Физическое воспитание студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 20:24, реферат

Описание работы

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Файлы: 1 файл

СГУВТ. Эк-11. Физкультура.Олькин реферат..docx

— 25.08 Кб (Скачать файл)

Законопроект направлен на повышение оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, которая в законодательстве страны хронически недооценивается.

Вместе с тем у занимающихся спортом социальная активность значительно выше, чем у остальных людей. Выработка таких качеств личности, как решительность, воля, целеустремленность и самообладание, невозможна без систематических занятий спортом.

Занятия спортом, физическими упражнениями и закаливание формируют своеобразный иммунитет к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя и курению. Например, все клубы любителей бега, велоспорта, гребли, общефизической подготовки, шейпинга, боди-билдинга и другие — это практически клубы трезвости, антикурения и антинаркомании.

Спорт оказывает влияние на нравственное воспитание человека, формирование его культуры поведения и стиля жизни, без которых человек не может быть личностью и полноценным гражданином.

Спорт является самым эффективным средством перевоспитания «трудных подростков», предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, для проявления лидерства и соперничества на самой здоровой основе.

Важную роль спорт играет в поддержании общественного порядка и «выпускании пара», в первую очередь у «бунтующей» молодежи, как инструмент смягчения социально-политических и духовных противоречий, морального сплочения нации.

В случае принятия рассматриваемого законопроекта воспитательная, социально-экономическая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в стране значительно возрастет.

Деятельная сущность ФК в различных сферах жизни.

Физическая культура - это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах:

- объективной (в виде реальных предметов, в  продуктах духовного труда, в  системе социальных норм и  учреждений, в совокупности отношений  людей к природе, между собой  и к самим себе);

- субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

 

В тоже время главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках «переноса тренированности» и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности и её подготовки к трудовой деятельности.

Физическая культура реализуется в таких формах как:

- физическое  воспитание (связанное с освоением  физических и духовных сил  человека);

- спорт (их  совершенствованием);

- физическая  рекреация (поддержанием);

- двигательная  реабилитация (восстановлением).

Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.

Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания.

Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, то есть по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.

Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с выполнением физических упражнений.

Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, так как она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.

Ценности физической культуры.

Ценности физической культуры можно условно раз­граничить на интеллектуальные, двигательные, тех­нологические и мобилизационные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представля­ет собой знание о методах и средствах развития физическо­го потенциала человека как основы организации его физи­ческой активности, закаливания и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера относятся луч­шие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека.

Под технологическими ценностями физической куль­туры понимаются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оз­доровительной и спортивной тренировки, то есть все то, что наработано специалистами для обеспечения процес­са физической и спортивной подготовки.

К мобилизационным ценностям физической культу­ры относятся: способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстро­та оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение противостоять стрессам.

В жизни человеку бывают необходимы не только хорошо сбалансированные физические и духовные прояв­ления, но и способность действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремаль­ных ситуациях; готовность организма "пережить" рез­кие возмущения (болезнь, травму, аварийные ситуации, стихийные бедствия, социально обусловленные неожиданные или долгосрочные нагрузки на психику, физи­ческие перегрузки и т.п.). Вероятность возникновения таких критических ситуаций очевидна. Поэтому способ­ность организма к мобилизации в подобных условиях должна формироваться путем тренировки.

Ценности вырастают из потребностей. Осознание здоровья как величайшего блага, удовлетворяющего основ­ные (биологические) потребности человека как основу удовлетворения других (социальных) потребностей чело­века, побуждает человека к его сохранению и укреплению.

Осознание здоровья как высшей ценности человека и личный опыт, отражающий взаимосвязь образа жизни и физических упражнений, формирует у человека желание в повседневных физических упражнениях.

 

Список литературы:

  1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005.
  3. Физическая культура студента: Учеб. для студ. вузов / ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 1999.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Физическое воспитание студенческой молодежи