Физиологические основы физического воспитания и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:36, лекция

Описание работы

Очень тяжелая работа, при которой кислородный запрос превышает аэробную мощность организма; максимальная продолжительность ее не превышает нескольких минут. Максимальная работа - аэробная мощность используется на 75 – 100%; может продолжаться до 3 ч. Субмаксимальная – аэробная мощность используется на 50 – 75%; Интенсивная работа, при которой используется 25 – 50% аэробной мощности. Легкая работа, при которой используется менее 25 аэробной мощности.

Файлы: 1 файл

Лекции по физической культуре и спорту.docx

— 29.91 Кб (Скачать файл)

Лекции: Физиологические основы физического воспитания и спорта

Лекция: Виды мышечной работы

 

  • По режиму мышечного сокращения: статическая и динамическая работа.

 

  • По числу, участвующих в работе мышц: локальная, региональная, глобальная.

 

 Локальная работа – в ней участвует менее 1/3 обшей мышечной массы;

Региональная  работа – в ней участвует до 2/3 всей мускулатуры;

Глобальная работа – в ней участвует более 2/3 всех мышц.

 

  • По тяжести, определяемой  по аэробной мощности организма: очень тяжелая работа; максимальная работа; субмаксимальная; интенсивная; легкая работа.

 

Очень тяжелая работа,  при которой кислородный запрос превышает аэробную мощность организма; максимальная продолжительность ее не превышает нескольких минут.

Максимальная работа - аэробная мощность используется на 75 – 100%; может продолжаться до 3 ч.

Субмаксимальная – аэробная мощность используется на 50 – 75%;

Интенсивная работа, при которой используется 25 – 50% аэробной мощности.

Легкая работа, при которой используется менее 25 аэробной мощности.

 

Кислородный запрос – это количество кислорода, необходимое для окислительных процессов, обеспечивающих ту или иную работу.

 

Кислогодный долг – это количество кислорода, которое человек поглощает после окончания работы, сверх уровня потребления в покое.

МПК  (максимальное потребление кислорода) – это наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в одну минуту при предельно тяжелой работе. Величина МПК является показателем аэробной производительности организма.

 

Раздел: Физиологическая  характеристика состояний организма,

возникающих во время мышечной деятельности

 

Темы раздела

 

  1. Предстартовое и стартовое состояния.
  2. Разминка.

 

Литература:

          1. Зимкин А.В. Физиология человека. – М., 1982.
          2. Сологуб Е.В., Солодков А.С. Физиология спорта. – М., 2001.
          3. Физиология мышечной деятельности. / Под ред. Я.М. Коца. – М., 1982.
          4. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной деятельности. – М., 1991.
          5. Чусов Ю.Н. Физиология. – М., 198

 

Лекция №1

Тема лекции: «Предстартовое и стартовое состояния»

 

План лекции

 

  1. Определение предстартового и стартового состояний.
  2. Физиологическое значение предстартового и стартового состояний.
  3. Показатели, от которых зависит направленность и величина предстартовых и стартовых состояний
  4. Физиологический механизм предстартового состояния.
  5. Физиологическая характеристика предстартового состояния.
  6. Средства управления и регулирования предстартовым состоянием.
  7. Физиологическая характеристика стартового состояния:

А) стартовая  лихорадка,

Б) боевая готовность,

В) стартовая  апатия.

  1. Предстартовое и стартовое состояния у детей и подростков.

 

1. Определение предстартового и  стартового состояний.

 

Предстартовое и стартовое состояния – это программирование КБП предстоящей деятельности организма на основе имеющегося опыта. У опытных спортсменов предстартовые изменения физиологических реакций почти совпадают с предстоящей работой, чем у новичков, и возникают непосредственно перед ее началом.

 

2. Физиологическое значение предстартового  и стартового состояний.

 

Физиологическое значение предстартового и стартового состояний заключается в подготовке организма к предстоящей работе. Оно способствует преодолению инертности физиологических процессов и тем самым сокращает период врабатывания.

 

3. Показатели, от которых зависит  направленность и величина предстартовых  и стартовых состояний.

Таблица 1

 

Показатели

Уровень реакций

  • Интенсивность предстоящей работы

Чем интенсивнее предстоящая работа, тем больше выражены предстартовые  и стартовые реакции

  • Значимость соревнований

Чем ответственнее соревнования, тем больше сдвиги возникают в организме спортсмена

  • Уровень тренированности спортсменов

У спортсменов, находящихся в хорошей  спортивной форме, изменения меньше, чем у недостаточно тренированных

  • Типологические особенности спортсмена

У спортсменов с уравновешенными  нервными процессами сдвиги менее выражены, чем у спортсменов с неуравновешенными  нервными процессами


 

4. Физиологический механизм предстартового  состояния (механизм условных  рефлексов).

Таблица 2

 

Время появления предстартового состояния (ПС)

Условный раздражитель

Безусловный раздражитель

Конечный результат

Участки головного мозга, принимающие участие в выработке условного рефлекса

ПС может появляться за несколько  часов и даже дней до старта и субъективно переживается как волнение

- Известие о предстоящих соревнованиях;

- Обстановка, сопровождающая мышечную работу (например, вид празднично украшенного стадиона, спортивного зала, площадки и т.д.)

