Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 20:24, реферат
Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Законопроект направлен на повышение оздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физической культуры и спорта, которая в законодательстве страны хронически недооценивается.
Вместе с тем у занимающихся спортом социальная активность значительно выше, чем у остальных людей. Выработка таких качеств личности, как решительность, воля, целеустремленность и самообладание, невозможна без систематических занятий спортом.
Занятия спортом, физическими упражнениями и закаливание формируют своеобразный иммунитет к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя и курению. Например, все клубы любителей бега, велоспорта, гребли, общефизической подготовки, шейпинга, боди-билдинга и другие — это практически клубы трезвости, антикурения и антинаркомании.
Спорт оказывает влияние на нравственное воспитание человека, формирование его культуры поведения и стиля жизни, без которых человек не может быть личностью и полноценным гражданином.
Спорт является самым эффективным средством перевоспитания «трудных подростков», предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, для проявления лидерства и соперничества на самой здоровой основе.
Важную роль спорт играет в поддержании общественного порядка и «выпускании пара», в первую очередь у «бунтующей» молодежи, как инструмент смягчения социально-политических и духовных противоречий, морального сплочения нации.
В случае принятия рассматриваемого законопроекта воспитательная, социально-экономическая и оздоровительная роль физической культуры и спорта в стране значительно возрастет.
Деятельная сущность ФК в различных сферах жизни.
Физическая культура - это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах:
- объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе);
- субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).
В тоже время главной специфической особенностью профессиональной физической культуры является прикладность, основанная на естественно-биологических предпосылках «переноса тренированности» и заключающаяся в формировании тех потребностей и способностей, освоении того общественного опыта и социальных ценностей, которые обладают наибольшей практической значимостью для личности и её подготовки к трудовой деятельности.
Физическая культура реализуется в таких формах как:
- физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека);
- спорт (их совершенствованием);
- физическая рекреация (поддержанием);
- двигательная реабилитация (восстановлением).
Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.
Деятельная часть физической культуры представлена процессом физического воспитания.
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, то есть по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре.
Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с выполнением физических упражнений.
Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач - восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, так как она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна.
Ценности физической культуры.
Ценности физической культуры можно условно разграничить на интеллектуальные, двигательные, технологические и мобилизационные ценности.
Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, закаливания и здорового стиля жизни.
К ценностям двигательного характера относятся лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека.
Под технологическими ценностями физической культуры понимаются различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, то есть все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.
К мобилизационным ценностям физической культуры относятся: способность к рациональной организации времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение противостоять стрессам.
В жизни человеку бывают необходимы не только хорошо сбалансированные физические и духовные проявления, но и способность действовать с высокой степенью мобилизации ресурсов своего организма в экстремальных ситуациях; готовность организма "пережить" резкие возмущения (болезнь, травму, аварийные ситуации, стихийные бедствия, социально обусловленные неожиданные или долгосрочные нагрузки на психику, физические перегрузки и т.п.). Вероятность возникновения таких критических ситуаций очевидна. Поэтому способность организма к мобилизации в подобных условиях должна формироваться путем тренировки.
Ценности вырастают из потребностей. Осознание здоровья как величайшего блага, удовлетворяющего основные (биологические) потребности человека как основу удовлетворения других (социальных) потребностей человека, побуждает человека к его сохранению и укреплению.
Осознание здоровья как высшей ценности человека и личный опыт, отражающий взаимосвязь образа жизни и физических упражнений, формирует у человека желание в повседневных физических упражнениях.
Список литературы:
Информация о работе Физическое воспитание студенческой молодежи