Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 19:02, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования:изучить особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования: 1. проанализировать научную методическую литературупо теме физическое воспитание младших школьников. 2. определить основные задачи, формы и средства физического воспитания учащихся начальных классов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...3 1.2 Физические качества детей младшего школьного возраста……..…3 1.3 Адаптация младших школьников к физической нагрузке………...11 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Средства физического воспитания………………………………….12 2.2 Методы и принципы физического воспитания……………………14 2.3 Особенности развития двигательных качеств младших школьников………………………………………………………………………18 2.4 Урок физического воспитания………………………………………28 2.5 Подвижные игры, физкультминутки………………………………..30 2.6 Внеклассная работа по физическому воспитанию с младшими школьниками..........................................................................................................31 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….….38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРА…………………………
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОЛЛЕДЖ»
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(Курсовая работа)
Выполнил:
Студент специальности
050141 «Физическая культура»
Группы УФВ-031(З)
УТУСИКОВ А.В.
Проверила:
преподаватель
специальных дисциплин Тихонова Анна
Валерьевна
Тюмень 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анатомо-физиологические
особенности детей младшего школьного
возраста…………………………………………………………………………...3
1.2 Физические качества детей
младшего школьного возраста……..…3
1.3 Адаптация младших
школьников к физической нагрузке………...11
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Средства физического
воспитания………………………………….12
2.2 Методы и принципы
физического воспитания……………………14
2.3 Особенности развития двигательных
качеств младших школьников………………………………………………………………………18
2.4 Урок физического воспитания………………………………………28
2.5 Подвижные игры, физкультминутки………………………………..30
2.6 Внеклассная работа по
физическому воспитанию с младшими школьниками..........................................................................................................31
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….40
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анатомо-физиологические особенности
детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..
1.2 Развитие физических качеств
детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..
1.3 Адаптация младших школьников
к физической нагрузке…………
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1Средства физического воспитания…………………………………..
2.2 Особенности развития двигательных
качеств младших школьников………………………………………………………………………..
2.3 Урок физического
воспитания………………………………………..
2.4 Подвижные игры, физкультминутки…………………………………
2.5 Внеклассная работа
по физическому воспитанию с
младшимишкольниками.............................................................................................................
2.6 Формы физического
воспитания в семье…………………………..
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….....
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание учащихся
является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной
работы школы и занимает важное место
в подготовке учащихся к жизни, к общественно
полезному труду.
Работа по физическому воспитанию
в школе отличается большим многообразием
форм, которые требуют от учащихся проявления
организованности, инициативы, что способствует
воспитанию организационных навыков,
активности, находчивости. Осуществляемое
в тесной связи с умственным, нравственным,
эстетическим воспитанием и трудовым
обучением, физическое воспитание содействует
всестороннему развитию школьников.
Физическое воспитание младших
школьников имеет свою специфику, обусловленную
их анатомо-физиологическими и психологическими
особенностями, а также приспособлением
к новым условиям. С началом учебы значительно
растет объем умственного труда детей
и ощутимо ограничивается их двигательная
активность, возможность находиться на
открытом воздухе. В связи с этим правильное
физическое воспитание в младшем школьном
возрасте является не только необходимым
условием всестороннего гармоничного
развития личности ученика, но и действенным
фактором повышения его умственной работоспособности.
Актуальность исследования состоит в том что физическое
воспитание в младшем школьном возрасте
заинтерисовываети развиваетв ребёнке
такие качества как любознательность,
стремление к определенной деятельности,
заинтересованности окружающим миром
и т.д.Но чтобы достигнуть лучших результатов
учитель должен организовывать и проводить
в учебное время уроки физической культуры
и формировать у ребенка культуру поведения,
основанную на ценностях здорового образа
жизни, прививать любовь к спорту, привлекать
к занятиям в различных спортивных кружках
и секциях, давать необходимые знания
в данной области.
Цель исследования:изучить
особенности физического воспитания детей
младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать научную
методическую литературупо теме физическое
воспитание младших школьников.
2. определить основные
задачи, формы и средства физического
воспитания учащихся начальных классов.
Объект исследования - учебно-воспитательный
процесс в школе
Предмет исследования - физическое
развитие детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Анатомо-физиологические особенности
учащихся младшего школьного возраста.
Целью физического
воспитания является всестороннее гармоничное
развитие личности. Оно тесно связано
с умственным, моральным, трудовым и эстетическим
воспитанием.
Специфика воспитания младших
школьников обусловлена их анатомо-физиологическими
и психологическими особенностями - это
замедленный роста, высокое возбуждение
нервной системы, повышенная реактивность
и в силу этого частота сердечных сокращений
ребенка 7 лет - 88 уд/мин, 10 лет - 79 уд/мин.
Артериальное давление ребенка 7 лет -
85/60, 10 лет - 90/55. Масса и размеры сердца
меньше, чем у взрослых, ещё не закончилось
окостенение скелета, слабо развиты мышцы,
особенно мышцы туловища, недостаточно
крепкие связки и сухожилия, что способствует
деформации при нагрузке позвоночника.
Перегруз может привести к задержке роста
ребенка.
Рационально организованные
мероприятия по физическому воспитанию
в режиме дня расширяют функциональные
возможности организма ребенка, повышают
производительность умственного труда,
уменьшают утомляемость.
1.2 Развитие физических
качеств детей младшего школьного
возраста
Выдающийся педагог В.О. Сухомлинский
большое значение придавал деятельности
школы, учителей, направленной на улучшение
здоровья школьников, особенно учеников
младших классов. Он считал, что заботиться
о здоровье детей -- важнейшее задание
учителя [2].
