Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 14:45, реферат
Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением.
Введение. 3
1. Определение понятия «функции физической культуры». 4
2. Общекультурные функции физической культуры. 5
3. Общевоспитательные функции физической культуры. 6
4. Специфические функции физической культуры. 8
5. Положение физической культуры на современном этапе развития общества. 11
Заключение. 15
Список литературы. 16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Определение понятия
«функции физической культуры».
2. Общекультурные функции физической культуры. 5
3. Общевоспитательные функции физической культуры. 6
4. Специфические функции физической культуры. 8
5. Положение физической
культуры на современном этапе
развития общества.
Заключение. 15
Список литературы. 16
Введение.
Физическая культура является, по своей сущности, социальным явлением. Как многогранное общественное явление, она связана со многими сторонами социальной действительности, всё шире и глубже внедряется в общую структуру образа жизни людей. Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию её в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании.
Воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему и гармоническому развитию личности. Нельзя сводить физическую культуру только к оздоровительному её влиянию, к укреплению организма - это было бы упрощением.
Физическая культура - явление исторически обусловленное. Её возникновение относится к древнейшим временам. Она, как и культура в целом, является результатом общественно-исторической практики людей. В процессе труда люди, воздействуя на окружающую их природу, в то же время меняют и свою собственную природу. Необходимость подготовки людей к жизни, и, прежде всего к труду, а также к другим необходимым видам деятельности исторически обусловила возникновение и дальнейшее развитие физической культуры.
Первым шагом для оценки любого явления, предмета является определение его функциональной стороны и структурной. Философия учит, что все предметы имеют содержание и форму. Для того чтобы охарактеризовать содержание и форму физической культуры вводятся понятия: «функция» и «форма». Термин «функция» в общественных науках связан с понятием «функционировать» - действовать, воздействовать.
Под функциями физической культуры понимаются «присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определённые потребности личности и общества»1. Функции физической культуры реализуются в полной мере не сами по себе, а главным образом через активную деятельность человека, направленную на использование соответствующих культурных ценностей.
Функции физической культуры неотделимы от определённых форм, на основе которых они проявляются. Термин «формы» означает то, что «структурно отличает виды и разновидности физической культуры, т.е. их структурную определенность оформленность»2. Под видами подразумеваются крупные сочетания элементов физической культуры, а под разновидностями - менее крупные формы, представляющие собой варианты видов. Функции и формы физической культуры необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо функция и форма не существуют независимо друг от друга и взаимно обусловливают друг друга.
Физической культуре присуще категории функций: общекультурные общевоспитательные и специфические. Понимание сущности этих функций дает возможность правильно определить роль и значение физической культуры в жизни личности и общества, сформулировать их цели, систему задач, содержание, средства и методы их использования.
2. Общекультурные функции физической культуры.
Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре. Физическая культура — это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.
Физическая культура является
частью общей культуры человечества
и вобрала в себя не только многовековой
ценный опыт подготовки человека к
жизни, освоения, развития и управления
во благо человека заложенными в
него природой физическими и психическими
способностями, но, что не менее важно,
и опыт утверждения и закалки
проявляющихся в процессе физкультурной
деятельности моральных, нравственных
начал человека. Таким образом, в
физической культуре, вопреки ее дословному
смыслу, находят свое отражение достижения
людей в совершенствовании
Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как воспитательная, образовательная, нормативная, преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, экономическая и др.
Наряду со своей ролью в физическом совершенствовании человека,
физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир - мир эмоций, эстетических вкусов, этических и мировоззренческих представлений. Однако то, какие именно взгляды, убеждения и принципы поведения формируются при этом, зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурного движения, от того, какие социальные силы его организуют и направляют.
3. Общевоспитательные функции физической культуры.
Занятия физическими упражнениями и спортом создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). В ходе занятий человек получает уроки правовой этики. Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.
В процессе занятия спортом также происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.
Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.
В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.
Целью физической культуры как учебной дисциплины является формирование физической культуры личности, как одного из факторов ее социокультурного бытия, обеспечивающей биологический потенциал жизнедеятельности, как способ и меру реализации своих сущностных сил и способностей. Результатом образования в области физической культуры должно быть создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, формирование потребности в физическом самосовершенствовании.
4. Специфические функции физической культуры.
Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Как отмечает Матвеев Л.П., специфические функции выражают социальное бытиё физической культуры как общественного явления, её способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова. Им выделено четыре группы (по признакам общности их проявления):
1. Общее развитие и укрепление организма.
2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.
3. Удовлетворение потребностей
в активном отдыхе и
4. Раскрытие волевых, физических
качеств и двигательных
Уточняя и конкретизируя
специфические функции
-образовательные,
-прикладные,
-«спортивные»,
-рекреативные и оздоровительно-
Специфические образовательные функции.
В системе образования и воспитания (детский сад, школа, лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.
Еще одна образовательная
функция заключается в том, что
характер преимущественной двигательной
деятельности будет обуславливать
специфику приобретенных в
Специфические прикладные функции.
Использование физической культуры
в системе подготовки человека к
конкретной деятельности является делом
государственной важности. Имеется
немало профессий, которым обучают
в системе ПТУ, техникумах, институтах,
университетах требующих
«Спортивные функции».
Занятия физическими упражнениями
без стремления к превышению превращаются
в обычную игру, или, физическое воспитание,
где целью и мотивом
Рекреативные
и оздоровительно-
Как известно, важной основой
нормального функционирования человеческого
организма является его двигательная
деятельность, вызывающая обязательный
расход мышечной энергии. Для организма
не имеет особого значения, в какой
форме осуществляется двигательная
деятельность, то ли в виде физического
труда, то ли в форме физических упражнений.
Однако с учетом принципиального
несовпадения целей труда и физических
упражнений роль физкультурной физической
работы, как оздоровительного фактора,
неизмеримо более высока, т.к. в этом
случае нагрузку можно легко определять
и дозировать практически для
любого индивида, для любого психического
и физического состояния
Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных. Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами.