Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2015 в 19:02, курсовая работа
Описание работы
Цель исследования:изучить особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования: 1. проанализировать научную методическую литературупо теме физическое воспитание младших школьников. 2. определить основные задачи, формы и средства физического воспитания учащихся начальных классов.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...3 1.2 Физические качества детей младшего школьного возраста……..…3 1.3 Адаптация младших школьников к физической нагрузке………...11 ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Средства физического воспитания………………………………….12 2.2 Методы и принципы физического воспитания……………………14 2.3 Особенности развития двигательных качеств младших школьников………………………………………………………………………18 2.4 Урок физического воспитания………………………………………28 2.5 Подвижные игры, физкультминутки………………………………..30 2.6 Внеклассная работа по физическому воспитанию с младшими школьниками..........................................................................................................31 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….….38 СПИСОК ЛИТЕРАТУРА…………………………
Формирование интереса и привычки
к занятиям физкультурой - необходимое
условие успешного осуществления физического
воспитания школьников.
В младшем школьном возрасте
активно развиваются интересы и привычки.
Большое значение для привития
школьникам интереса к физкультуре имеет
позиция семьи в этом вопросе. Интерес
возникает и станет стойким, если родители
привлекают детей младшего школьного
возраста к занятиям физкультурой, создают
для этого необходимые условия [6].
Воспитание позитивных морально-волевых
качеств является одним из важных заданий,
что осуществляется в процессе занятий
физкультурой. А.С. Макаренко в своих «Лекциях
о воспитании детей» писал: «Дисциплинированный
гражданин может быть воспитан только
всей суммой правильных влияний, среди
которых самое выдающееся место должны
занимать: широкое политическое воспитание,
общее образование, книга, газета, труд,
общественная работа и даже такие вроде
бы второстепенные вещи, как игра, развлечение,
отдых» [2].
Специфика влияния занятий
физкультуры на воспитание морально-волевых
качеств заключается в том, что ученики
для достижения успехов в выполнении физических
упражнений выявляют целенаправленность
и волю, дисциплинированность, умение
мобилизировать в нужный момент свои физические
и духовные силы. В то же время на занятиях
физкультурой преобладает коллективная
деятельность. Ученики приучаются выявлять
чувство дружбы, приобретают навыки культуры
поведения, коллективизма и тому подобное.
Следует стремиться достичь такого уровня
сознания, чтобы в процессе занятий, соревнований
между командами, классами ученик получал
моральное удовольствие не только от своей
ловкости, но и от того, что он сделал это
в интересах коллектива, во имя коллектива.
В процессе совместной практической деятельности
дети приучаются к правильному поведению
в соответствии с нормами морали. Правильно
организованное выполнение упражнений
группами, командные игры, участие в соревнованиях
способствуют входу ребенка в коллектив
и воспитанию у него привычки жить интересами
коллектива.
При выполнении физических
упражнений ученикам часто приходится
выявлять волевые усилия, чтобы преодолевать
неуверенность и даже страх. В результате
постоянной тренировки у учеников воспитываются
смелость, решительность, настойчивость.
Вместе с волевыми качествами одновременно
воспитываются моральные черты личности,
а моральное воспитание невозможно без
проявления волевых усилий [6].
Постоянное выполнение физических
упражнений приводит к выработке системы
привычных действий и эмоционально-психических
состояний. Когда ученик начинает изучать
какое-то упражнение, особенно сложное,
он часто чувствует неуверенность, страх.
В процессе освоения упражнения эти чувства
проходят, вместо этого появляется удовольствие
от умения выполнять усвоенные действия.
Однако сама система привычных действий
и эмоционально-психических состояний
еще не обеспечивает морального развития
личности. Для достижения этого у учеников
формируют моральное сознание, которое
определяет направленность их деятельности.
Используя приобретенные знания и умения
во время соревнований между командами,
классами или школами, ученик переживает
удовольствие не только от своих эффективных
практических действий, но и от сделанного
им в интересах коллектива. Такая организация
дела ставит всех учеников в условия личной
ответственности за успех коллектива.
Подготовка учеников к сдаче
норм комплекса ГТО. Начальная степень
комплекса ГТО «К стартам готов» рассчитана
на детей 7--9 лет. Задания этой степени
заключаются в том, чтобы дети приобретали
навыки выполнения физических упражнений,
развивали ловкость, смелость, координацию
движений, приобретали интерес к спорту.
В 1 классе ученики готовятся к сдаче норм
начальной степени, а в 2 -- продолжают подготовку
и сдают эти нормы. В 3 классе готовятся
к сдаче в 4 классе норм І степени -- «Смелые
и ловкие».
Для мальчиков и девочек нормы
степени «К стартам готов» одни.
Большинство упражнений этой
степени входит в программу по физической
культуре для подготовительных и 1--3 классов.
