локтях. 1 – наклон
вперед; 2 – и.п.; 3 – наклон назад; 4 – и.п.
Повторять 6–8 раз.
Упражнение 6. «Дотянись
до неба»
И.п. – руки на поясе. 1 – шаг правой ногой
в сторону; 2 – подняться на носки, руки
вверх; 3 – опуститься на всю ступню, руки
на пояс; 4 – и.п.; 5–8 – то же шагом левой
ноги. Повторять 4–6 раз.
Упражнение 7. «Море волнуется»
И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх, кисти
опущены. 1 – встать на пятки, кисти вверх;
2 – встать на носки, кисти вниз. Повторять
6–8 раз.
Медленная, спокойная ходьба.
Основная
часть. Выполнение каждым занимающимся
индивидуального комплекса гимнастических
упражнений, рекомендованного при конкретном
заболевании. Простые упражнения на гимнастической
стенке; спокойная ходьба, дыхательные
упражнения. Метание малых мячей на меткость
и дальность.
Подвижные игры
1. «Перемена мест»
(ловкость). Участники располагаются произвольно
на площадке в начерченных небольших кругах.
У водящего круга нет. По сигналу преподавателя
участники меняются местами, а водящий
старается захватить себе любой круг.
Оставшийся без места становится водящим.
2. «Белые медведи»
(ловкость, выносливость). Двое водящих
берутся за руки, а свободными руками стараются
запятнать бегающих детей. Те, кого запятнали,
присоединяются к водящим, образуя тройки,
четверки и т.д. Игра продолжается до тех
пор, пока последний не присоединится
к водящим.
Спортивные игры. Спокойная
ходьба, дыхательные упражнения.
Заключительная часть. Подсчет пульса, частоты дыхания. Подведение итогов урока, задание на дом. Организованный уход с места занятий.