Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 20:39, дипломная работа
Актуальность: Выбор вариативной части программы «Юные Олимпийцы» обусловлен необходимостью воспитания у дошкольников бережного отношения к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Цель проекта программы: Формирование основ здорового образа жизни через Олимпийское движение у детей старшего дошкольного возраста.
I. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы …………………………………3
1.2. Новизна программы …………… ………………………….. 3
1.3. Актуальность программы……………………………….…...3
1.4. Цель и задачи………………………………………………….3
1.5. Отличительные особенности……………………………..…..4
1.6. Возраст детей. Сроки реализации программы…………….4
1.7. Формы и режим занятий………………………………….….5
1.8. Ожидаемые результаты…………………………………….…6
1.9. Формы подведения итогов……………………………………6
II. Тематическое планирование образовательной
деятельности………………………………………………….……..8
III. Содержание образовательной деятельности ………….…..…14
IV. Ресурсное обеспечение………………………………..…………..20
Список использованной литературы.……….………………….24
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на первую квалификационную категорию
ТЕМА:
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста через олимпийское движение
физическое направление развития детей
образовательная область
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Выполнила: |
Байжаунова Асемгуль Сатымовна, инструктор по физической культуре МБДОУ №107 |
Руководитель: |
Михеева Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ |
Оренбург
2013
«СОГЛАСОВАНО» |
«УТВЕРЖДЕНО» | |
Ведущий специалист РОО |
Зав. МБДОУ №107 | |
_______________________ |
_________________________С.С. | |
«_____» _________________2013г. |
«_____» ______________________2013 г. | |
«ПРИНЯТО» | ||
на Педагогическом совете МБДОУ №107 | ||
Протокол № _______________________ | ||
«_____» ______________________2013 г. |
Дополнительная образовательная программа
«ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №107»
Автор: |
Байжаунова Асемгуль Сатымовна, инструктор по физической культуре МБДОУ №107 г. Оренбург |
Оренбург
2013
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы …………………………………3
1.2. Новизна программы …………… ………………………….. 3
1.3. Актуальность программы……………………………….…...3
1.4. Цель и задачи………………………………………………….3
1.5. Отличительные особенности……………………………..…..4
1.6. Возраст детей. Сроки реализации программы…………….4
1.7. Формы и режим занятий………………………………….….5
1.8. Ожидаемые результаты…………………………………….…6
1.9. Формы подведения итогов…………………
II. Тематическое планирование образовательной
деятельности………………………………………………
III. Содержание образовательной деятельности ………….…..…14
IV. Ресурсное обеспечение………………………………..………….
Список использованной литературы.……….………………….24
Приложения ……………………………..………..….…………….25
Пояснительная записка
Направленность программы: Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Физическая культура», задачами ознакомления детей с олимпийским движением.
Новизна: Программа реализуется через приобщение дошкольников к здоровому образу жизни на основе изучения истории Олимпийских игр и организации двигательной активности дошкольников по модели крупнейшего международного комплексного спортивного мероприятия.
Актуальность: Выбор вариативной части программы «Юные Олимпийцы» обусловлен необходимостью воспитания у дошкольников бережного отношения к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Цель проекта программы: Формирование основ здорового образа жизни через Олимпийское движение у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Отличительные особенности программы: Разработка данной программы обусловлена потребностью детей посещающих МБДОУ №107 в двигательной активности и необходимостью формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. Особый интерес у современных дошкольников вызывают Олимпийские игры (прошедшие игры в Лондоне, подготовка Олимпиады в Сочи). Поэтому приобщение дошкольников к физической культуре в процессе изучения истории Олимпийских игр и организации двигательной активности по модели крупнейшего международного комплексного спортивного мероприятия представляется мне наиболее рациональным и эффективным.
Возраст детей: Программа разработана для детей старшей возрастной группы (5-6 лет). Ребенок данного возраста может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям.
Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год работы с детьми, на период с сентября по май.
Формы и режим занятий:
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
Совместная деятельность с семьей | ||
Режимные моменты |
НОД | |||
Наблюдения (лексика; этимология используемых в спорте слов).
Личностная мотивация (осознанное отношение к возможностям своего организма, физическому совершенствованию).
Работа с энциклопедическими материалами (изучение строения тела человека, особенностей функционирования его организма).
Просмотр мультфильмов (по теме «Олимпийские игры»).
