Физкультура и ее польза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 13:42, реферат

Описание работы

Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей. При этом уровень здоровья зависит от социально-экономических, материально-технических, санитарно-гигиенических, экологических условий, культуры, образования, здравоохранения, науки, образа жизни, питания и главное - от уровня двигательной активности человека (Ю.В. Сысоев, 2001).

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 52.10 Кб (Скачать файл)

Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов  и долголетия. Оно отражает уровень  жизни и благополучия страны, непосредственно  влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей. При этом уровень здоровья зависит от социально-экономических, материально-технических, санитарно-гигиенических, экологических условий, культуры, образования, здравоохранения, науки, образа жизни, питания и главное - от уровня двигательной активности человека (Ю.В. Сысоев, 2001). В настоящее время приобретает особую значимость здоровый, социально адаптированный и активный человек, способный обеспечить себе и своим близким более высокий материальный уровень. В последние годы условия социально-экономического развития и политического переустройства нашего общества инициировали ряд явлений, негативно отражающихся на здоровье различных возрастных групп населения (Э.М. Казин, 2000; О.Л. Трещева, 2002; И.А. Камаев, Т.В. Поздеева, 2005; А.Г. Щедрина, 2007; В.П. Шульпина, 2009 и др.). Выделяют три уровня ценности здоровья: биологический (физический) – здоровье, как саморегулирующаяся адаптирующая система организма; социальный – здоровье как мера социальной активности индивида; психический – здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления (А.Я. Иванюшкин, 1982).

Движение - биологическая  потребность организма, самый естественный регулятор и стимулятор жизнедеятельности. Оздоровительный эффект физических упражнений основан на тесной взаимосвязи  работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, функционированием  внутренних органов. При регулярном и систематическом выполнении упражнений оптимизируется регуляция всех систем и органов организма человека. Улучшается обмен веществ, доставка и использование кислорода органами и тканями, снижается содержание холестерина, эффективнее выводятся  из организма продукты распада, наблюдается  экономизация деятельности дыхательной, сердечнососудистой, энергетической, теплообменной и других функций организма.

Оздоровительное значение физической активности значимо на всех этапах жизни человека. В условиях нарастающей гиподинамии значительно  возрастает роль различных форм и  видов оздоровительной физической культуры. Соответствующим образом  организованные занятия физической культурой способствуют изменению  целого ряда показателей физического  развития, функционального состояния  и психофизиологических возможностей человеческого организма. В определенной степени в процессе тренировочных занятий оздоровительной направленности происходит формирование личностных качеств и психофизической готовности. Ряд специалистов (Н.М. Амосов, И.В. Муравов, 1985; Е.А.Пирогова с соавт., 1986; Ю.В. Менхин, А.В. Менхин, 2007 и др.)выделяет методические принципы занятий оздоровительными физическими упражнениями: постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок; разнообразие

применяемых средств; систематичность занятий; дозирование  по относительным значениям мощности физических нагрузок; дозирование по частоте сердечных сокращений; дозирование  в соответствии с энергетическими  затратами; дозирование по числу повторений физических упражнений. Под физкультурно-оздоровительными технологиями мы понимаем совокупность

процессов, последовательно  направленных на создание систем оздоровления и разработку оздоровительных методик  для поддержания, укрепления и формирования здоровья занимающихся

(М.П. Асташина, 2009

« Оздоровительная  физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура». Оздоровительная физкультура использует все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой

не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов  или лечения болезней (как в  ЛФК) и доступны всем практически  здоровым людям.

В  оздоровительной   физической  культуре можно выделить как минимум три аспекта: деятельный, предметно-ценностный и результативный.  Оздоровительная   физическая  культура (как род деятельности) это организованная двигательная активность, а также такие виды деятельности, которые связаны с соблюдением здорового образа жизни. Деятельность в рамках  оздоровительной   физической  культуры направлена в первую очередь на достижение максимально возможного  оздоровительного  эффекта. 

Оздоровительная   физическая  культура выполняет следующие функции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования стабильного здоровья: 1. Образовательная функция — использование  оздоровительной   физической  культуры в общей системе образования с целью формирования жизненно-важных двигательных умений и навыков, приобретение специальных знаний в области теории и методики  физической  культуры, необходимых для ведения здорового образа жизни. 

Оздоровительная  функция — использование средств  оздоровительной   физической  культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и т.п.

Воспитательная функция  — формирование качеств личности и черт характера, позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а  также формирование потребности  в соблюдении норм здорового образа жизни.

Рекреативная функция  — использование средств  оздоровительной   физической  культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления  физических  и психических сил с учетом характера и специфики производственного утомления.

По сути,  физкультурно-оздоровительная   технология  – это способ реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание  физического  благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами  физической  культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения  физкультурно-оздоровительной  деятельности.

Сегодня  физкультурно-оздоровительные   технологии  не являются достоянием личного опыта редких специалистов, а разрабатываются в соответствии с достижениями медицинской науки. Любая  физкультурно-оздоровительная   технология  включает в себя постановку цели и задач оздоровления, и собственно реализацию физкультурное- оздоровительной деятельности в той или иной форме. Технология включает в себя не только реализацию  оздоровительной  программы, но и определение уровня здоровья, и тестирование  физической  подготовленности, а также вопросы управления и администрирования.

Таким образом, физультурно-оздоровительная  технология  – это способ осуществления разнообразной  физкультурно-оздоровительной  деятельности. Это та база, на которой строится так называемая  оздоровительная  индустрия и  физкультурно-оздоровительная  работа.  Физкультурно-оздоровительные   технологии  могу осуществляться по самым разным направлениям: шейпинг, аэробика, фитнес, бодибилдинг, калланетик, изотон, а также бег, туризм, плавание как  оздоровительные  виды спорта, и прочие виды деятельности, которые используются в досуговой деятельности.

Фитнесс-программы и их классификация

Фитнесс-программы как формы двигательной активности, специально организованной в рамках групповых или индивидуальных (персональных) занятий, могут иметь как оздоровительно-кондиционную направленность (снижение риска развития заболеваний, достижение и поддержание должного уровня физического состояния), так и преследовать цели, связанные с развитием способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне.

Классификация :

а) на одном виде двигательной активности (например, аэробика, оздоровительный  бег, плавание и т.п.);

б) на сочетании нескольких видов двигательной активности (например, аэробика и бодибилдинг; аэробика и  стретчинг; оздоровительное плавание и бег и т.п.);

в) на сочетании одного или  нескольких видов двигательной активности и различных факторов здорового  образа жизни (например, аэробика и  закаливание; бодибилдинг и массаж; оздоровительное плавание и комплекс водолечебных восстановительных процедур и т.п.).

В свою очередь, фитнесс-программы, основанные на одном виде двигательной активности, могут быть разделены на программы, в основу которых положены:

· виды двигательной активности аэробной направленности;

· оздоровительные виды гимнастики;

· виды двигательной активности силовой направленности;

· виды двигательной активности в воде;

· рекреативные виды двигательной активности;

· средства психоэмоциональной регуляции.

Такое многообразие определяется стремлением удовлетворить различные  физкультурно-спортивные и оздоровительные  интересы широких слоев населения. Учитывая, что в содержание понятия  фитнесс входят многофакторные компоненты (физическая подготовленность, рациональное питание, профилактика заболеваний, социальная активность, в том числе борьба со стрессами и другие факторы  здорового образа жизни), количество создаваемых . 

Структура и содержание.

Многообразие программ не означает произвольность их построения - использование различных видов  двигательной активности должно соответствовать  основным принципам физического  воспитания.

Какой бы оригинальной ни была та или иная программа, в ее структуре  выделяют следующие части (компоненты):

· разминка;

· аэробная часть;

· кардиореспираторный компонент (часть программы, ориентированная на развитие аэробной производительности);

· силовая часть;

· компонент развития гибкости (стретчинг);

· заключительная (восстановительная) часть.

Приведенная обобщенная структура  программ  может подвергаться изменениям в зависимости от целевой направленности занятий, уровня физического состояния занимающихся и других факторов. Например, в фитнесс-программах, основанных на оздоровительных видах гимнастики, различают 8 целевых компонентов или блоков:

· подводящий (подготовка организма занимающегося к занятию);

· аэробный (развитие сердечнососудистой и дыхательной систем организма);

· танцевально-хореографический (реализация эстетических мотивов и установок, развитие координационных способностей);

· корректирующий (коррекция фигуры тела и упражнения силового характера);

· профилактический (профилактика различных заболеваний);

· дополнительный (развитие ловкости, гибкости, вестибулярной устойчивости);

· произвольный (развитие музыкально-ритмических способностей);

· релаксационный (восстановление после занятий, снятие напряжения и на расслабление).

Важным компонентом современных  фитнесс-программ является стретчинг - система специально фиксируемых положений определенных частей тела с целью улучшения эластичности мышц и развития подвижности в суставах. Организованные после основной разминки, по окончании аэробной или силовой части тренировки, а также в виде самостоятельного занятия упражнения стретчингом снижают чрезмерное нервно-психическое напряжение, ликвидируют синдром отсроченной боли в мышцах после нагрузок, служат профилактикой травматизма.

Физиологическая основа стретчинга - миотонический рефлекс, вызывающий активное сокращение волокон в принудительно растянутой мышце и усиление в ней обменных процессов. В результате систематических занятий значительно увеличивается эластичность мышечной ткани, связок, возрастает амплитуда движений в суставном комплексе.

Рациональный вариант  стретчинга предполагает использование двух типов тренировочных комплексов. Первый тип (избирательной направленности) характеризуется применением ряда упражнений (как правило, 5-7) с участием одних и тех же мышечных групп, что вызывает локальный, но значительный по воздействию эффект. Второй тип комплекса формируется из упражнений, каждое из которых направлено на определенную мышечную группу. Целесообразно заниматься стретчингом по 15-30 мин ежедневно, чередуя различные по направленности варианты.

Основные процедуры тонического  стретчинга выполняются в положении стоя, с выпадами и наклонами тела, сидя и лежа. Продолжительность удержания позиций (от 5 до 30 с) зависит от уровня подготовленности занимающих

СТРЕТЧИНГ упражнение!

Выпрямитесь, поставьте ноги врозь, втяните живот, грудная клетка приподнята. Поставьте правую руку на верхнюю часть правого бедра, а левую — вверх над головой. Тянитесь левой рукой вправо так, как будто вы хотите толкнуть рукой  стену. Удержите 15 счетов. Медленно вернитесь  в исходное положение и выполнитеупражнение в другую сторону.

СТРЕТЧИНГ упражнение 2

Поставьте ноги шире, наклонитесь  вперед и поставьте ладони на пол. Скользя правой ногой в сторону  и сгибая левую ногу, примите положение, изображенное на рисунке. Прочувствуйте  растяжение всей внутренней поверхности  правого бедра. Удержите 15 счетов. Поменяйте  ноги и выполните упражнение в другую сторону. Контролируйте положение стоп: они должны касаться пола всей подошвой на протяжении всего упражнения.

Изотон

Изотон - эффективная оздоровительная система. Свое название система получила:

  • во-первых, по типу физических упражнений, занимающих центральное место в занятии - изотонических упражнений, т.е. таких при которых мышцы постоянно напряжены во время подхода;
  • во-вторых, по основному эффекту, который достигается в результате ее применения - высокому "жизненному тонусу" человека, занимающегося изотонном.

Изотон используется для решения двух задач:

  • быстрое (2-3 месяца) улучшение самочувствия, работоспособности, состава тела (соотношения массы жировой и мышечной ткани), нормализации работы органов пищеварения и других жизненно важных систем организма, улучшение психоэмоционального состояния;
  • поддержание хорошего физического состояния и внешнего вида при относительно небольшом количестве затрачиваемого времени и усилий.

Информация о работе Физкультура и ее польза