Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:01, реферат
Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы.
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Режим дня, особенности питания
Требования к спортивному залу
Общие гигиенические требования к одежде и обуви
Закаливание
Список использованной литературы
Работоспособность повышается, если учащиеся приступают к домашним заданиям после 1,5 – 2-часового пребывания на свежем воздухе. При этом желательно первую половину этого времени использовать для игр и спортивных развлечений средней интенсивности, а вторую – провести в спокойных прогулках.
Гигиенически
допустима следующая
Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы. Целесообразно приготовление уроков начинать всегда в одни и те же часы. При этом должен быть сохранен школьный стереотип: через 35 – 45 мин занятий необходим короткий перерыв. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим более длительный отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности.
Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Время перед началом приготовления домашних заданий, после их выполнения и перед сном дети должны проводить на воздухе. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3 – 3,5 ч, в среднем – 2,5 – 3 ч, в старшем – 2 – 2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе, снижается двигательная активность детей.
Свободное время учащиеся используют сообразно своим интересам, для чего предусматривается специальное время: для школьников младшего возраста – 1 - 1,5 ч, среднего и старшего – 1,5 – 2,5 ч в день. В это время дети читают художественную литературу, рисуют, конструируют, вышивают, смотрят телевизионные передачи, занимаются на компьютере. Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления заданий, в период спада интенсивности физиологических функций. Занятия по собственному выбору, как правило, проходят с интересом и выполняются детьми с увлечением. Однако и их следует регламентировать по длительности и интенсивности, особенно такие, как игра на компьютере, просмотр телепередач. Это обусловлено развитием выраженного утомления у детей и подростков.
В режиме дня
выходных дней и каникулярных периодов
следует предусматривать
№ п/п |
Режимные элементы |
Время |
Примечание / комментарии |
1. |
Подъем |
7.30 |
Наиболее благоприятное время подъема ребенка после ночного сна — 7—7.30 ч утра, таким образом, общая продолжительность ночного сна первоклассника — 10,5—11 ч. |
2. |
Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика |
7.30-7.45 |
Начинать свой день первокласснику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много времени. Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создаёт бодрое, хорошее настроение. После зарядки желательно принять душ. После этого одеться, убрать постель и позавтракать. |
3. |
Завтрак |
7.45-8.00 |
Для правильного
развития организма, сохранения высокой
работоспособности детям |
4. |
Пребывание в школе (урочное время) |
8.30-12.20 |
Очень полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20 – 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала. В школу ученик должен приходить за 10—15 мин. до начала занятий и готовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание на материале предстоящейучебной деятельности. |
5. |
Предобеденное пребывание на воздухе (прогулка, игры, развлечения) |
12.20-13.00 |
Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий организм после утомительных занятий, повышающий его работоспособность до уровня, необходимого для полноценного приготовления домашних заданий. Во время прогулок повышение крови кислородом, улучшаются обменные процессы. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии. Длительность прогулки должна составлять 40 мин. – 1,5 часа. |
6. |
Обед |
13.00-13.30 |
Для учащихся начальной школы образовательных учреждений предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника (обязательно для групп продлённого дня). |
7. |
Сон для учащихся первых классов и детей с ослабленным здоровьем |
14.00-15.00 |
Детям с ослабленным здоровьем, быстро утомляющимся, с повышенной возбудимостью нервной системы необходим также дневной сон продолжительностью 1—1,5 ч. Дневной сон вообще показан всем первоклассникам. При возрастании умственных и физических нагрузок (в период острой адаптации к условиям школьного обучения) продолжительность сна целесообразно увеличивать примерно на 1 ч. |
8. |
Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе |
15.00-15.45 |
Наилучшим сочетанием видов деятельности детей является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры и танцы, хореография, хор (дыхательная гимнастика) в хорошо проветриваемом помещении, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее). Продолжительность (общая) пребывания на открытом воздухе должна составлять для первоклассников – 3- 3,5 ч. |
9. |
Полдник |
15.45-16.00 |
Для младших школьников предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника. |
10. |
Самостоятельные учебные занятия (со второй половины учебного года) |
16.00-17.00 |