В связи с этим часть работы по подготовке
школьников к сдаче норм комплекса проводится
на уроках физкультуры, ведутся также
систематические внеклассные занятия.
Последними желательно охватывать всех
учеников. К этой работе привлекается
ученический физкультурный актив, коллектив
физической культуры школы [6].
1.3 Адаптация младших школьников
к физическим нагрузкам.
Все родители мечтают, чтобы
их ребенок рос здоровым и крепким, много
знал. Словом, родители хотят, чтобы их
ребенок был гармонично развитым и здоровым.
Здорового ребенка легче воспитывать.
У него быстрее устанавливаются все необходимые
умения и навыки. Он лучше приспосабливается
к смене условий и воспринимает все предъявляемые
ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка
правильного формирования характера,
развития инициативы, сильной воли, дарований,
природных способностей.
Что же такое здоровье? Обращаясь
к "Словарю русского языка" С.И. Ожегова,
мы найдем такое определение здоровья:
"Это правильная, нормальная деятельность
организма". А в Уставе Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье
- это не только отсутствие болезней или
физических дефектов, но и полное физическое,
психическое, духовное и социальное благополучие.
И именно поэтому проблему здоровья следует
рассматривать комплексно, в широком социальном
аспекте.
Если физическое здоровье -
это показатели роста, веса, окружности
грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение,
состояние двигательной активности, моторики
и координации, чувство аппетита, отсутствие
болезней и физических дефектов, то психическое
здоровье включает в себя эмоциональный
комфорт, уравновешенность психики ребенка,
умственная работоспособность, развитие
психических процессов, уровень зрелости
процессов возбуждения и торможения и
т. п.
Физическое здоровье и психическое
состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Ощущение своего физического здоровья
и своих физических возможностей, телесного
благополучия способствуют устойчивому
чувству комфорта. Известно, что на любое
событие душа и тело отзываются вместе.
Психическое напряжение вызывает мышечный
тонус и, наоборот, мышечное напряжение
приводит к эмоциональному всплеску. А
расслабление мышц вызывает снижение
эмоционального напряжения и приводит
к успокоению, восстановлению учащенного
дыхания. Это обратное влияние используется
для регуляции психического состояния.
В последнее время проблемам
обеспечения физического и психического
здоровья детей уделяется особенное внимание.
Это обусловлено целым рядом причин и
особенно тем, что неврозы, как следствие
стресса, все увереннее "перекочевывают"
в детский возраст, что дети часто оказываются
в состоянии психоэмоционального напряжения.
В этой ситуации им бывает труднее всего
из-за низкой психической устойчивости,
обусловленной возрастом. Детские стрессы
влекут за собой различные нервные расстройства
и повышенную заболеваемость. Причиной
таких стрессов является дефицит положительных
эмоций у ребенка и отрицательная психологическая
обстановка.
Необходимо подчеркнуть, что
для здоровья ребенка очень важно обеспечение
нормального психического здоровья: внимание
к речевому развитию, профилактика переутомления,
создание эмоционального комфорта. Необходимость
постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное
состояние детей требует создания всех
необходимых условий для гармоничного
взаимодействия ребенка с жизненной средой
дошкольного учреждения
Период адаптации к условиям
образовательного учреждения - это сложный
процесс приспособления организма ребёнка
к новым условиям социального существования,
к новому режиму. Наиболее сложная перестройка
организма происходит на начальной фазе
адаптации, которая может затянуться и
перейти в дезадаптацию. Адаптивные возможности
ребенка ограничены, поэтому резкий переход
в новую социальную ситуацию и длительное
пребывание в стрессовом состоянии могут
привести к нарушениям в эмоциональной
сфере, в поведении или замедлению темпа
психофизического развития ребёнка. Чтобы
избежать осложнений и обеспечить оптимальное
течение адаптации необходимо создать
условия, которые помогут смягчить разрыв
ребенка с родителями и преодолеть страх
и тревожность не только у детей, но и у
их родителей, таким образом, обеспечить
постепенный переход ребёнка из условий
семьи в образовательное учреждение.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Средства физического воспитания
учащихся младшего школьного возраста.
Средствами физического воспитания
младших школьников являются физические
упражнения, физический труд, использование
гигиенических факторов, оздоровительных
сил природы.
Физические упражнения являются
основным средством физического воспитания
в школе. С помощью их осуществляются задания,
направленные на всестороннее физическое
развитие детей, формирование правильных
навыков таких естественных движений,
как ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье
и другое, развитие основных физических
качеств (ловкости, скорости, силы, выносливости),
воспитание позитивных морально-волевых
качеств и полезных привычек.
На уроках физической культуры
и на занятиях кружков общей физической
подготовки используются предусмотренные
учебной программой упражнения основной
гимнастики (построение и перестроение;
основные положения и движения рук, ног,
туловища; упражнения с мячами, скакалками;
акробатические и танцевальные упражнения;
упражнения на гимнастической стенке;
удержание равновесия; ходьба и бег; прыжки;
метание), подвижные игры, лыжная подготовка,
плавание, в 3 классе также упражнения
легкой атлетики.
Физический труд является важным
средством физического воспитания школьников.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что физический
труд необходим для развития и поддержки
физических сил человека, его здоровья
и физических способностей. Ученики младших
классов в школе и дома осуществляют физический
труд, связанный с самообслуживанием,
удовлетворением потребностей быта, общественно
полезный труд (труд на участках, уход
за физкультурными площадками и т.д) [2].
С воспитанием сознательного
и позитивного отношения к физическому
труду у детей развиваются ценные физические
качества и умения. Уроки ручного труда,
общественно полезный труд детей и труд
в быту следует организовывать, придерживаясь
необходимых гигиенических требований
и правильно дозируя физические нагрузки.
Гигиенические факторы -- это
режим дня школьника и соблюдения правил
гигиены.
Деятельность ребенка следует
организовать так, чтобы выполнялись рекомендации
гигиены в учебе, труде, отдыхе, питании,
занятиях физическими упражнениями и
тому подобное. Правильный режим дня (в
школе и дома) предотвращает переутомление,
способствует успешному выполнению всех
заданий, устраняет нерациональную трату
времени.
Для того чтобы дети придерживались
установленного для них режима дня во
внешкольное время, учителю необходимо
проводить разъяснительную работу, как
с детьми, так и с родителями, стремясь
достичь сознательного усвоения предусмотренных
программой теоретических сведений по
физической культуре, в которых раскрываются
основные положения о двигательном режиме
учеников. Ученики должны понять необходимость
выполнения режима дня как важного условия
успешной учебы, физического развития,
воспитания полезных привычек.
Пользуясь ориентировочным
режимом дня для учеников общеобразовательных
школ, утвержденным Министерством образования
Украины, учитель вместе с родителями
составляет режим для учеников. Учитываются
отдаленность школы от дома (это особенно
важно для сельских школ), домашние условия,
участие в общественной работе и в кружках,
состояние здоровья ребенка [7]. Систематическое
соблюдение детьми режима возможно при
условии, что и школа, и родители постоянно
будут контролировать выполнение детьми
режима дня.
Важной составной частью режима
является соблюдение детьми правил гигиены
в повседневной жизни. Прививание им осознанной
привычки придерживаться правил личной
и общественной гигиены -- это одно из главных
заданий физического воспитания младших
школьников, которое осуществляется совместными
усилиями школы и семьи.
Оздоровительные факторы (воздух,
солнце, вода) можно использовать как самостоятельное
средство укрепления здоровья и закаливание
организма ребенка, например принятие
воздушных и солнечных процедур, купание,
обтирание водой, а также в сочетании с
выполнением физических упражнений --
воздушные ванны во время утренней гимнастики,
водные процедуры после утренней гимнастики
и тому подобное [7].
2.2 Особенности развития двигательных
качеств младших школьников.
Программа по физической
культуре для учеников начальных классов
уделяет большое внимание развитию двигательных
качеств школьников. В каждом ее разделе,
посвященном формированию и совершенствованию
двигательных умений и навыков, предусмотрен
материал для развития двигательных качеств.
Учителям физической культуры необходимо
ориентироваться на этот материал и, исходя
из условий школы, выделять на каждом уроке
определенное количество времени (6--12
мин) на развитие двигательных качеств
учеников [8].
В работе по развитию
двигательных качеств учителю необходимо
учитывать особенности индивидуального
и возрастного развития ребенка. Если
целенаправленное развитие двигательных
качеств осуществляется в период ускоренного
возрастного развития, то педагогический
эффект оказывается значительно выше,
чем в период замедленного роста. Поэтому
целесообразно осуществлять направленное
развитие тех или других двигательных
качеств у детей в те возрастные периоды,
когда наблюдается наиболее интенсивный
возрастной рост их.
Развитие физических
качеств осуществляется в процессе обучения
детей двигательным действиям, в единстве
с формированием двигательных навыков.
Однако это не исключает потребности планировать
специальные задания по развитию физических
качеств школьников, как для отдельного
урока, так и для серии уроков. Систематически
изучая физическую подготовленность детей,
учитель решает, над развитием каких физических
качеств учеников он будет работать, ставит
определенные задания и подбирает физические
упражнения для выполнения во время урока.
Задачи, направленные
на развитие физических качеств изменяется
с урока в урок не так динамично, как задачи
учебные. Очень часто одна и та же задача
рассчитана на целую серию (систему) уроков.
Формулировка их в плане урока, может быть
таким: «Содействовать развитию скорости,
ловкости, гибкости во время выполнения
определенных физических упражнений и
проведения подвижных игр» [8].