Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:07, реферат
Гимнастика — исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Она является дисциплиной спортивно-педагогической. Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от греческого слова гимнос — нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). В первом издании БСЭ происхождение понятия «гимнастика» связывается с греческим словом гимназо — упражняю. В третьем издании БСЭ это понятие получает дополнительное толкование: упражняю, тренирую, — что, с нашей точки зрения, более правильно отражает суть и назначение гимнастики.
РЕФЕРАТ
ТЕМА: Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности
Существует несколько
Задачи гимнастики:
Успешное решение
Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения, музыкальное сопровождение занятий, естественные силы природы, гигиенические процедуры, слова педагога, оказывающие психо-регулирующее воздействие, и др. К основным средствам относятся гимнастические упражнения, музыка и слово педагога. Все средства гимнастики можно уподобить хорошему инструменту в руках грамотного и опытного педагога.
Методы — это способы
Гимнастические упражнения отличаются от других видов физических упражнений тем, что не все они заимствованы из жизненной практики людей, как в игре, туризме и спорте. Большинство из них специально разработано для более целенаправленного и эффективного воздействия на отдельные органы и системы организма, психические и личностные свойства занимающихся, для обогащения их опытом — двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным и др. Комбинации из сложных гимнастических упражнений — прекрасное зрелище!
Гимнастике присущ метод строго регламентированного упражнения и организации деятельности занимающихся на уроке по заранее разработанной учителем программе обучения. Им же создаются оптимальные условия для успешного овладения новыми упражнениями путем планирования их в соответствии с принципами дидактики; предусматривается эмоциональный фон занятий; активизируется воля, мыслительная и двигательная деятельность; формируется положительное отношение занимающихся к овладению изучаемыми упражнениями и к занятию в целом. Этот метод реализуется в следующих методических особенностях гимнастики:
Методические особенности
Гимнастика в отечественной системе физического воспитания является самым доступным для широких масс населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Гимнастика — это один из наиболее популярных видов спорта.
Эффективность влияния на занимающихся с помощью гимнастических упражнений зависит не только от умелого подбора их педагогом, но и от его словесных воздействий, от характера музыкального сопровождения занятий и внешних условий, в которых они проводятся.
Длительные занятия
Конечно, каждый вид спорта имеет свои преимущества в воздействии на занимающихся. Спортигровики превосходят гимнастов в способности распределять и переключать внимание, в оперативном и тактическом мышлении. Пловцы, бегуны и лыжники превосходят гимнастов в выносливости.
Такова гимнастика как предмет познания с учетом ее места в системе физического воспитания человека.
Оздоровительные виды гимнастики. Основная гимнастика является разделом учебной программы для вузов. На занятиях основной гимнастикой применяются строевые, общеразвивающие, прикладные, простейшие акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики, аэробики; неопорные и элементарные опорные прыжки. Техника этих упражнений простая, поэтому облегчается процесс обучения им. Оздоровительная направленность обеспечивается подбором необходимых и доступных упражнений. При подборе упражнений учитываются индивидуальные особенности студентов, их состояние здоровья, уровень физической подготовленности.
Основная гимнастика
имеет и прикладное значение, так как
на занятиях формируются, совершенствуются
необходимые навыки в ходьбе, беге, равновесии,
метании, лазании, преодолении препятствий
и др. Кроме того, основная гимнастика
обогащает двигательный опыт. Освоив разнообразные
по структуре упражнения, юноши и девушки
успешнее будут овладевать новыми движениями,
выполняя их с большой точностью по пространственным
и временным параметрам, по степени мышечных
усилий. Поэтому основную гимнастику можно
по праву считать подготовительной ступенью
для перехода к спорту. На занятиях основной
гимнастикой также успешно решаются воспитательные
задачи: соблюдаются строгий порядок,
дисциплина, большинство упражнений выполняется
единообразно (под счет или музыкальное
сопровождение).
Гигиеническая гимнастика оказывает оздоровительное воздействие на занимающихся. Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой усиливают кровообращение в тканях организма, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы и обмен веществ, нервно-мышечного аппарата, положительно воздействуют на психику человека. Утренняя ежедневная гимнастика способствует переходу от пассивного состояния после сна к активному, необходимому для предстоящей деятельности.
Атлетическая гимнастика
предназначена преимущественно для физически
подготовленных юношей. Каждый молодой
человек стремится стать сильным, ловким,
красивым. С этой целью необходимо выполнять
более сложные комплексы упражнений, используя
различные предметы: гантели, гири, набивные
мячи, амортизаторы и др. Упражнения повторяются
с большим числом повторений,
с максимальной амплитудой движений и
большим напряжением тех или иных мышечных
групп.
