Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 20:24, реферат
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Агентство морского и речного транспорта
Сибирский Государственный университет водного транспорта
Кафедра физического воспитания и спорта
Реферат на тему: «Физическое воспитание студенческой молодежи»
Выполнила: Чупракова О.А.
Группа: ЭК-11
Проверил: Байков Е. П.
Новосибирск 2015 г.
Терминология, программное построение занятий ФК в вузах.
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Физическая культура - это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.
Физические упражнения - элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
Спорт-Физические упражнения для развития и укрепления организма, а также система организации и проведения соревнований в различных областях физической культуры.
Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
· воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств,
готовности к высокопроизводительному труду;
· сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному
формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой
работоспособности на протяжении всего периода обучения;
· всесторонняя физическая подготовка студентов;
· профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом
особенностей их будущей трудовой деятельности;
· приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к
работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
· совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
· воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня
физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая
подготовка студентов.
В высшем учебном заведении общее руководство физическим воспитанием и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными подразделениями и общественными организациями вуза.
Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.
Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза.
Для проведения занятий по физическому воспитанию все студенты в каждом вузе распределяются по учебным отделениям: основное, специальное и спортивное. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинского заключения), физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности, интересов студентов. На основе этих показателей каждый студент попадает в одно из трех отделений для прохождения обязательного курса физического воспитания. Каждое отделение имеет определенное содержание и целевую направленность занятий.
В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по результатам медицинского обследования к основной и подготовительной медицинским группам, т. е. не имеющие отклонений в состоянии здоровья, но физически слабо подготовленные.
В основном отделении учебный процесс направлен на:
– всестороннее физическое развитие студентов, повышение уровня их общей физической, профессионально-прикладной и методико-практической подготовленности;
– формирование активного отношения и интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Занятия имеют заметно выраженную комплексную направленность по типу ОФП, с акцентом на воспитание аэробной выносливости, так как именно она обеспечивает повышение общей физической работоспособности и деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Должное внимание уделяется воспитанию силовых и координационных способностей, обучению технике движений в рамках как общей, так и профессионально-прикладной направленности. Методика занятий носит преимущественно учебно-тренировочный характер. Моторная плотность не опускается ниже 50 %, интенсивность нагрузки по ЧСС колеблется в пределах 130–160 уд./мин.
В специальное
учебное отделение зачисляются студенты,
отнесенные по данным медицинского обследования
в специальную группу, т. е. имеющие определенные
отклонения в состоянии здоровья. Практический
материал для специального учебного отделения
разрабатывается преподавателями с учетом
показаний и противопоказаний для каждого
студента, имеет корригирующую и оздоровительно-
Учебный процесс в специальном медицинском отделении имеет определенную специфику и преимущественно направлен:
– укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений, недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего периода обучения;
– использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания, самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных упражнений, направленных на профилактику болезни;
– приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания.
Направленность
учебных занятий носит ярко выраженный
оздоровительно-
Согласно научно обоснованным рекомендациям студенты специального отделения в зависимости от характера заболевания делятся на четыре группы: А, Б, В и лечебную.
Группа А комплектуется из студентов с заболеванием сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем. Поэтому основным содержанием занятий в этой группе являются дыхательные упражнения, строго индивидуально дозируемые упражнения (бег, плавание, передвижение на лыжах и др.), позволяющие совершенствовать аэробные возможности занимающихся.
Группа Б формируется из студентов с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие. В этой группе преимущественно используются упражнения основной гимнастики, включенные в программы лечения конкретных заболеваний.
Группа В состоит из студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этой группе преобладают упражнения, совершенствующие осанку, опорно-двигательный аппарат, а также общеразвивающие и направленно корригирующие физические упражнения.
Лечебная группа комплектуется из студентов с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.
Физическая нагрузка во всех четырех группах строго и индивидуально регламентируется, исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха. Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления. Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью.
В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься и совершенствовать свое мастерство в одном из видов спорта.
Занятия строятся на основе соблюдения принципов спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, единство общей и специальной подготовки и др.). Студенты выполняют обязательные зачетные требования и нормативы, установленные для основною отделения и в те же сроки.
Таким образом, учебный процесс по физическому воспитанию студентов включает в себя два взаимосвязанных содержательных компонента:
1) базовые занятия физической культурой, обеспечивающие формирование основ физической культуры личности;
2) спортивный
компонент, дополняющий базовый
и включающий занятия в
В содержание занятий всех учебных отделений включаются разделы:
· гимнастика,
· лёгкая атлетика,
· плавание,
· лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок
или велосипедный спорт),
· туризм,
· спортивные игры,
· стрельба.
Нормативно-правовая база.
Законопроект о физической культуре и спорте разработан в соответствии с поручением Президента РФ В. В. Путина от 11 ноября 2003 г. № Пр-2043 (п. 5) подготовить и внести в установленном порядке в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в новой редакции (Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту 1 октября 2003 г.), а также поручением Председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова от 19 ноября 2003 г. № МК-П8-13841.
Предметом законодательного регулирования в представляемом законопроекте являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта, возникающие при:
1. Обеспечении прав граждан на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом;
2. Создании необходимых условий для развития физической культуры и спорта и физического воспитания населения;
3. Осуществлении хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта;
4. Подготовке спортивного резерва и сборных команд России по различным видам спорта для их успешного выступления на международных соревнованиях.
В представляемом законопроекте сформулированы принципы государственной политики и определены меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Разработаны соответствующие юридические нормы, регулирующие основополагающие правоотношения в сфере физической культуры и спорта. В частности, к таковым относятся нормы, регулирующие:
1.Разграничение полномочий федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, между государственными органами и общественными объединениями (федерациями, союзами, ассоциациями) по видам спорта;
2.Деятельность в спорте высших достижений, в системе подготовки спортивного резерва, по формированию и функционированию сборных команд Российской Федерации;
3.Взаимоотношения спортсмена и физкультурно-спортивной организации (договор о спортивной деятельности, переходы спортсменов, выплата компенсаций, противодействие применению допинга и т. п.), в том числе в сфере профессионального спорта;
4.Организацию физической культуры и спорта в системе образования, здравоохранения, в Вооруженных силах, органах внутренних дел, по месту работы, жительства и отдыха населения, в том числе деятельность спортивных клубов, спортивных школ, училищ олимпийского резерва;
5.Организацию социальной защиты и стимулирования труда работников физической культуры и спорта;
6.Развитие физической культуры и спорта среди инвалидов;
7.Деятельность, направленную на создание и укрепление материально-технической базы, совершенствование научного, образовательного и медицинского обеспечения физической культуры и спорта.
Впервые вводятся нормы о Всероссийском реестре видов спорта, спортивных клубах, сборных командах Российской Федерации, Паралимпийском комитете России, Сурдлимпийском комитете России, Специальной Олимпиаде России, государственной символике Российской Федерации в спорте, спортивной этике, спортивном арбитраже, признании видов спорта и спортивных дисциплин, противодействии применению допинговых средств и методов в спорте, Единой всероссийской спортивной классификации, Едином календарном плане спортивных и физкультурных мероприятий, Государственном физкультурно-спортивном комплексе «Физическое совершенство», договоре о спортивной деятельности, переходах спортсменов из одной физкультурно-спортивной организации в другую, целевых программах развития физической культуры и спорта и типовых учебных программах подготовки спортсменов по различным видам спорта, едином информационном обеспечении, спортивном паспорте, физической подготовке в исправительных учреждениях, экономическом поощрении граждан, ведущих здоровый образ жизни, и ряд других.
Информация о работе Физическое воспитание студенческой молодежи