Сама мышечная работа во время соревнований

При неоднократном совпадении этих раздражителей во времени образуется натуральный условный рефлекс

- Ретикулярная формация стволовой части головного мозга;

- КБП


 

5.  Физиологическая характеристика  предстартового состояния:

 

  • повышение возбудимости нервных центров;
  • усиление обмена веществ;
  • увеличением ЧСС;
  • повышение АД;
  • учащение и углубление дыхания;
  • повышение температуры тела;
  • увеличение содержания сахара и молочной кислоты в крови, адреналина и кортикостероидов;
  • сопровождается усилением влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы и увеличением секреции адреналина в кровь;
  • у спортсменов в этом состоянии можно наблюдать признаки эмоционального возбуждения: сердцебиение, влажность ладоней, сухость во рту, расширение зрачков и т.д.

 

6. Средства управления и регулирования  предстартовым состоянием:

 

  • массаж: усиливает приток афферентных импульсов от проприорецепторов и рецепторов кожи; уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС; нормализует их;
  • такой же эффект оказывают дыхательные упражнения: глубокое дыхание;
  • словесная инструкция (действие II-ой сигнальной системы) тренера или товарищей по команде снимает торможение и снижает излишнее возбуждение перед стартом, действует по механизму условного рефлекса;
  • наиболее действенным средством регулирования предстартового состояния является разминка.

 

7. Физиологическая характеристика  стартового состояния.

 

Таблица 3

 

стартовая лихорадка (СЛ)

стартовая апатия (СА)

боевая готовность (БГ)

СЛ – это крайнее возбуждение и общее беспокойство спортсмена:

  • может сопровождаться мелкой дрожью скелетных мышц (особенно рук, ног), слабостью в ногах, затруднениями при глотании;
  • усиление физиологических функций значительно превышает уровень необходимый для предстоящей работы, что ведет в излишней трате энергии еще до начала соревнований;
  • нередко СЛ бывает причиной фальстартов, нарушений техники движений, тактических просчетов, в результате чего спортсмен выступает ниже своих возможностей

СА – это неуверенность спортсмена, отсутствие желания соревноваться:

  • уровень напряженности вегетативных систем ниже требуемого для выполнения данной работы;
  • часто сменяет стартовую лихорадку;
  • возникает в результате запредельного торможения после чрезмерного возбуждения;
  • этим явлением характеризуется феномен «перегорания» спортсменов (слишком много тратят нервной энергии до соревнований, что приводит к недостаточно высоким результатам на самих соревнованиях)

 

БГ – наиболее благоприятное состояние для мышечной работы:

  • наблюдается соответствие объема физиологических сдвигов в организме интенсивности и характеру предстоящей мышечной работы;
  • психологические проявления: уверенность в своих силах, желание бороться и победить

 


 

8. Предстартовое и стартовое состояния  у детей и подростков:

 

  • обычно эти состояния наблюдаются у детей начиная с 7 – 8 лет;
  • зависит не только от возраста, но и от личного опыта ( например. у 5 – летних детей, систематически занимающихся плаванием, наблюдается возникновение этих состояний при посещении бассейна, степень их выраженности зависит от стажа занятий плаванием: чем он больше, тем ярче они выражены);
  • проявление и интенсивность предстартовой и стартовой реакции у детей зависит от характера раздражителя:

а) на раздражители I-ой сигнальной системы они возникают чаще, быстрее и проявляются интенсивно;

б) на раздражители II-ой сигнальной системы эти реакции менее заметны;

  • в пубертатный период, в возрасте (13 – 15 лет) на фоне повышенной возбудимости ЦНС эти состояния выражены сильнее, чем у взрослых.

 

 

Лекция №2

Тема: «Разминка»

План 

  1. Из истории разминки.
  2. Определение разминки.
  3. Значение разминки.
  4. Виды разминки:

а) общая;

б) специальная.

  1. Физиологические основы разминки.

 

1. Из истории разминки.

 

Впервые разминку стали применять советские спортсмены. Ее значение тогда оценивали по-разному. Некоторые специалисты считали  такое «расточительство» сил  перед работой не рационально. Но после триумфальной поездки московской футбольной команды «Динамо» в Англию в 1946 г. в зарубежной прессе разминка наших футболистов перед игрой была названа «блестящей идеей».

 

2. Определение разминки.

 

Разминка  – это комплекс физических упражнений, выполняемых спортсменом до начала соревнований. Она включается в учебно-тренировочные занятия. На уроках ФК роль разминки выполняет подготовительная часть.

 

3. Значение разминки:

 

  • подготавливает организм к развитию предельного усилия;
  • повышает возбудимость нервных центров;
  • увеличивает подвижность нервных процессов;
  • подготавливает нервную систему к координированному управлению движениями и вегетативными функциями;
  • после разминки увеличивается легочная вентиляция;
  • потребление кислорода достигает величины кислородного запроса;
  • увеличивается ЧСС и МОК;
  • усиливается обмен веществ;
  • повышается температура, что способствует лучшему снабжению тканей кислородом.

 

4. Виды разминки.

Таблица 1

 

 

Общая разминка

Специальная разминка

 

значение

  • повышает возбудимость всего организма;
  • усиливает функции различных физиологических систем;
  • способствует предупреждению травматизма
  • подготавливает двигательный аппарат и вегетативные системы, обеспечивающие его деятельность, к согласованной работе

 

входящие движения

 

Разные виды ходьбы, бега, прыжковые упражнения, ОРУ и др.

Включают именно те движения, которые  будут выполнены во время соревнований или подобные им. Этим достигается закрепление условно-рефлекторных связей и упрочение динамического стереотипа

Информация о работе Физиологические основы физического воспитания и спорта