Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 06:33, контрольная работа
К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов.
ВВЕДЕНИЕ
ХАРАКТЕР……………………………………………………………………13
Общее понятие о характере…………………………………………………13
Физиологические основы характера………………………………………..14
Черты характера……………………………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20
2. ХАРАКТЕР…………………………………………………………
2.1 Общее понятие о характере…………………………………………………
2.2 Физиологические основы характера………………………………………..14
2.3 Черты характера………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
К основным свойствам личности относятся: темперамент и характер. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений
Темперамент и характер человека определяют его типичные реакции на те жизненные ситуации, а соответственно и реакции окружающих на его поведение. От этих реакций зависят отношения, складывающиеся между людьми, особенно в тех случаях, когда люди встречаются впервые и еще недостаточно хорошо знают друг друга.
"Темперамент",
"характер", "личность" –
в этих понятиях исходно
1. ХАРАКТЕР
1.1. Общее понятие о
характере.
В буквальном переводе с греческого
характер означает чеканка, отпечаток.
В психологии под характером понимают
совокупность индивидуально-своеобразных
психических свойств, которые проявляются
у личности в типичных условиях и выражаются
в присущих ей способах деятельности в
подобных условиях. Характер - это индивидуальное
сочетание существенных свойств личности,
выражающих отношение человека к действительности
и проявляющихся в его поведении, в его
поступках. Характер взаимосвязан с другими
сторонами личности, в частности с темпераментом
и способностями. Темперамент влияет на
форму проявления характера, своеобразно
окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость
у холерика выражается кипучей деятельности,
у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.
Холерик трудится энергично, страстно,
флегматик - методично, не спеша. С другой
стороны, и сам темперамент перестраивается
под влиянием характера: человек с сильным
характером может подавить некоторые
отрицательные стороны своего темперамента,
контролировать его проявления. С характером
неразрывно связаны и способности. Высокий
уровень способностей связан с такими
чертами характера, как коллективизм -
чувство неразрывной связи с коллективом,
желание работать для его блага, вера в
свои силы и возможности, соединенная
с постоянной неудовлетворенностью своими
достижениями, высокой требовательностью
к себе, умением критически относиться
к своему делу. Расцвет способностей связан
с умением настойчиво преодолевать трудности,
не падать духом под влиянием неудач, работать
организованно, проявлять инициативу.
Связь характера и способностей выражается
и в том, что формирование таких черт характера,
как трудолюбие, инициативность, решительность,
организованность, настойчивость, происходит
в той же деятельности ребенка, в которой
формируются и его способности.
1.2. Физиологические
основы характера.
Физиологической основой характера
является сплав черт типа высшей нервной
деятельности и сложных устойчивых систем
временных связей, выработанных в результате
индивидуального жизненного опыта. В этом
сплаве системы временных связей играют
более важную роль, так как тип нервной
системы можно сформировать все общественно
ценные качества личности. Но, во-первых,
системы связей формируются различно
у представителей разных типов нервной
системы и, во-вторых, эти системы связей
проявляются своеобразно в зависимости
от типов. Например, решительность характера
можно воспитать и у представителя сильного,
возбудимого типа нервной системы, и у
представителя слабого типа. Но воспитываться
она будет по-разному и проявляться будет
по-разному в зависимости от типа.
Из сказанного ясно, что характер не наследуется
и не является прирожденным свойством
личности, а также не является постоянным
и неизменным свойством. Характер формируется
и развивается под влиянием окружающей
среды, жизненного опыта человека, его
воспитания. Влияния эти носят, во-первых,
общественно-исторический характер (каждый
человек живет в условиях определенного
исторического строя, определенной социальной
среды и складывается как личность под
их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный
характер (условия жизни и деятельности
каждого человека, его жизненный путь
своеобразны и неповторимы). Поэтому характер
каждого человека определяется как его
общественным бытием (и это главное!), так
и его индивидуальным бытием. Следствием
этого является бесконечное разнообразие
индивидуальных характеров. Однако в жизни
и деятельности людей, живущих и развивающихся
в одинаковых условиях, имеется много
общего, поэтому и в характере их будут
некоторые общие стороны и черты, отражающие
общие, типические стороны их жизни. Характер
каждого человека представляет собой
единство индивидуального и типического.
