2) как относительно самостоятельные
средства оздоровления и закаливания
организма (солнечные, воздушные
ванны и водные процедуры).
При оптимальном воздействии
они становятся формой активного
отдыха и повышают эффект восстановления.
Одним из главных требований
к использованию оздоровительных
сил природы является системное
и комплексное применение их в
сочетании с физическими упражнениями.
2. Методы физического воспитания
2.1 Методы строго
регламентированного упражнения
Основным методическим направлением
в процессе физического воспитания
является строгая регламентация
упражнений. Сущность методов строго
регламентированного упражнения заключается
в том, что каждое упражнение выполняется
в строго заданной форме и с
точно обусловленной нагрузкой.
Методы строго регламентированного
упражнения обладают большими педагогическими
возможностями.
Они позволяют:
1) осуществлять двигательную
деятельность занимающихся по
твердо предписанной программе
(по подбору упражнений, их связкам,
комбинациям, очередности выполнения
и т.д.);
2) строго регламентировать
нагрузку по объему и интенсивности,
а также управлять ее динамикой
в зависимости психофизического
состояния занимающихся и решаемых
задач;
3) точно дозировать интервалы
отдыха между частями нагрузки;
4) избирательно воспитывать
физические качества;
5) использовать физические
упражнения в занятиях с любым
возрастным контингентом;
6) эффективно осваивать
технику физических упражнений
и т.д.
2.2 Игровой метод
В системе физического
воспитания игра используется для решения
образовательных, оздоровительных
и воспитательных задач.
Сущность игрового метода
заключается в том, что двигательная
деятельность занимающихся организуется
на основе содержания, условий и
правил игры.
Основными методическими
особенностями игрового метода являются:
игровой метод обеспечивает
всестороннее, комплексное развитие
физических качеств и совершенствование
двигательных умений и навыков, так
как в процессе игры они проявляются
не изолированно, а в тесном взаимодействии;
в случае же педагогической необходимости
с помощью игрового метода можно
избирательно развивать определенные
физические качества (подбирая соответствующие
игры);
наличие в игре элементов
соперничества требует от занимающихся
значительных физических усилий, что
делает ее эффективным методом воспитания
физических способностей;
широкий выбор разнообразных
способов достижения цели, импровизационный
характер действий в игре способствуют
формированию у человека самостоятельности,
инициативы, творчества, целеустремленности
и других ценных личностных качеств;
соблюдение условий и
правил игры в условиях противоборства
дает возможность педагогу целенаправленно
формировать у занимающихся нравственные
качества: чувство взаимопомощи и
сотрудничества, сознательную дисциплинированность,
волю, коллективизм и т.д.;
присущий игровому методу
фактор удовольствия, эмоциональности
и привлекательности способствует
формированию у занимающихся (особенно
у детей) устойчивого положительного
интереса и деятельного мотива к
физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода
можно отнести его ограниченные
возможности при разучивании
новых движений, а также при
дозировании нагрузки на организм.
2.3 Соревновательный метод
Соревновательный метод --
это способ выполнения упражнений в
форме соревнований. Сущность метода
заключается в использовании
соревнований в качестве средства повышения
уровня подготовленности занимающихся.
Обязательным условием соревновательного
метода является подготовленность занимающихся
к выполнению тех упражнений, в
которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания
соревновательный метод
в виде официальных соревнований
различного уровня (Олимпийские игры,
чемпионаты мира по различным видам
спорта, первенство страны, города, отборочные
соревнования и т.п.
как элемент организации
урока, любого физкультуоно - спортивного
занятия, включая и спортивную
тренировку
Соревновательный метод
позволяет:
- стимулировать максимальное
проявление двигательных способностей
и выявлять уровень их развития;
- выявлять и оценивать
качество владения двигательными
действиями;
- обеспечивать максимальную
физическую нагрузку;
- содействовать воспитанию
волевых качеств.
2.4 Общепедагогические
методы
В физическом воспитании широко
применяются методы общей педагогики,
в частности методы использования
слова (словесные методы) и методы
обеспечения наглядности (наглядные
методы).
Применение общепедагогических
методов в физическом воспитании
зависит от содержания учебного материала,
дидактических целей, функции, подготовки
занимающихся, их возраст, особенностей
личности и подготовки преподавателя-тренера
наличия материально - технической
базы, возможностей ее использования.
Заключение
На современном этапе на общем
фоне неблагополучия здоровья населения
особую актуальность представляет сохранение,
укрепление и формирование здоровья
педагогов, так как, по мнению специалистов,
образовательные учреждения являются
важнейшим звеном социализации подрастающего
поколения и играют значительную
роль в формировании мотивации сохранения
здоровья всех участников образовательного
процесса.
Ведущими социально обусловленными
факторами риска, олицетворяющими
угрозу сохранению, развитию и реализации
человеческого потенциала России, являются:
- тенденции к уменьшению продолжительности
жизни и роста смертности населения;
- снижение уровня физического
и психического здоровья под
влиянием социальных, экологических
и педагогических факторов среды
жизнедеятельности;
- ухудшающееся положение
детей, семьи, молодежи как
важнейших составляющих человеческого
потенциала будущих поколений;
- развитие педагогической науки
и образования и их невостребованность
властью.
Обращение к физической культуре в
системе педагогического образования
в связи с решением указанных
проблем предполагает, что, во-первых,
затрагивается вопрос формирования
упреждающего механизма дальнейшего
развития негативных тенденций в
состоянии здоровья подрастающего
поколения нашей страны.
Во-вторых, в сущности физического
воспитания закладывается механизм
компенсации дефицита в состоянии
и качестве здоровья будущих педагогов,
уже проявившийся к настоящему времени.
В-третьих, проектируется вариативная
логика включения студентов педагогических
образовательных учреждений в процесс
сохранения и укрепления здоровья посредством
изменения содержания процесса физического
воспитания, учитывая их опыт в данной
сфере, интеллектуальные, физические и
психические возможности.
Список литературы
1. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического
воспитания и спорта. М.: издательский
центр «Академия» 2002г. - 240с.
2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы
научно - методической деятельности
в физической культуре и спорте.
М.: издательский центр «Академия»
2000г. -264с.
3. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория
и методы физического воспитания
и спорта. М.: издательский центр
«Академия» 2000г. -480с.
4. Бикмухамедов Р.К. Содержание
процесса физического воспитания
в системе педагогического образования
// Теория и практика физической
культуры. - 2003. - N 7. - С. 45-50
5. Сальников В.А. Индивидуальные
различия как основа оптимизации
спортивной деятельности // Теория
и практика физической культуры.
- 2003. - N 7. - С. 2-9
6. Теория и технология образования:
экспериментальное учебное пособие
//Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В.
Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т,
кафедра педагогики и научных
основ управления педагогики, лаб.
инновац.-пед. технологий. - Тверь:
ТГУ, 1992.