Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:37, курсовая работа
Физическая культура является, по своей сущности социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей.
Введение………………………………………………………………………...…3
Понятие физической культуры………………………………………...….5
Структура физической культуры………………………………………...13
Функции физической культуры, понятие, классификация………….…17
Характеристика общекультурных функций ………………......…..21
Эстетическая функция физической культуры………………..22
Социальные функции физической культуры…………………22
Характеристика специфических функций …………………...…...25
Специфические образовательные функции…………………..26
Специфические прикладные функции………………………...27
Специфические спортивные функции………………………...28
Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции…………………………………...35
3.3 Характеристика частных функций…………………..……………..37
Выводы………………………………………………………………………..….42
Список используемой литературы……………………………………………...44
Физкультурная практика свидетельствует, что в результате систематических занятий заметно совершенствует двигательный и вестибулярный анализаторы, возрастает сама способность к быстрому и эффективному освоению новых движений. Овладение разнообразными двигательными умениями и навыками в сочетании с параллельным воспитанием физических качеств повышает не только двигательную культуру человека, но и формирует особый стиль двигательной деятельности. С одной стороны, движения физкультурника обладают высокой экономичностью (тратится меньше энергии), с другой – в случае необходимости они всегда будут более результативными.
Еще одна образовательная
функция заключается в том, что
характер преимущественной двигательной
деятельности будет обуславливать
специфику приобретенных в
3.2.2 Специфические прикладные функции.
Использование физической культуры
в системе подготовки человека к
конкретной деятельности является делом
государственной важности. Имеется
немало профессий, которым обучают
в системе ПТУ, техникумах, институтах,
университетах требующих
3.2.3 Специфические спортивные функции.
Занятия физическими упражнениями
без стремления к превышению превращаются
в обычную игру, или, физическое воспитание,
где целью и мотивом
Отсюда становится понятным,
чтобы считаться спортом в
настоящем понимании этого
Известно также, что любая социально значимая деятельность человека имеет определенную цель, наличие специфических для ее реализации средств, личную побудительную мотивацию, а также соответствующую данной деятельности форму реализации.
Логично в связи с этими
положениями общей теории деятельности
полагать, что основной целью собственно-
Материальной основой спорта в приведенной выше его структуре выступает категория усилия (т.е. определенные мышечные, волевые или интеллектуальные действия). Чаще всего в спорте усилия носят не изолированный, а комплексный характер. Спортивная тренировка развивает у человека, прежде всего саму способность к проявлению не просто усилий, а именно максимальных усилий, специфичных для разных видов спорта (в метаниях - взрывной силы, в спринте - быстроты, в марафоне - предельной выносливости, в гимнастике - максимальной сложности и точности движений и т.д.).
В других, кроме спорта, видах физкультурной практики максимальные усилия обязательными не являются. К примеру, в рекреативной физической культуре, когда человек хочет просто поиграть в футбол для своего удовольствия, он вряд ли станет упражняться в ударах по мячу до такой степени владения техникой и силой удара, как это имеет место в спорте. Поэтому в спорте стремление к максимальному проявлению усилий является основным фактором совершенствования специфических и иных способностей человека, определяющих его спортивный результат. А сами условия соревновательного сопоставления мастерства служат дополнительным стимулом для демонстрации максимальных усилий и тем самым побуждают спортсмена систематически совершенствовать необходимые способности, умения и навыки.
Вместе с тем значительные
усилия, особенно на максимальном уровне,
сами по себе вне категории препятствия
(т.е. специфического для спорта мотива
побуждения) вряд ли возможны. Выполняя
любую работу, человек обычно заинтересован
в том, чтобы видеть её результаты.
И эти конкретные результаты будут
служить ему своего рода дополнительным
стимулом к совершенствованию. Отсюда
в спортивной деятельности, где результат
тренировочной работы далеко не всегда
реально осязаем (допустим, сразу
после тренировки утомленный спортсмен
совсем не уверен, что занятие принесло
ему пользу), необходимы свои видимые
критерии, служащие мотивом к проявлению
максимальных усилий. Таковыми выступают
самые разнообразные
При этом в спорте, в отличие от других видов деятельности (труда, науки, искусства), наблюдается четко выраженная тенденция к постоянному повышению препятствий. Выполняемые элементы в фигурном катании усложняются, вес штанги увеличивается, планка для прыжков в высоту поднимается. Величина препятствия в данном случае является объективным показателем или измерителем проявленного. усилия. Субъективным критерием величины препятствия остается внутреннее ощущение эмоционального напряжения, степень утомления, ощущение борьбы с самим собой и т.п. И в этом смысле, очевидно, что спорт - это, прежде всего преодоление самого себя, своего внутреннего состояния. Поэтому, кроме прочего, он по праву признается одним из эффективных средств воспитания волевых качеств. И в обществе, пожалуй, нет лучшего средства для воспитания воли в сфере двигательной деятельности.
Следующим атрибутом спорта выступает компонент - достижения. Спортивное достижение является, с одной стороны, целью спортивной деятельности, с другой - объективным выражением проявленного усилия и преодоленного препятствия. Оно как бы аккумулирует в себе как усилие, так и препятствие и может выступать в различных величинах - от личного или коллективного достижения, до национальных и мировых рекордов.
Хотя достижения в спорте и являются целью спортсмена, однако эта цель не представляется конечной. Истинная ценность достижения заключается в стимулировании последующего достижения. Дело в том, что без первичного достижения не могло бы возникнуть и последующего, т.е. прогресс в спорте был бы практически незаметен и невозможен. Поэтому достижения - не только мера проявленного усилия, но и своего рода установка на дальнейшее существование спорта как вида добровольной деятельности. Спорт с его довольно контрастными уровнями спортивных результатов одинаково притягателен как для новичков, так и для мировых рекордсменов, благодаря возможности превзойти, превысить существующий для каждого из них личный результат. И хотя для начинающего этот результат может быть довольно скромным, но он потребовал от спортсмена его предельного на данный период усилия, и в силу этого становится уже субъективно значимой ценностью. Кроме того, спортивные достижения, особенно в сфере большого спорта, получают общественное признание, служащее дополнительным фактором для их постоянного роста.
Вместе с тем, рассмотренные категориальные признаки спорта (усилие, препятствие, достижение) еще недостаточны для того, чтобы спорт мог существовать в обществе. Способ его бытия всецело определяется наличием своеобразной формы, которая называется соревнованием.
Соревнование как способ
сопоставления сил и
Идея соревнования предполагает проведение по обусловленным правилам сопоставление сил, способностей и результатов деятельности, в которой каждый участник стремится одержать победу. Соревнование в спорте имеет свою ярко выраженную специфику и во многих случаях отличается от соревнований в других областях действительности. Система обязательных признаков спортивного соревнования выглядит следующим образом:
Все эти признаки, как уже указывалось, в спортивном соревновании обязательны, для соревнований в других областях действительности некоторые из них могут отсутствовать.
Особенно стоит отметить ценность соревнований в плане развития самого спорта и спортивного движения. Она может быть выражена в следующих положениях: