Физическое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 17:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о средствах и методах физического воспитания.
Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств:
1) физические упражнения;

Содержание работы

• Введение 3

• 1. Средства физического воспитания 3
o 1.1 Гигиенические факторы 4
o 1.2 Физические упражнения 5
o 1.3 Оздоровительные силы природы 8
o
• 2. Методы физического воспитания 11
o 2.1 Методы строго регламентированного упражнения 11
o 2.2 Игровой метод 11
o 2.3 Соревновательный метод 13
o 2.4 Общепедагогические методы 13
o
• Заключение 15

• Список литературы 15

Файлы: 1 файл

средства и методы физического воспиттания.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

2) как относительно самостоятельные  средства оздоровления и закаливания  организма (солнечные, воздушные  ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии  они становятся формой активного  отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных  сил природы является системное  и комплексное применение их в  сочетании с физическими упражнениями.

2. Методы физического воспитания

2.1 Методы строго  регламентированного упражнения

Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация  упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается  в том, что каждое упражнение выполняется  в строго заданной форме и с  точно обусловленной нагрузкой.

Методы строго регламентированного  упражнения обладают большими педагогическими  возможностями.

Они позволяют:

1) осуществлять двигательную  деятельность занимающихся по  твердо предписанной программе  (по подбору упражнений, их связкам,  комбинациям, очередности выполнения  и т.д.);

2) строго регламентировать  нагрузку по объему и интенсивности,  а также управлять ее динамикой  в зависимости психофизического  состояния занимающихся и решаемых  задач;

3) точно дозировать интервалы  отдыха между частями нагрузки;

4) избирательно воспитывать  физические качества;

5) использовать физические  упражнения в занятиях с любым  возрастным контингентом;

6) эффективно осваивать  технику физических упражнений  и т.д.

2.2 Игровой метод

В системе физического  воспитания игра используется для решения  образовательных, оздоровительных  и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и  правил игры.

Основными методическими  особенностями игрового метода являются:

игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование  двигательных умений и навыков, так  как в процессе игры они проявляются  не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости  с помощью игрового метода можно  избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие  игры);

наличие в игре элементов  соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что  делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

широкий выбор разнообразных  способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

соблюдение условий и  правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно  формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и  сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности  и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к  физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании  новых движений, а также при  дозировании нагрузки на организм.

2.3 Соревновательный метод

Соревновательный метод -- это способ выполнения упражнений в  форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании  соревнований в качестве средства повышения  уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного  метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в  которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод

в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам  спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.

как элемент организации  урока, любого физкультуоно - спортивного

занятия, включая и спортивную тренировку

Соревновательный метод  позволяет:

- стимулировать максимальное  проявление двигательных способностей  и выявлять уровень их развития;

- выявлять и оценивать  качество владения двигательными  действиями;

- обеспечивать максимальную  физическую нагрузку;

- содействовать воспитанию  волевых качеств.

2.4 Общепедагогические  методы

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования  слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные  методы).

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера  наличия материально - технической  базы, возможностей ее использования.

Заключение

На современном этапе на общем  фоне неблагополучия здоровья населения  особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, так как, по мнению специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации подрастающего  поколения и играют значительную роль в формировании мотивации сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Ведущими социально обусловленными факторами риска, олицетворяющими  угрозу сохранению, развитию и реализации человеческого потенциала России, являются:

- тенденции к уменьшению продолжительности  жизни и роста смертности населения;

- снижение уровня физического  и психического здоровья под  влиянием социальных, экологических  и педагогических факторов среды  жизнедеятельности;

- ухудшающееся положение  детей, семьи, молодежи как  важнейших составляющих человеческого  потенциала будущих поколений;

- развитие педагогической науки  и образования и их невостребованность  властью.

Обращение к физической культуре в  системе педагогического образования  в связи с решением указанных  проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос формирования упреждающего механизма дальнейшего  развития негативных тенденций в  состоянии здоровья подрастающего  поколения нашей страны.

Во-вторых, в сущности физического  воспитания закладывается механизм компенсации дефицита в состоянии  и качестве здоровья будущих педагогов, уже проявившийся к настоящему времени.

В-третьих, проектируется вариативная  логика включения студентов педагогических образовательных учреждений в процесс  сохранения и укрепления здоровья посредством  изменения содержания процесса физического  воспитания, учитывая их опыт в данной сфере, интеллектуальные, физические и  психические возможности.

Список литературы

1. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2002г. - 240с.

2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы  научно - методической деятельности  в физической культуре и спорте. М.: издательский центр «Академия» 2000г. -264с.

3. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория  и методы физического воспитания  и спорта. М.: издательский центр  «Академия» 2000г. -480с.

4. Бикмухамедов Р.К. Содержание  процесса физического воспитания  в системе педагогического образования  // Теория и практика физической  культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50

5. Сальников В.А. Индивидуальные  различия как основа оптимизации  спортивной деятельности // Теория  и практика физической культуры. - 2003. - N 7. - С. 2-9

6. Теория и технология образования:  экспериментальное учебное пособие  //Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В.  Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т,  кафедра педагогики и научных  основ управления педагогики, лаб.  инновац.-пед. технологий. - Тверь:  ТГУ, 1992.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Физическое воспитание