Содержание
- Введение 3
- 1. Средства физического воспитания 3
- 1.1 Гигиенические факторы 4
- 1.2 Физические упражнения 5
- 1.3 Оздоровительные силы природы 8
- 2. Методы физического воспитания 11
- 2.1 Методы строго регламентированного упражнения 11
- 2.2 Игровой метод 11
- 2.3 Соревновательный метод 13
- 2.4 Общепедагогические методы 13
- Заключение 15
- Список литературы 15
Введение
Целью данной работы является систематизация,
накопление и закрепление знаний
о средствах и методах физического
воспитания.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы
средств:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы
природы;
3) гигиенические факторы.
Основным специфическим средством
физического воспитания являются физические
упражнения, вспомогательными средствами
- оздоровительные силы природы и
гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств
позволяет специалистам по физической
культуре и спорту эффективно решать
оздоровительные, образовательные
и воспитательные задачи.
Под методами физического воспитания
понимаются способы применения физических
упражнений.
В физическом воспитании применяются
две группы методов: специфические
(характерные только для процесса
физического воспитания) и общепедагогические
(применяемые во всех случаях обучения
и воспитания).
К специфическим методам
физического воспитания относятся:
методы строго регламентированного
упражнения;
игровой метод (использование упражнений
в игровой форме);
соревновательный метод (использование
упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются
конкретные задачи, связанные с обучением
технике выполнения физических упражнений
и воспитанием физических качеств.
Общепедагогические методы
включают в себя:
словесные методы;
методы наглядного воздействия.
Ни одним из методов нельзя ограничиваться
в методике физического воспитания
как наилучшим. Только оптимальное
сочетание названных методов
в соответствии с методическими
принципами может обеспечить успешную
реализацию комплекса задач физического
воспитания.
Все вышеприведенные факторы обуславливают
актуальность и значимость тематики
работы на современном этапе, направленной
на глубокое и всестороннее изучение
средств и методов физического
воспитания.
1. Средства физического воспитания
1.1 Гигиенические факторы
К гигиеническим факторам,
содействующим укреплению здоровья
и повышающим эффект воздействия
физических упражнений на организм человека,
стимулирующим развитие адаптивных
свойств организма, относятся личная
и общественная гигиена (чистота
тела, чистота мест занятий, воздуха
и т.д.), соблюдение общего режима дня,
режима двигательной активности, режима
питания и сна.
Несоблюдение гигиенических
требований снижает положительный
эффект занятий физическими упражнениями.
Цель гигиены физического
воспитания и спорта состоит в
профилактике различных заболеваний,
связанных с воздействием факторов
физической культуры и спорта у лиц,
занимающихся физическими упражнениями,
повышении оздоровительной эффективности
занятий физическими упражнениями
на основе создания оптимальных условий,
организации и содержания занятий
физической культурой и спортом.
Предметом гигиены физического
воспитания и спорта как науки
является изучение процесса взаимодействия
организма человека с различными
факторами физической культуры и
спорта.
Основная задача гигиены
физического воспитания и спорта
состоит в разработке мероприятий
для предупреждения возможного неблагоприятного
влияния различных факторов физической
культуры и спорта, улучшения состояния
здоровья, физического развития, повышения
общей и спортивной работоспособности
лиц, занимающихся физической культурой
и спортом.
К основным гигиеническим
средствам, применяемым для этого,
относятся:
- оптимизация условий,
режимов и содержания, форм и
средств, применяемых в процессе
занятий физическими упражнениями;
- рациональное питание;
- оптимизация физических
нагрузок в процессе занятий
физическими упражнениями;
- закаливание.
1.2 Физические упражнения
Физические упражнения --
это такие двигательные действия
(включая и их совокупности), которые
направлены на реализацию задач физического
воспитания, сформированы и организованы
по его законам.
Слово физическое отражает
характер совершаемой работы (в отличие
от умственной); внешне проявляемой
в виде перемещений тела человека
и его частей в пространстве и
во времени.
Слово упражнение обозначает
направленную повторность действия
с целью воздействия на физические
и психические свойства человека
и совершенствования способа
исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение
рассматривается, с одной стороны,
как конкретное двигательное действие,
с другой -- как процесс многократного
повторения.
Эффект физических упражнений
определяется прежде всего содержанием.
Содержание физических упражнений -- это
совокупность физиологических, психологических
и биомеханических процессов, происходящих
в организме человека при выполнении
данного упражнения (физиологические
сдвиги в организме, степень проявления
физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений
обусловливает их оздоровительное
значение, образовательную роль, влияние
на личность. Оздоровительное значение.
Выполнение физических упражнений вызывает
приспособительные морфологические
и функциональные перестройки организма,
что отражается на улучшении показателей
здоровья и во многих случаях оказывает
лечебный эффект.
Оздоровительное значение физических
упражнений особенно важно при гипокинезии,
гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Под воздействием физических
упражнений можно существенно изменять
формы телосложения. Подбирая соответствующую
методику выполнения физических упражнений,
в одних случаях массу мышечных
групп увеличивают, в других случаях
уменьшают.
С помощью физических упражнений
можно целенаправленно воздействовать
на воспитание физических качеств человека,
что, естественно, может улучшить его
физическое развитие и физическую подготовленность,
а это, в свою очередь, отразится
на показателях здоровья. Например,
при совершенствовании выносливости
не только воспитывается способность
длительно выполнять какую-либо
умеренную работу, но и одновременно
совершенствуются сердечно-сосудистая
и дыхательная системы.
Техника физических упражнений. Целевой результат движения
зависит не только от содержания, но и
одновременно от техники физических упражнений.
Под техникой физических упражнений понимают
способы выполнения двигательных действий,
с помощью которых двигательная задача
решается целесообразно с относительно
большей эффективностью.
В физическом упражнении выделяют
три фазы: подготовительную, основную
(ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена
для создания наиболее благоприятных
условий выполнения главной задачи
действия (например, стартовое положение
бегуна на короткие дистанции, замах
при метании диска и т.п.).
Основная фаза состоит
из движений (или движения), с помощью
которых решается главная задача
действия (например, стартовый разгон
и бег на дистанции, выполнение поворота
и финального усилия в метании
диска и т.п.).
Заключительная фаза завершает
действие (например, пробежка по инерции
после финиша, движения для сохранения
равновесия и погашения инерции
тела после выпуска снаряда в
метаниях и т.п.).
Классификация физических упражнений. Классифицировать физические
упражнения -- значит логически представлять
их как некоторую упорядоченную совокупность
с подразделением на группы и подгруппы
согласно определенным признакам.
В теории и методике физического
воспитания создан целый ряд классификаций
физических упражнений.
1. Классификация физических
упражнений по признаку исторически
сложившихся систем физического
воспитания. Исторически в обществе
сложилось так, что все многообразие
физических упражнений постепенно
аккумулировалось всего в четырех
типичных группах: гимнастика, игры,
спорт, туризм.
Каждая из этих групп физических
упражнений имеет свои существенные
признаки, но главным образом они
различаются педагогическими возможностями,
специфическим назначением в
системе физического воспитания,
а также свойственной им методикой
проведения занятий.
В нашей системе физического
воспитания гимнастика, игра, спорт
и туризм дают возможность:
- во-первых, обеспечить всестороннее
физическое воспитание человека;
- во-вторых, удовлетворить
индивидуальные запросы и интересы
многих людей в сфере физического
воспитания;
- в-третьих, охватить физкультурными
занятиями людей практически
на протяжении всей жизни --
от элементарных детских подвижных
игр до занятий упражнениями
из арсенала лечебной физической
культуры в пожилом возрасте.
Классификация физических упражнений
по их анатомическому признаку. По этому
признаку все физические упражнения
группируются по их воздействию на
мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины
и т.д. С помощью такой классификации
составляются различные комплексы
упражнений (гигиеническая гимнастика,
атлетическая гимнастика, разминка и
т.п.).
Классификация физических упражнений
по признаку их преимущественной направленности
на воспитание отдельных физических
качеств. Здесь упражнения классифицируются
по следующим группам:
1) скоростно-силовые виды
упражнений, характеризующиеся максимальной
мощностью усилий (например, бег
на короткие дистанции, прыжки,
метания и т.п.);
2) упражнения циклического
характера на выносливость (например,
бег на средние и длинные
дистанции, лыжные гонки, плавание
и т.п.);
3) упражнения, требующие высокой
координации движений (например, акробатические
и гимнастические упражнения, прыжки
в воду, фигурное катание на
коньках и т.п.);
4) упражнения, требующие комплексного
проявления физических качеств
и двигательных навыков в условиях
переменных режимов двигательной
деятельности, непрерывных изменений
ситуаций и форм действий (например,
спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
Классификация физических упражнений
по признаку биомеханической структуры
движения. По этому признаку выделяют
циклические, ациклические и смешанные
упражнения.
Классификация физических упражнений
по признаку физиологических зон
мощности. По этому признаку различают
упражнения максимальной, субмаксимальной,
большой и умеренной мощности.
Классификация физических упражнений
по признаку спортивной специализации.
Все упражнения объединяют в три
группы: соревновательные, специально
подготовительные и обще подготовительные.
В любой классификации
упражнений предполагается, что каждое
из них обладает относительно постоянными
признаками, в том числе по эффекту
воздействия на выполняющего упражнение.
1.3 Оздоровительные силы
природы
Оздоровительные силы природы
оказывают существенное влияние
на занимающихся физическими упражнениями.
Изменения метеорологических условий
(солнечное излучение, воздействие
температуры воздуха и воды, изменения
атмосферного давления на уровне моря
и на высоте, движение и ионизация
воздуха и др.) вызывают определенные
биохимические изменения в организме,
которые приводят к изменению
состояния здоровья и работоспособности
человека.
В процессе физического воспитания
естественные силы природы используют
по двум направлениям:
1) как сопутствующие факторы,
создающие наиболее благоприятные
условия, в которых осуществляется
процесс физического воспитания.
Они дополняют эффект воздействия
физических упражнений на организм
занимающихся. Занятия в лесу, на
берегу водоема способствуют
активизации биологических процессов,
вызываемых физическими упражнениями,
, повышают общую работоспособность
организма, замедляют процесс
утомления и т.д.;