Самостоятельные учебные занятия и приготовление уроков должны быть строго регламентированы. Существующее сегодня мнение «больше занятий — больше успехов» ошибочно. Ни в коем случае не следует превышать рекомендуемое время подготовки уроков, а при возможности лучше его сокращать. Дело в том, что к домашним учебным занятиям во второй половине дня ребенок приступает с уже сниженной работоспособностью после всей предшествующей учебной деятельности и относительная интенсивность нагрузки для учащихся значительно повышается. Общая дневная нагрузка у ребенка не должна быть чрезмерной. В противном случае организму школьника, особенно больного или ослабленного, будет нанесен вред, а качество выполнения задания при этом неизбежно снизится. Приготовление домашних заданий следует начинать всегда в определенные часы. Привычка заниматься в одно и то же время способствует настрою всего организма к напряженной умственной работе. Наиболее продуктивному труду помогают создание рабочей обстановки, рациональная организация рабочей зоны (письменный стол с определенным порядком расположения необходимых принадлежностей, удобный, подобранный по росту стул, достаточная яркость освещения и др.). Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложному и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий. Такой порядок приготовления уроков способствует постепенному вхождению в работу, максимально сложные задания будут выполняться на фоне высокой работоспособности, а легкие — во время спада продуктивности деятельности. Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным. Напряженная умственная работа не может долго быть эффективной. Поэтому через каждые 15—20 мин. выполнения домашних заданий необходимо делать короткие перерывы с выполнением физических упражнений (психофизпаузы, физкультминутки) и снятием зрительного напряжения (путем фиксации взора на дальних предметах, круговых движений глаз и т. п.). Это способствует быстрому восстановлению работоспособности и предупреждает развитие утомления. Через 40—45 мин. работы следует устроить более длительный перерыв продолжительностью около 10 мин. |
11. |
Ужин |
19.00-19.30 |
В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком. А на ужин – молочно – растительные продукты. |
12. |
Работа по дому |
19.30-20.00 |
В свободное время дети должны оказывать посильную помощь семье, выполняя определенную работу по дому. Первоклассники привлекаются к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и домашними животными и т. п. Подобный труд способствует не только правильному воспитанию ребенка, но и его физическому развитию, укреплению здоровья. |
13. |
Вечерняя прогулка |
20.00-20.30 |
В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе. Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает утомление, накапливающееся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию в дальнейшем. В общей сложности первоклассники должны проводить на свежем воздухе 3—3,5 ч в день. К сожалению, в современных условиях у детей нередко нарушается именно этот очень важный компонент режима дня, что отрицательно сказывается на их здоровье и работоспособности. |
14. |
Гигиенические процедуры, приготовления ко сну |
20.30-21.00 |
В режиме дня школьника достаточное время предусматривается для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок и т. п. |
15. |
Ночной сон |
21.00 |
Общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч. |
Санитарно-гигиенические
Размещение спортзала желательно на первом этаже в отдельном блоке с наличием отдельного выхода на открытую спортивную зону. Планировка спортивного зала имеет общепринятую структуру (2 душевые, 2 раздевалки, 2 туалета, комната для оборудования, для преподавателя), все должно располагаться таким образом, чтобы школьники, переодевшись для занятия, не встречались с посторонними людьми, чтобы не нарушать настрой на занятия и сохранить чистоту спортивного сооружения.
Размеры школьного спортзала и их количество определяется числом учащихся в школе. При наличии 8-20 классов в школе должен быть зал площадью 162 метров квадратных; 20-30 классов - 288 метров квадратных; 40 классов - 2 зала (144 и 288метров квадратных); 50 классов (144 и 450 метров квадратных). Зал площадью 144 метров квадратных используется для занятий начальных классов (табл. 25).
Известно, что достаточные
размеры зала обеспечивают необходимую
площадь для спортивных занятий,
оптимальный объем воздуха для
занимающихся и безопасность занятий.
Поэтому очень важно также соблюдать гигиенические
рекомендации по количеству детей, одновременно
занимающихся в зале. Эта цифра должна
определяться из расчета не менее 4 метров
квадратных площади зала и не менее 18-20
м3 объема помещения на ученика.
Зал должен быть обеспечен
вентиляцией с трехкратным обменом воздуха
в течение часа, так чтобы на учащегося
приходилось не менее 40-60 м3 чистого воздуха.
Приток должен преобладать над вытяжкой.
Если размеры помещения малы, вентиляция
недостаточна, то уже через 4 часа занятий
содержание углекислоты в воздухе достигает
3,5 процентов (нормируется не более 0,1 процентов,
оптимальная величина 0,03-0,04 процентов),
содержание пыли резко возрастает (норма
- не более 0,15 г/м3), содержание микробов
- 26 тыс./м3.