Каждая общественно-историческая эпоха
характеризуется определенным общим укладом
жизни и общественно-экономическими отношениями,
которые влияют на мировоззрение людей,
формируя черты характера.
1.3.Чертыхарактера.
Характер - это неразрывное целое.
Но изучить и понять такое сложное целое,
как характер, нельзя, не выделив в нем
отдельных сторон или типичных проявлений
(черт характера). Общие черты характера
проявляются в отношениях личности к общественным
обязанностям и долгу, к людям, к самой
себе. Отношение к общественным обязанностям
и долгу прежде всего проявляется в отношении
личности к общественному труду. В этой
связи выявляются такие черты характера,
как трудолюбие, добросовестность, настойчивость,
бережливость, и противоположные им - леность,
небрежность, пассивность, расточительство.
Отношение человека к труду оказывает
решающее влияние на формирование его
других личностных качеств. Д. И. Писарев
писал: "Характер закаляется трудом,
и кто никогда не добывал себе собственным
трудом насущного пропитания, тот в большей
части остается навсегда слабым, вялым
и бесхарактерным человеком". Отношение
к людям наглядно выступает в таких чертах
характера, как общительность, вежливость,
доброжелательность и т. п. Антиподами
этих черт являются замкнутость, бестактность,
недоброжелательность. Как утверждал
В. Гюго, "у каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают; тот, который
он сам себе приписывает; и, наконец, тот,
который есть в действительности"[5,стр208].
В целях выяснения сути своего характера
человеку полезно знать мнение о себе
коллектива, в котором он работает и проводит
значительную часть своей жизни. И прежде
всего то, насколько упорядочены у него
отношения с людьми, насколько он нужен
людям, насколько он авторитетен среди
них. Отношение к самому себе проявляется
в самооценке своих действий. Трезвая
самооценка - это одно из условий совершенствования
личности, помогающих вырабатывать такие
черты характера, как скромность, принципиальность,
самодисциплина. Отрицательными чертами
характера являются повышенное самомнение,
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий
этими чертами, обычно неуживчив в коллективе,
невольно создает в нем предконфликтные
и конфликтные ситуации. Нежелательна
и другая крайность в характере человека:
недооценка своих достоинств, робость
в высказывании своих позиций, в отстаивании
своих взглядов. Скромность и самокритичность
должны сочетаться с обостренным чувством
собственного достоинства, основанном
на сознании действительной значимости
своей личности, на наличии известных
успехов в труде на общую пользу. Принципиальность
- одно из ценных личностных качеств, придающих
характеру деятельную направленность.
Волевые черты характера. Под волей понимается
сложный психический процесс, который
вызывает активность человека и пробуждает
его действовать направленно. Воля является
способностью человека преодолевать препятствия,
добиваться поставленной цели. Конкретно
она выступает в таких чертах характера,
как целеустремленность, решительность,
настойчивость, мужество. Данные черты
характера могут способствовать достижению
как общественно полезных, так и антиобщественных
целей. Для этого важно определить, каков
мотив волевого поведения человека. "Храбрый
поступок, мотив которого состоит в порабощении
другого человека, в захвате чужого добра,
в продвижении по службе, и храбрый поступок,
мотив которого заключается в том, чтобы
помочь общему делу, обладают, конечно
совершенно различными психологическими
качествами". По волевой активности
характеры подразделяются на сильные
и слабые. Люди сильным характером имеют
устойчивые цели, инициативны, смело принимают
решения и реализуют их, обладают большой
выдержкой, мужественны и смелы. Людей,
у которых эти качества слабо выражены
или отдельные из них отсутствуют, относят
к категории слабохарактерных. Им свойственно
пассивное проявление своих деловых и
личных качеств. Зачастую такие люди, имея
самые хорошие намерения, не добиваются
значимых результатов в работе, учебе.
Многие из них искренне переживают свое
неумение самостоятельно, настойчиво
и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у
человека. И. П. Павлов подчеркивал, что
человек - это единственная система, способная
регулировать сама себя в широких пределах,
т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные
люди при продуманной педагогической
работе с ними могут стать активно деятельными.
При этом надо принимать во внимание индивидуальные
особенности человека, например его темперамент.
Так, у холерика легче выработать активность
и решительность, чем у меланхолика. Сам
человек должен с юного возраста тренировать
свою волю, вырабатывать такие качества,
как самообладание, активность, смелость.
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия – производственно-трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном, учебном – в конечном счете, определяются уровнем здоровья (табл.1).
Согласно определению
Всемирной организации
Раскроем понятие здоровье более полно, как:
Показатели индивидуального здоровья:
Таким образом, можно сказать, что Здоровье – это способность человека приспосабливаться к среде и к своим собственным возможностям, способность противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, способность сохранять себя.
Приведенное выше определение здоровья, данное ВОЗ, носит теоретический характер.
На практике врачи оценивают состояние здоровья более конкретными показателями, которые можно зарегистрировать и измерить: уровень кровяного давления, частота сердечных сокращений, частота дыхания, данные анализов крови, мочи, рентгенологического исследования и т.д.
Если эти показатели соответствуют возрастным нормам человека и позволяют ему без помех учиться, трудиться, можно утверждать, что человек здоров. Если же человек без видимых причин начинает плохо учиться, трудиться, у него пропадает интерес к играм, занятиям, можно предположить, что он нездоров.
2.1 Основные компоненты здоровья
Индивидуальное здоровье человека составляют три компонента:
Социальное благополучие – когда человек уверен в своем завтрашнем дне, имеет жилье, работу, возможность повышать качество образования, карьерный рост, достойную заработную плату, возможность отдыхать согласно своим желаниям и возможностям, имеет возможность поддерживать своих близких, и наконец, чувствует свою «нужность» обществу, т.е. это социальные связи и межличностные отношения, благоприятные условия труда и быта. Социальное здоровье тесно связано с духовным здоровьем человека.
Духовное здоровье – здоровье нашего разума. Духовное здоровье зависит от:
- системы мышления, степени познания окружающего мира и ориентации в этом мире;
- умения адекватно
определить свое положение в
окружающей среде, свое
Духовное здоровье достигается за счет умения:
- жить в согласии с собой, родными, друзьями и другими членами общества
- прогнозировать различные ситуации, влияющие на жизнь;
- разрабатывать
и оптимально адаптировать
Физическое здоровье – это здоровье нашего тела. Физическое здоровье зависит от:
- двигательной активности человека;
- рационального питания;
- закаливания;
-соблюдения правил личной гигиены;
- безопасного
поведения в повседневной
- оптимального сочетания умственного и физического труда;
- умения отдыхать;
- отказа от употребления алкоголя, наркотиков, курения.
При оценке физического здоровья используют четыре основных критерия:
Если человека интересует его здоровье, он должен одинаково заботиться об укреплении духовного и физического здоровья. Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.
2.1 Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Какова деятельность человека, таков и он сам, его природа и его болезни. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных характеристик», которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека: уровень социальной, экономической и трудовой активности, степень миграционной подвижности людей, приобщение их к современным достижениям культуры, науки, искусства, техники и технологии, характер и способы проведения досуга и отдыха.
В тоже время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития производства здоровье населения страны - наряду с другими качественными характеристиками - приобретает роль ведущего фактора экономического роста.
Уровень здоровья и физического развития – одно из важнейших условий качества рабочей силы. В зависимости от их показателей оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.
Ускорение ритма
жизни и усложнение современного
производства с высоким уровнем
его механизации и
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.
Физическая подготовленность - это результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Она характеризуется по уровню развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения навыками (высокая, средняя, низкая).