Просмотр иллюстраций и фотоматериалов по теме «Олимпийские игры». |
Исследовательская деятельность детей по изучению истории развития олимпийского движения.
Проектная деятельность детей по организации спортивных праздников и досугов (в т.ч. «Олимпийской недели»); созданию альбомов «Олимпийские виды спорта», «Знаменитые спортсмены Оренбуржья».
Экскурсии (реальные и виртуальные: стадионы, спортивные школы, Дворцы спорта).
Занятия физической культурой (интеграция образовательных областей:«Физическая культура», «Здоровье», Прогулка. Организация двигательной активности детей (олимпийское пятиборье). |
Физкультурно-оздоровительная развивающая среда: Развивающий центр «Физическая культура»: организация и реализация практик двигательной и здоровьесберегающей деятельности:
Центр изобразительного искусства:
Центр музыки и театра:
|
Изучение и анализ условий физического развития детей в семье (анкетирование).
Рекомендации по организации практик двигательной и здоровьесберегающей деятельности детей (консультирование).
Разработка проекта по созданию центра «Физическая культура» в группе; реализация проекта.
Семейные экскурсии (ознакомительные) по рекомендациям педагогов (методические рекомендации).
Участие в проектах по организации
познавательно- |
Н.О.Д. проводится два раза в месяц по 25 минут, что соответствует требованиям СанПин. Общая нагрузка по программе - 450 мин.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Интеллектуальные качества:
Личностные качества:
Физические качества:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Наблюдение за динамикой здоровья детей
- Изучение и анализ детских альбомов «Олимпийские виды спорта», «Знаменитые спортсмены Оренбуржья»
- Выставки детских альбомов «Олимпийские виды спорта», «Знаменитые спортсмены Оренбуржья»
- Изучение и анализ условий физического развития детей в семье (анкетирование)
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО
№ |
Тема |
Время, минуты |
Интегративные качества |
Методические пособия | |
Модуль 1. «Из истории Олимпийских игр» |
125 |
|
Зрительный ряд: Картинки по теме «История возникновения Олимпийских игр» Музыкальный ряд: Гимн Олимпийских игр Литературный ряд: 1)Олимпийское образование дошкольников/ Под.ред.О.С. Филипповой,Т.В. Волосниковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128с. | ||
1.1 |
«Олимпиада и где она возникла» |
25 |
|||
1.2 |
«Возникновение Олимпийских игр» |
50 |
|
Зрительный ряд: Картинки по теме «История возникновения Олимпийских игр» Литературный ряд: 1)Олимпийское образование дошкольников/ Под.ред.О.С. Филипповой,Т.В. Волосниковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128с. 2)ЯковлевВ.Г. Игры для детей. Москва: «Просвещение»,2005 Пособия: Клюшки, кубики, кегли ракетки, мячи. | |
1.3 |
«Олимпийская символика и традиции» |
25 |
|
Зрительный ряд: Картинки с изображением олимпийской символики. Музыкальный ряд: Гимн Олимпийских игр Литературный ряд: 1)Олимпийское образование дошкольников/ Под.ред.О.С. Филипповой,Т.В. Волосниковой. – СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128с. 2) ЯковлевВ.Г. Игры для детей. Москва: «Просвещение»,2005 Пособия: обручи, ракетки, мячи. | |
1.4 |
«Знаменитые Олимпийцы Оренбуржья» |
25 |
|
Зрительный ряд: Портреты знаменитых Оренбургских Олимпийцев. Литературный ряд: 1)Физическое воспитание детей 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой Пособия: мячи, обручи, скакалки, маты, кубики, кегли, | |
Модуль 2. «В здоровом теле-здоровый дух» |
125 |
|
Зрительный ряд: Картинка «Конструктор тела человека» Литературный ряд: 1)Физкультурно-оздоровительная работа с детьми 2-7 лет. Развернутое перспективное планирование, конспекты занятий/авт-сост.Т.К.Ишинбаева 2)КожевниковаН.Г. Спортивные развлечения и игры. Москва: «Просвещение», 2005 Пособия: мячи, кегли, гимнастическая стенка. | ||
2.1 |
«Вот я какой» |
50 | |||
2.2 |
«Помоги себе стать здоровым» |
25 |
|
Литературный ряд: 1)Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1. 2)Физкультурно- Пособия: мячи, ленточки, кубики. | |
2.3 |
«Верные друзья» |
25 |
|
Литературный ряд: 1)Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1. 2)КожевниковаН.Г. Спортивные развлечения и игры. Москва: «Просвещение», 2005 Пособия: обручи, «дорожка здоровья» | |
2.4 |
«Путешествие по городам Здоровья» |
25 |
|
Литературный ряд: 1)Фомина, Н.А. Сказочный театр физической культуры; физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок / Н.А. Фомина. – Волгоград, 2012. – 91 с. 2)Бакулина,Е.Н. Здоровье наших детей [Текст]/ Е.Н.Бакулина. - Самара, 2005 Музыкальный ряд: «Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов. Пособия: мячи, обручи, кубики, кегли, | |
Модуль 3. «Спортсменами не рождаются» |
200 |
1. Формировать у детей
представления об Олимпийских
играх, как мирном соревновании
с целью физического и 2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад. 3. Развивать у детей
стремление к укреплению и
сохранению своего 4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие. |
Литературный ряд: 1)Кириллова, Ю.А. Навстречу
Олимпиаде: физкультурные досуги
для детей старшего 2)КожевниковаН.Г. Спортивные развлечения и игры. Москва: «Просвещение», 2005 Музыкальный ряд: Гимн Олимпийских игр «Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов. Пособия: мячи, обручи, кубики, кегли, гантели, ракетки | ||
3.1 |
«Будущие Олимпийцы нынче ходят в детский сад» |
25 | |||
3.2 |
«Я и движение» |
25 |
|
Литературный ряд: 1)Т.Е.Харченко «Физкультурные праздники и развлечения» 2)Физкультурно- Музыкальный ряд: «Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов. Пособия: мячи, обручи, кубики, кегли, гантели, ракетки | |
3.3 |
«Мама, папа, я - спортивная семья» |
25 |
|
Литературный ряд: 1)Т.Е.Харченко «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009 г 2)КожевниковаН.Г. Спортивные развлечения и игры. Москва: «Просвещение», 2005 Музыкальный ряд: Гимн России «Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов. Пособия: мячи, обручи, кубики, кегли, гантели, ракетки, скакалки, батут, туннель | |
3.4 |
«Олимпийская неделя» |
125 |
|
Литературный ряд: 1)Т.Е.Харченко «Физкультурные праздники и развлечения» Детство-Пресс, 2009 г 2)Кириллова, Ю.А. Навстречу
Олимпиаде: физкультурные досуги
для детей старшего Музыкальный ряд: Гимн Олимпийских игр «Песни юных спортсменов" Е.Жарковский,В.Викторов. Пособия: мячи, обручи, скакалки, кубики, кегли, гантели, ракетки, клюшки |
Содержание образовательной деятельности:
Модуль 1. «Из истории Олимпийских игр»
Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции. Появление названия Олимпийских игр в результате многократных состязаний, проводимых в Олимпии. Первое достоверное упоминание об Олимпийских играх в 776г., когда на одной из мраморных колонн, установленных вдоль берега реки Алфей, выгравировали имя первого известного олимпийского победителя — повара из Элиды Корэба. Становление Олимпийских игр событием всегреческого масштаба. Съезд на Олимпийские игры множества людей не только из самой Греции, но и из ее городов - колоний от Средиземного до Черного моря.
Итог деятельности: игра «Олимпионик с мячом». Цель: развивать ловкость, быстроту, физическую выносливость, меткость.
Рассказ легенд о зарождении Олимпийских игр. Установление порядка проведения Олимпийских игр и заключение союза спартанским законодателем Ликургом и афинским законодателем и реформатором Клиосфеном. Объявление Олимпии священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, — преступником.
Возрождение Олимпийских игр благодаря французскому барону Пьеру де Кубертену.
Итог деятельности: игра-эстафета «Самый быстрый Олимпионик» Цель: развивать ловкость, быстроту, физическую выносливость.
Показ и трактовка эмблемы Олимпийских игр. Состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Считается, что пять колец – символ пяти континентов (Европы, Азии, Австралии, Африки и Америки).
Официальный флаг Олимпийских игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет символизирует мир во время игр.
Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов – Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, храбрее».
Олимпийский принцип «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба»
Олимпийский огонь. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.
Олимпийские медали. Победитель получает золотую медаль. За второе место дают серебряную медаль, за третье – бронзовую.
Итог деятельности: игровое упражнение «Олимпийцы на тренировке». Цель: развивать ловкость, быстроту, двигательную активность.