Окна в зале желательно
расположить по двум длинным сторонам,
что не только создает условия для достаточного
освещения, но и позволяет проводить сквозное
проветривание зала в перерывах между
занятиями через форточки (фрамуги) и кроме
того позволяет проводить физкультурные
занятия при открытых окнах (или фрамугах)
в теплое время года для усиления закаливающего
эффекта.
Допускается совмещение естественного
и искусственного освещения. Последнее
может быть представлено лампами накаливания
или люминесцентными лампами, чтобы обеспечить
300 люксов на поверхности пола и 100 люксов
- на баскетбольном щите, сетке; 200 люксов
- на снарядах при занятиях гимнастикой.
Оно должно быть равномерным по всей поверхности
зала, обеспечить принятую норму независимо
от времени суток, не создавать бликов,
т. е. обеспечивать оптимальную работу
органов зрения школьников. Оконные стекла,
лампы необходимо оградить сетками или
решетками для безопасности занимающихся.
Отопительные приборы должны быть утоплены
в стену и закрыты решетками для создания
безопасности. Оптимальный вариант - лучистое
отопление потолочно-напольное.
Воздушно-тепловой
режим школьных спортивных помещений
подлежит гигиеническому нормированию,
поскольку оказывает
Оборудование
зала должно учитывать поло-возрастные
особенности школьников, быть исправным.
Исключается захламленность зала лишним
оборудованием, которое увеличивает
травмоопасность занятий.
Важно наличие душевых установок, водные
процедуры после урока физкультуры прививают
навыки личной гигиены и способствуют
закаливанию.
Особенности питания
Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в школе, нагрузки школьника, занятий спортом, общественной работой и других моментов. Неотъемлемой частью режима питания школьников является горячее питание, поэтому не следует замещать горячее питание буфетной продукцией.
При составлении рационов
питания для учащихся следует
следить за правильным
Распределение калорийности
в течение суток рекомендуется
следующее: завтрак - 25%, обед - 35-40%, школьный завтрак
(или полдник) - 10-15%, ужин - 25%. Очень важно
обеспечить разнообразие рациона школьника,
следить за тем, чтобы одни и те же блюда
не повторялись в течение дня, а в течение
недели не более 2-3 раза. И хотя в этот период
используются все существующие продукты
питания, преимущество все же отдается
полноценным белковым продуктам, легкоусвояемым
углеводам.
Натуральное мясо всех
К сожалению, дети часто
нарушают режим питания, едят
беспорядочно, часто всухомятку, на
ходу, кроме того, из рациона детей
рекомендуется исключить
Физиологические потребности детей младшего школьного возраста в энергии и основных пищевых веществах.
Возраст детей |
Средняя потребность детей в энергии, ккал/сутки |
Рекомендуемая величинапотребления белка, г/сутки |
Рекомендуемая величина потребления жиров, г/сутки |
Рекомендуемая величина потребления углеводов, г/сутки | |
общее количество |
в том числе животного | ||||
6 лет |
1900-2000 |
66-75 |
43-49 (65%) |
63-71 |
256-280 |
7-10 лет |
2100-2300 |
74-87 |
44-52 (60%) |
70-82 |
284-322 |
Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
Гигиенические требования к спортивной одежде. Гигиенически оптимальная, с учетом специфики вида спорта, спортивная одежда и обувь необходимы для эффективной и безопасной тренировочно-соревновательной деятельности.
Гигиеническая оценка спортивной одежды и обуви строится на основе результатов изучения механизмов адаптации организма человека, соответствующим образом экипированного к физическим нагрузкам как в комфортных, так и в неблагоприятных условиях окружающей среды.
Гигиеническое назначение спортивной одежды и обуви — создание и сохранение оптимального теплового баланса в системе «организм спортсмена—окружающая среда», поддержание комфортного теплового состояния спортсменов в процессе занятий физическими упражнениями различной интенсивности и направленности. Тепловое состояние спортсменов зависит не только от метеорологических факторов, но и от характера спортивной деятельности, поэтому поддержание теплового гомеостаза обеспечивается более сложными взаимоотношениями центральных и периферических образований, регулирующих терморегуляцию и реализующих ее.
У спортсменов, выполняющих большую физическую работу в спортивной одежде, сопровождающуюся значительным выделением энергии, затрудняется теплоотдача через кожу. Средняя кожная температура быстро повышается, особенно при высоких температуре окружающей среды и относительной влажности воздуха. Это физиологическая рабочая гипертермия.
Она позволяет создавать