Спортивная гимнастика.
Мужское многоборье современной гимнастики
включает в себя вольные упражнения, упражнения
на коне, кольцах, брусьях и перекладине,
прыжки (опорные).
Женское многоборье - опорный прыжок, упражнения
на брусьях разной высоты, гимнастическом
бревне и вольные упражнения.
Развитию спортивной гимнастики способствовала введенная в 1935 г. Единая Всесоюзная спортивная классификация, а также регулярно проводимые в нашей стране спортивные соревнования различного масштаба (начиная с 1928 г.) и участие в международных встречах (начиная с 1937 г.), Олимпийских играх, Кубках мира, первенствах Европы.
Команда советских
гимнасток побеждала на всех Олимпийских
играх (с 1952 по 1980 г. включительно),
команда гимнастов также была первой (однако
с 1960 по 1976 г. занимала второе место).
На чемпионате мира 1979 г., на Олимпийских
играх 1980 г. и первенстве мира 1981 г. снова
занимала первое место. Из советских гимнастов
абсолютными чемпионами Олимпийских игр
были Б. Шахлин, Н. Андрианов, В. Чукарин (дважды),
А. Дитятин. Среди женщин чемпионами Олимпиад
становились М. Гороховская, Л. Латынина,
Л. Турищева, Е. Давыдова, С. Хорхина.
В условиях вуза занятия по спортивной гимнастике ведутся на основе Единых классификационных программ, включающих упражнения для гимнастов всех разрядов и мастеров спорта.
Спортивная акробатика включает в себя прыжковую акробатику, парные упражнения, пирамиды. С 1939 г. разрабатываются классификационные программы по акробатике и проводятся первенства страны. С 1957 г. советские акробаты начали участвовать в международных товарищеских встречах, а с 1974 г. в чемпионатах мира, на которых завоевали большинство из разыгрываемых медалей. Непрерывно растет их мастерство. Наряду с усложнением произвольных упражнений повышается и исполнительское мастерство, композиции выступлений акробатов становятся более эмоциональными.
Художественная гимнастика - наиболее молодой вид спорта
и одно из основных средств физического
воспитания девушек. Программа по художественной
гимнастике и ее методика направлены на
развитие именно тех двигательных качеств
и навыков, которые необходимы для укрепления
здоровья и повышения работоспособности
учащихся девушек.
В основе интереса, привлекающего
девушек к систематическим
из их динамичности и ритмичности. Слитные,
плавные и мягкие движения не только интересны,
но и полезны. Выполняя упражнения под
музыку, учащиеся развивают слух и чувство
ритма, дополняя свое физическое совершенствование
эстетическим.
В многоборье входят: для младших
разрядов – 3 упражнения, для 2-го разряда
– 4 упражнения, для 1-го разряда, кандидатов
в мастера спорта, мастеров спорта – 5
упражнений (как без предметов, так и с
предметами).
С 1946 г. художественная гимнастика была признана самостоятельным видом спорта и начала развиваться во многих городах страны. С 1950 г. введена в спортивную классификацию. С 1963 г. стали проводиться первенства мира по художественной гимнастике, а затем и соревнования на кубок Европы. Сейчас художественная гимнастика - один из ведущих видов спорта для женщин. С 1984 г. она стала олимпийским видом. В условиях вуза работа ведется по Единым классификационным программам.
Производственная гимнастика, включаемая в режим рабочего или учебного дня студентов, повышает работоспособность и укрепляет их здоровье.
Профессионально-прикладная
гимнастика - составная часть профессионально-прикладной
физической подготовки. С ее помощью совершенствуется
профессионально важные физические качества
и двигательные навыки, от которых в значительной
степени зависит успех в процессе овладения
учащимися избранной профессией.
На занятиях применяют упражнения
без предметов и с предметами
(гимнастические палки, набивные мячи,
скакалки, гантели
и др.), упражнения на гимнастической скамейке,
стенке, лестнице, канатах, шестах, гимнастическом
бревне и других снарядах, а также простые
акробатические упражнения, неопорные
и опорные прыжки, прыжки на батуте.
В практике физического воспитания учащихся ПТУ профессионально-прикладная гимнастика используется на обязательных учебных занятиях, а также на секционных занятиях и в утренней зарядке.
Информация о работе Характеристика гимнастики, ее виды и разновидности