Задача укрепления здоровья
ребенка предусматривает закаливание
его организма. С этой целью занятие физкультурой
по возможности следует проводить на воздухе,
а проводя их в помещении, придерживаться
гигиенических требований.
Важным показателем нормального
физического развития ребенка является
правильная осанка, которая предопределяет
нормальное положение и функционирование
внутренних органов. Формирование правильной
осанки зависит от многих условий, а именно
от того, как ученик ходит, стоит, сидит,
выполняет ли ежедневно утреннюю гимнастику,
физкультминутки на уроках, игры и упражнения
на переменах. Физические упражнения являются
основным средством формирования правильной
осанки.
Двигательная активность, которую
ребенок осуществляет в процессе физического
воспитания, является необходимым условием
нормального развития его центральной
нервной системы, средством усовершенствования
анализаторов и развития взаимодействия
их. Недаром говорят, что мышца воспитала
мозг, нервную систему. Существует тесная
взаимосвязь между двигательной деятельностью
ребенка и ее умственным развитием.
Выполнение целеустремленных
двигательных действий занимает важное
место в жизни детей младшего школьного
возраста и является одним из действенных
факторов развития их эмоционально-волевой
сферы, источником позитивных эмоций.
И.И. Павлов назвал удовольствие, которое
получает человек от двигательной деятельности,
«мускульной радостью» [3].
Формирование двигательных
умений и навыков в начальных классах
проводится согласно с учебной программой,
которая предусматривает обучение учеников
упражнениям основной гимнастики, легкой
атлетики, игр, лыжной подготовки, плавания.
Эффективность обучения двигательным
действиям зависит от методики проведения
уроков, от того, как в процессе обучения
активизируется познавательная деятельность
учеников, включается в этот процесс язык
и мышление, насколько сознательно относятся
они к усвоению двигательных действий.
Овладение правильной техникой
выполнения упражнений является важным
заданием физического воспитания. Как
известно, упражнения положительно влияют
на организм лишь при условии, что они
правильно выполняются. К тому же, рациональная
техника исполнения упражнений способствует
формированию правильных навыков жизненно
важных движений, развивает у детей умения
целесообразно распределять усилие и
эффективно осуществлять разные движения,
воспитывает у них готовность быстро усваивать
новые двигательные действия [3].
Формируя у учеников жизненно
важные умения и навыки, следует уделять
надлежащее внимание выработке у них умения
быстро и точно выполнять мелкие движения
пальцами рук, умело взаимодействовать
обеими руками, быстро перестраивать движения
в соответствии с условиями. Развитие
у школьников движений руки, этого основного
органа предметных действий человека,
является важным заданием начальной обучения.
На развитие движений руки ученика влияют
разные виды деятельности: письмо, рисование,
ручной труд, самообслуживание, занятие
физической культурой. Следует подчеркнуть,
что занятия физкультурой играют специфическую
роль в развитии движений руки и, в частности,
в развитии произвольной регуляции их.
Именно на этих занятиях ставятся и выполняются
задания развития у учеников точных и
согласованных между собой движений рук
с помощью упражнений с предметами (с большими
и малыми мячами, со скакалкой, с палками,
флажками и др.), а также с помощью специальных
упражнений для развития дифференцированных
движений пальцев рук.
Основатель научно обоснованной
теории физического воспитания П.Ф. Лесгафт
одним из основных заданий физического
воспитания считал формирование у детей
умения с наименьшей затратой усилий и
в наименьший промежуток времени сознательно
выполнять наибольшую работу [5]. Совокупность
названных выше качеств и определяет уровень
«двигательной культуры» ребенка. Высокое
развитие таких умений и качеств необходимо
для обучения, для многих современных
профессий, а также для бытовых действий
и военного дела. Развитие умения эффективно
осуществлять двигательные действия является
важным компонентом всестороннего гармоничного
развития личности.
В начальных классах ученики
должны иметь представление о правильном
двигательном режиме, осознавать значение
утренней гигиенической гимнастики, физической
культуры, активного отдыха во внеурочное
время, знать, какая одежда и обувь нужны
для занятий физическими упражнениями,
следить за правильностью осанки, знать
правила закаливания.
Получение учениками знаний
по физической культуре является необходимым
условием сознательного овладения учебным
материалом по этому предмету, привитие
интереса и привычки систематически заниматься
физическими упражнениями. Особенную
роль играют знания учеников по физической
культуре в формировании у них умений
самостоятельно выполнять физические
упражнения, в выработке у учеников убеждения
о необходимости систематически заниматься
физкультурой, закалять организм с помощью
использования естественных факторов
(солнца, воздуха, воды). Все это содействует
не только физическому развитию и укреплению
здоровья учеников, но и воспитывает у
них правильное отношение к своему здоровью
и к здоровью других людей, способствует
предотвращению или искоренению вредных
для здоровья привычек [5].
Развитие двигательных (физических)
качеств заключается в том, чтобы в процессе
занятий физкультурой развивать у учеников
гибкость скорость, силу, ловкость, выносливость.
Этот процесс тесно связан с формированием
двигательных навыков и обусловлен объемом
и характером двигательной активности
ребенка. От уровня развития двигательных
качеств зависят результаты выполнения
таких естественных движений, как бег,
прыжки, метание, плавание и др.
В младшем школьном возрасте
естественное физиологичное развитие
двигательных качеств имеет свои особенности:
ловкость и скорость движений развиваются
интенсивнее, чем сила и выносливость.
Для методики физического воспитания
важно учитывать то, что мышца как орган
ощущения созревает раньше, чем как рабочий
орган. У детей с 7 до 13 лет наблюдаются
наибольшие сдвиги в развитии координации
движений. Учитывая это, важно правильно
определить содержание и методы физического
воспитания, которые бы содействовали
развитию у детей двигательных качеств
в соответствии с их возрастными особенностями
[4].