Гигиенические особенности занятий физической культурой детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы.

Содержание работы

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста
Режим дня, особенности питания
Требования к спортивному залу
Общие гигиенические требования к одежде и обуви
Закаливание
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Гигиенические особенности занятий физической культурой детей младшего школьного возраста.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

В случае несоответствия свойств обуви  гигиеническим требованиям, выделенная стопой влага не выводится наружу. Накапливаясь на поверхности обуви  и внутри обувного пространства, она вызывает намокание внутренней поверхности обуви, прилипание ее к коже стопы. В некоторых моделях обуви учтена специфика работы стоп в том или ином виде спорта. В них предусмотрены дополнительные детали, например защитные накладки и щитки, прокладки и амортизирующие прокладки, жесткие задники и подошвы. Кроме того, к подошвам легкоатлетической и футбольной обуви прикрепляются специальные шипы, в обуви для туристов и альпинистов применяются резиновые или пластиковые подошвы с глубоким рифлением.

Несоответствие спортивной обуви  всем перечисленным гигиеническим  требованиям может привести к  возникновению у спортсменов  различных заболеваний и даже утрате спортивной работоспособности.

Особенности закаливания

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды паиболее длительное, по существу непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация в вода.

Приспосабливаясь к сложному воздействию  всех перечисленных внешних условий, организм способен уменьшить или  увеличить свои теплопотери. Эта  способность в основном сводится к увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже в свою очередь обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться в просвете (диаметре).

Сужение и расширение кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения из центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудосуживающим и сосудорасшяряющим (сосудодвигательным) нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается.

Чем моложе ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее, при неблагоприятных  условиях среды, он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) .больше кожа, в частности ее роговой слой, тоньше, а просвет нежных капилляров шире, нежели у взрослых людей. При этом в связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную меру. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому маленьких детей приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания в целях предупреждения у них различных заболеваний.

Закаливание в предшкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать  как важнейшую составную часть  физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение  сопротивляемости организма главным  образом низким температурам, поскольку  возникновении ряда заболеваний  играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты,, ревматизм и т. п.).

Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи  с постоянно меняющейся внешней  средой. Способность организма, приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.

В процессе закаливания в организме  ребенка происходят весьма сложные, изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономное, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.

В результате закаливания ребенок  становится менее восприимчивым  не только к резким изменениям температуры  и простудным заболеваниям, но и  к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность увеличения дозировка  раздражителя. Постепенность заключается,  прежде всего в том, что первые  закаливающие процедуры должны  как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения  закаливающих процедур. К водным  процедурам и солнечным ваннам  можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным  ваннам, вызывающим меньшие изменения  в организме; к обливанию не  допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах раньше, чем с ними не проведены обливания.

3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие  процедуры без серьезных к  тому оснований, так как при  этом исчезают те приспособительные изменения, или механизмы, которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность. Специальные закаливающие  процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими. потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающихся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время - с купанием.

5. Учет индивидуальных особенностей  ребенка. Прежде чем начать  закаливание, необходимо тщательно  изучить физическое и психическое  развитие каждого ребенка На  основании данных медицинского  обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.

Первая группа практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа дети, с которыми закаливающие процедуры проводятся ограниченно. К пим относятся  дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных  путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

Третья группа — дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые или хронические воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т. д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

6 Активное и положительное отношение  детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом  зависят от того, как относятся  к нему дети. Страх перед процедурами  и тем более насильственное  их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

В начале процедур па каждого ребенка  заводят специальную карту, в  которую воспитатель ежедневно заносит дату, температуру воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать  о положительном действии закаливающих процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Антропова М.В. Гигиена детей  и подростков : Учебник для уч-ся  мед. уч-щ / Антропова М.В. - М.: Медицина, 1977. - 334 с.: ил.

2. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учеб для ин-тов и техн. физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 368 с., ил.

3. Гигиена физического воспитания и спорта: Вайнбаум Я.С. – М: 2007

4.  Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. -М.: Высш. школа, 1983

5. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник – М.: Медицина, 2001 – 384с.

6.  Гигиена : учебник Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. М: “Медицина” 1971 г.

7.  Общая гигиена: учебник Г.И. Румянцев, Е.П. Вишневская, Т.А. Козлова. М.: Медицина, 1985 г.

 

 


Информация о работе Гигиенические особенности занятий физической культурой детей младшего школьного возраста